Авиационная пушка «Szakats» SZA / SZB /SZC (Германия, 1918)

Вскоре после окончания Первой Мировой Войны союзная комиссия стран Антанты, проводившая ревизию немецких военных производств, обнаружила на оружейном заводе «Fahrzeug Fabrik» во Франкфурте прототипы нескольких авиационных пушек неизвестной конструкции. Ими оказались несколько вариантов новейшей системы «Szakats» калибра 19-мм с ленточным питанием. Необходимо отметить, что автоматические пушки в авиации на тот момент были еще в новинку. А обнаруженный образец пушки с воздушным охлаждением, имеющий темп стрельбы 450 выстрелов в минуту был просто революционным. Обнаруженная 19-мм автоматическая пушка являлась изобретением польского конструктора стрелкового оружия по имени Габриэль Cакач (Gabriel Szakats), работавшего в годы войны инженером по боеприпасам во франкфуртской «Fahrzeug Fabrik» в Германии.

Первые успешные модели этой системы появились в конце 1918 года, но, несмотря на высокий приоритет, ни один из разработанных вариантов не был завершен вовремя, чтобы использоваться в боях.

Параллельно были разработаны четыре варианта 19-мм пушки — SZA-1, SZA-2, SZB, и SZC, которые представляли собой автоматическое оружие с коротким откатом ствола. Модели SZA-1 и SZA-2 являлись «сухопутными» вариантами с водяным охлаждением ствола и были характерны необычно большим ходом ствола. Версия SZB была намного легче, и имела воздушное охлаждение. Она имела радиальные ребра на стволе и дульный тормоз для минимизации отдачи, предназначаясь для установки на самолеты. SZC представляла собой окончательную модель, в которой в трущихся частях была применена бронза. Пушки Szakats, как уже отмечалось выше, работали на принципе короткого отката ствола, причем в момент хода ствола назад производилось продвижение металлической патронной ленты.

Наиболее интересной особенностью системы была сама подача патронов. Хвостовик подвижного ствола имел два выступа, при помощи которых приводил во вращение лентопротяжный механизм и поворачивал очередной патрон в положение для досылания. Благодаря большому ходу отдачи и приличному усилию, подающий лентопротяжный механизм был способен тянуть патронную ленту рекордной длины. Ноу-хау системы Szakats, впервые примененным на автоматическом оружии был пневматический демпфер. Усилие отдачи ствола было настолько большим, что силы мощной пружины, гасящей отдачу было недостаточно, чтобы поглотить отдачу полностью и в задней части затвора был расположен пневматический цилиндр, поршень которого вступал во взаимодействие с затвором в крайнем заднем его положении. Впоследствии демпфирование тяжелых автоматических систем стало стандартом во всем мире. Правда, пневматика использовалась редко, чаще всего демпферы были гидравлические. Но сама идея все же принадлежит Габриэлю Сакачу.

Подпружиненный ударный механизм пушки был настроен таким образом, что срабатывал за 0.2 мм до того, как очередной патрон занимал свое место в каморе патронника. Затвор был свободным, что необычно для такого калибра, механизмы торможения или замедления затвора предусмотрены не были, благодаря чему была достигнута рекордная для того времени скорострельность в 450 выстр/мин. Правда оборотной стороной такой конструкции была необходимость в смазке патронов, в противном случае не было гарантии надежного экстрагирования гильзы, что чревато подачей очередного патрона в занятую камору и заклиниванию системы. Оружие могло быть установлено как на турели в качестве оборонительного подвижного, так и неподвижно в крыльях или фюзеляже самолета. Также была предусмотрена возможность синхронизации пушки для стрельбы через плоскость винта. Стандартный боекомплект на ствол составлял 100-патронную ленту, упакованную в патронный ящик. Зарядка пушки Szakats производилась вручную, никаких пневматических или механических устройств предусмотрено не было, по крайней мере, на этапе прототипов.

Любопытно обратить внимание также на оригинальный патрон пушки 19х114R, в котором на фланце-закраине была нанесена крупная насечка, предположительно позволявшая лучше ориентировать патрон при подаче его лентопротяжным механизмом. Этот патрон нигде больше не применялся и является желанным приобретением для любого коллекционера.

После изучения захваченных образцов пушек Szakats союзники уничтожили прототипы во избежание дальнейшего их развития поверженной Германией. До настоящего времени не сохранились сколь-нибудь подробные сведения об этих, безусловно, интересных образцах авиационного вооружения. А вот идеи, заложенные Габриэлем Сакачем, нашли свое отражение во многих последующих конструкциях. Как уже упоминалось выше, демфирование подвижных частей автоматики по сей день применяется во всех крупнокалиберных системах начиная с винтовочных калибров.

Оригинальный лентопротяжный механизм почти без изменения был заимствован советским конструктором Шпитальным на знаменитом пулемете ШКАС. Схема короткого отката ствола стала также визитной карточкой семейства пулеметов Браунинга, хотя скорее всего Джон Браунинг дошел до этого самостоятельно.

Любопытна также судьба этого незаурядного конструктора. Поляк по национальности, по гражданству — подданный Австро-Венгерской империи, потом — Венгрии, после войны жил в городке Мако (Венгрия), где Габриэлю (Габору) Сакачу в 2007 г. в память 70 годовщины со дня смерти изобретателя была установлена мемориальная доска. Сегодня его имя неизвестно даже многим специалистам-оружейникам, а между тем Сакач помимо упомянутой пушки изобрел еще и ранцевый огнемет. Свое изобретение запатентовал в 1910-ом году; за год до этого во время маневров в Пола родилась идея огнемета, когда Сакач увидел, как солдаты и матросы поливают друг друга водой. Патент в 1911-ом куплен неким Рихардом Фидлером (Richard Fiedler).

Сакач кроме всего прочего прославился и массой других изобретений (которыми пользуются, но автора давно забыли).

В 1920-ом он предстал перед судом именно за изобретение «бесчеловечного» оружия — огнемета, как военный преступник.

В годы войны разработал тяжелое орудие (18-см), которым пользовалась и германская и австро-венгерская армия.

Для своего друга — врача изобрел небольшой прибор-впрыскиватель для астматиков, которым пользуются по сей день как иммубилайзерами.

После 1 мировой войны многие годы работал в конструкторском бюро Круппа, где усовершенствовал и создавал новые виды вооружения.

В 1924-ом году сконструировал мотоплуг, за который получил золотую медаль на международной сельхоз выставке в Риме. За это изобретение получил от Xорти дворянский титул и пост «главного советника по техническим вопросам».

Погиб в 1937-ом году при весьма загадочных обстоятельствах (был ярым противником антисемитской политики Венгерского Королевства).

Источник материала
Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Postwar на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@newru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

You may also like...

11 комментариев
старые
новые
Встроенные Обратные Связи
Все комментарии
Чтобы добавить комментарий, надо залогиниться.