Burt Rutan 202 Boomerang

Специально для людей, мало понимающих в аэродинамике и конструировании самолетов, которым кажется, что самолет обязательно должен иметь симметричную конструкцию планера — вот современный пример асимметричного планера, самолетик известного авиационного гения Берта Рутана под названием «Бумеранг».

Бёрт Рутан (англ. Elbert Leander «Burt» Rutan) (родился 17 июня 1943 года в Эстакаде, штат Орегон, США) — американский аэрокосмический конструктор. Его часто отмечают за оригинальность в проектировании лёгких, мощных, необычно выглядящих, энергетически высокоэффективных лётательных аппаратов и называют «вторым подлинным новатором» в области технологий аэрокосмических материалов. Его наиболее известным предшественником был немецкий инженер Хуго Юнкерс — пионер в разработке цельнометаллических самолётов в 1915 году. Наиболее известны его «покоритель рекордов» Voyager, ставший первым самолетом, облетевшим весь мир без посадки и дозаправки, и суборбитального космоплана SpaceShipOne, выигравший приз Ansari X-Prize в 2004 году, став первым из частных космических проектов, стартовавших в космос дважды в течение двух недель.

Rutan Model 202 Boomerang это самолет, разработанный и построенный Burt Rutan. Разработка должна была стать двухдвигательным самолетом, который было бы достаточно просто контролировать при отказе одного из двигателей. Исследование проблемы привело Рутана к асимметричному дизайну (собственно, к тому же решению, к которому пришли и немецкие инженеры, разрабатывавшие самолеты Blohm & Voss BV 141 и BV P.194, последний из которых как раз должен был взлетать на двух двигателях, а потом летать на одном).

Boomerang был построен на основе спецификации Beechcraft Baron 58, одного из наиболее известных и наиболее распространенных двухдвигательных гражданских самолетов, как возможный преемник этого славного самолета. Использование асимметричного дизайна позволило Boomerang летать быстрее и дальше, чем это может делать Baron, использующий такие же двигатели, и имеющий такое же количество пассажиров. Boomerang оснащен двумя двигателями, причем правый двигатель на 10 лс (8 kW) мощнее, чем левый (двигатели на самом деле одной модели, но с разными буковками, разница в массе минимальна).

Правое крыло меньше левого на 5 футов. Левый двигатель сдвинут назад относительно правого также на 5 футов.

Самолет более экономичен, чем его конкуренты в этом классе Beechcraft Baron и Cessna 421. Бумеранг может пролететь без посадки более 3700 километров, это больше, чем Baron, причем не смотря на то, что Baron несет больше горючего. Рутан хотел иметь самолет, который мог бы пересечь океан на своих трех 57-галонных баках. Плюс это был супер-устойчивый самолет. Аэродинамика выверена так, что самолет может лететь на любом одном моторе без всякого разворачивающего момента.

Пилот сидит в правом сиденье. Ручка управления есть и с левой стороны, но педали отсутствуют. Впрочем, они и не очень нужны на этом самолете — руль направления как таковой не требуется даже при выключении одного из двигателей, самолет нормально управляется рулями высоты и элеронами.

Более того — Рутан смог добиться того, что самолет совершенно спокойно взлетает на ОДНОМ моторе. Это бесценное качество.

Размах крыла, м 11.12
Длина самолета, м 9.36
Площадь крыла, м2 9.47
Качество 13,2
Вес пустого 1070 кг
Макс взлетный вес 1900 кг
Тип двигателя
правый 1 ПД Lycoming TIO-360A1B
левый 1 ПД Lycoming TIO-360C1A6D
Мощность, л.с.
правого 1 х 200
левого 1 х 210
Максимальная скорость, км/ч 530
Крейсерская скорость, км/ч 489
Экономичная скорость, км/ч 402 на FL155, 47% мощности (лучшая дальность)
Практическая дальность, км 3780
Скорость сваливания 130
Максимальная скороподъемность, м/мин 579

Это с моторами всего 200 и 210 кобыл! Lycoming TIO-360 это дешевые четырехцилиндровые оппозиты воздушного охлаждения. И это пятиместный самолет.

Это не теория — самолет построен и летает до сих пор. В серию не пошел сугубо потому, что американцы в массе своей — кретины, им подобный дизайн самолета казался слишком необычным.

Материал: Observer специально для GUNM.RU
Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Observer на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@newru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

You may also like...


Комментарии
Чтобы добавить комментарий, надо залогиниться.