Опытная тактическая ракета «Blue Water » (Великобритания. 1959 год)

В конце 1950-х — начале 1960-х годов в британских войсках сложилась проблемная ситуация с тактическим ядерным оружием: на вооружении имелись американские ракеты Corporal с хорошей дальностью и точностью, — но с ЖРД и сложной процедурой подготовки к запуску, и Honest John, твердотопливная и удобная мобильная ракета, — но с совершенно недостаточной дальностью полета примерно в 50 километров. Разумеется, военным захотелось совместить достоинства и избавиться от недостатков. В сентябре 1959 года фирма «English Electric» получила заказ на изготовление корпусной баллистической ракеты «Blue Water» для замены американских ракет «Corporal», состоявших на вооружении британской армии. В декабре 1959 года в ходе переговоров министров обороны ФРГ и Великобритании было решено рекомендовать «Blue Water» к принятию на вооружение армий НАТО. В случае одобрения проекта руководством НАТО ФРГ решила закупить ее для бундесвера …

Первый запуск новой ракеты разработки English Electric — причем, ракеты с автономным инерциальным наведением, разработчики рассчитывали на то, что в условиях ядерной войны с радиосвязью будут проблемы — был совершен в 1960 году. Ракету, стартовой массой 1400кг подбрасывал в воздух твердотопливный двигатель тягой около 7.5 тонн, так что старт у новой ракеты был ОЧЕНЬ энергичным. Наверное, именно поэтому ракете с аэродинамической стабилизацией не требовалось длинной направляющей, достаточную для того, чтобы стабилизаторы «вцепились» в воздух — скорость она набирала практически мгновенно. Ракета «Blue Water» была оснащена инерциальной системой управления. Ракета была выполнена по нормальной аэродинамической схеме. Ее длина составляла 7,62 м, диаметр корпуса — 0,61 м, размах крестообразных крыльев не превышал 2,06 м. Твердотопливный ракетный двигатель обеспечивал ракете дальность полета 160 км. Ракета могла нести боевую часть с обычным или ядерным зарядом. Время подготовки к запуску составляло 40 минут.

2
Пусковую установку системы Blue Water спроектировали на шасси стандартного армейского грузового автомобиля Bedford. Кроме относительно короткой направляющей на этом шасси смонтировали также аппаратуру предстартовой подготовки и управления пуском ракеты. Общее время подготовки ракеты к пуску было сокращено таким образом до 10 минут. Благодаря приводу на все колеса и двигателю мощностью 160 л.с., пусковая установка обладала хорошей проходимостью по пересеченной местности. На шоссе она развивала скорость до 56 км/час. Имелась возможность перевозки ее в грузовых кабинах военно-транспортных самолетов Argosy или Belfast. Прорабатывался и совершенно экзотический вариант — использование ракеты в качестве аэробаллистической, с подвеской под бомбардировщиком TSR-2, но это уже полная экзотика, и дальше бумаги вариант не продвинулся. Ракетой живо интересовались военные Германии, Италии и Франции, — «европейская» тактическая ракета заинтересовала всех, да и определенная независимость от США привлекала, по политическим соображениям. Опять же, характеристики на фоне имеющегося вооружения выглядели очень привлекательными, — «остановить советские орды» было бы проще. В целом, ракета получилась простой и неприхотливой, при более чем достойных ТТХ: дальность полета у нее составила почти 90 километров, десятикилотонная БЧ «попадала в эпицентр» с вполне устраивающей военных точностью, и все уже почти сладилось, но…

3
Этим самым «но» в судьбе Blue Water стала опять же американская разработка — MGM-29 Sergeant. Пускай она была такой же «автострадной» системой на полуприцепе, как и Corporal, но она была твердотопливной, летала дальше (135 километров), а главное — американцы твердо обещали поставить ее всем желающим в 1961 году. На самом деле, прокатили, первые Сержанты попали в ФРГ только в 1964, — но немцы успели отказаться от английской разработки, а вслед за ними притормозили и остальные. Тащить же недешевую (32 миллиона еще тех, довольно тяжелых фунтов стерлингов) разработку без перспективы больших экспортных продаж ни правительство, первоначально финансировавшее Blue Water, ни фирма-разработчик не захотели, — и в августе 1962 г, военный министр Великобритании заявил о прекращении работ над «Blue Water». Официально были указаны следующие причины: высокая стоимость, возможность применения только на Европейском театре военных действий и отказ других стран НАТО от закупки этих ракет.

4
Далее министр обороны заявил, что нет сомнения в том, что английская армия получит на вооружение американскую ракету MGM-29 Sergeant, которая остается единственной тактической ракетой этого класса, разработанной на Западе. По сравнению с «Blue Water» ракета MGM-29 Sergeant тяжелее, дороже, обладает меньшей точностью и большим периодом подготовки к запуску, однако «Sergeant» уже отработан и принят на вооружение.

5
Максимальный диаметр корпуса ракеты, мм — 610
Длина ракеты, мм — 7620
Вид снаряжения боевой части — ядерная, фугасная
Дальность стрельбы, км — 160

Источник — http://strangernn.livejournal.com/ и другие.

Источник материала
Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Proper на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@proru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

Комментарии

Подписка
avatar
Сортировать по:   новые | старые
Anunah
Anunah

БлюВота, прекрасное название)))

wpDiscuz