Boeing Р-26: гороховый стрелок
Ровно 85 лет назад, 20 марта 1932 года, состоялся первый испытательный полет американского истребителя Boeing Р-26 по прозвищу Peashooter (игрушечное духовое ружье). На тот момент это была весьма перспективная машина — первый в мире цельнометаллический истребитель с гладкой дюралевой обшивкой и фюзеляжем типа «монокок», а также — первый одноместный истребитель, штатно оснащенный радиостанцией и посадочными тормозными щитками. В то же время в нем содержался и ряд «традиционных» решений, таких как расчалочное крыло и открытая кабина.
«Пишутер» был построен в количестве 151 экземпляра, большинство из которых служили в американских ВВС до начала 1940-х годов. Кроме того, 11 штук продали в Китай под экспортным обозначением Boeing Model-281, несколько штук — в Панаму и Гватемалу, а один демонстрационный экземпляр — в Испанию. Самолеты, ранее принадлежавшие американскому авиаэскадрону, расквартированному на Филиппинах, в 1941 году были переданы филиппинским ВВС и в их составе принимали участие в боях с японцами. Одному из них даже удалось сбить японский бомбардировщик. Последние Р-26 списали в Гватемале в 1954 году, то есть, самолет дослужил до эпохи сверхзвуковой авиации.
Несмотря на относительно небольшой объем серийного выпуска, Р-26 стал своего рода символом американской истребительной авиации середины 1930-х годов. Несколько этих симпатичных машинок сохранилось в музеях, а одна из них поддерживается в летном состоянии и периодически участвует в различных авиационных показах.
На заставке — «Пишутеры» из 94-го истребительного эскадрона Воздушного корпуса армии США. Раскраски американских боевых самолетов в те годы были, пожалуй, самыми яркими и «крикливыми» в мире. Поскольку угроза воздушных налетов на американские аэродромы полностью отсутствовала, никто не думал о маскировке авиатехники. Наоборот, ее старались сделать максимально заметной на любом фоне, чтобы облегчить распознавание своих машин в воздухе и обнаружение на земле самолетов, совершивших вынужденные посадки.
Компоновочная схема Р-26. Самолет имел 500-сильный движок, весил 997 кг, развивал скорость 377 км/ч и был вооружен двумя синхронными пулеметами, в том числе одним — крупнокалиберным, что в начале 30-х считалось большой редкостью.
Один из первых серийных экземпляров «Пишутера». Хорошо видны выпущенные тормозные щитки.
Линейка «Пишутеров» из 17-й авиагруппы, включавшей в себя 34-й, 73-й и 95-й истребительные эскадроны.
Р-26 сопровождает в полете прототип скоростного бомбардировщика Boeing B-9. Далее — современные снимки летного экземпляра «Пишутера» на авиашоу. Самолет несет эмблемы 95-го истребительного эскадрона.
Так вот пиндосы и летали.