А вместо сердца — сталинский мотор

Одной из высокотехнологичных отраслей промышленности, поднявшихся из зачаточного состояния в советский период, было авиационное двигателестроение. А вспомнил я о нем, потому что сегодня исполнилось ровно 85 лет со дня начала серийного производства двигателя М-34 — первого мощного авиамотора, спроектированного и внедренного в массовое производство в России.

Как известно, до революции и в ранние годы советской власти все выпускавшиеся в нашей стране авиадвигатели были лицензионными или «пиратскими» копиями зарубежных образцов. В 1927 году начался выпуск первого авиамотора собственной разработки М-11, однако, его мощность составляла всего 110 лошадиных сил, поэтому он годился лишь для небольших, легких самолетов. А М-34, спроектированный в КБ Александра Микулина, развивал 750 лошадиных сил и мог быть установлен на самолетах любых классов, вплоть до сверхтяжелых бомбардировщиков. В дальнейших модификациях мощность удалось повысить до 1050 л.с.

Кроме того, М-34 отличался высокой надежностью, безотказностью и весьма солидным, по тем временам, рабочим ресурсом, что ставило его в один ряд с лучшими зарубежными аналогами. Это было первое крупное достижение российских двигателистов, позволившее установить несколько мировых рекордов дальности и продолжительности полета. Благодаря М-34 успешно завершились уникальные рейды экипажей Чкалова и Громова в США через Северный полюс. На этих же моторах летал крупнейший в мире самолет АНТ-20 «Максим Горький» и его дублер АНТ-20бис.

Кроме того, М-34 (с 1936 года — АМ-34) ставили на бомбардировщики ТБ-3, ДБ-1 и ТБ-7 (Пе-8), многоцелевые самолеты Р-Z, летающие лодки МБР-2 и целый ряд других машин. Можно сказать, что предвоенное развитие советской авиации было в значительной мере обеспечено удачной конструкцией этого мотора. М-34 выпускался до 1939 года, всего построено более 10500 экземпляров.

На заставке — двигатели АМ-34 на крыле шестимоторного авиалайнера АНТ-20бис.

01_stranitsa_120

Подлинный чертеж мотора М-34РНБ (облегченный, редукторный, с нагнетателем). Цветом выделена система смазки.

IMG_1044
Частично препарированный для показа внутреннего устройства мотор М-34РН. На переднем плане — шестеренчатый понижающий редуктор.

035

Раскапотированный М-34Р на самолете ЦАГИ РД-2 (АНТ-25) в первоначальной конфигурации с выдвижным радиатором. .
rd-color
Окраска ЦАГИ РД-2

P1000314

АНТ-25 в мемориальном музее В.П. Чкалова.

MBR-2_01

Первый прототип летающей лодки МБР-2 с мотором М-34.

MS-1_fig132

Силовая установка МБР-2 с мотором М-34Н (безредукторный с нагнетателем).

Petlyakov_Pe-8_zpsdfb8e615

Двигатели АМ-34ФРНВ на первом экземпляре самолета ТБ-7 (Пе-8).

Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Postwar на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@proru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

Комментарии

Подписка
avatar
wpDiscuz