Его не любил Сталин

Речь, разумеется, про Павла Осиповича Сухого. Работая в КБ А. Н. Туполева (АГОС), входившем тогда в структуру ЦАГИ, и на заводе № 156 вначале — инженером-конструктором, затем — начальником бригады, Павел Сухой становится Заместителем Главного конструктора. В этот период Сухим под общим руководством Туполева созданы истребители И-4, И-14, рекордные самолёты АНТ-25 (боевой вариант ДБ-1) и АНТ-37бис «Родина» (боевой вариант ДБ-2). Победил в конкурсной разработке самолёта «Иванов», закончившейся созданием отличного боевого многоцелевого самолёта «ближний бомбардировщик» Су-2, применявшегося в первые годы Великой Отечественной войны. Поздняя модификация самолета с другим двигателем выпускалась под названием Су-4.

В 1939−1940 главный конструктор на заводе в Харькове. В 1940—1949 — главный конструктор КБ-240, базировавшегося на ряде заводов в Подмосковье и Москве, одновременно директор этих заводов. Работал над доводкой дальнего бомбардировщика Ер-2 конструктора Ермолаева, возглавил работу над бомбардировщиком после смерти последнего. В 1942—1943 под его руководством создан бронированный штурмовик Су-6 (на фото в заголовке). В 1949—1953 — снова заместитель главного конструктора в КБ Туполева. С 1953 — главный конструктор вновь воссозданного своего КБ, с 1956 генеральный конструктор.

История с Су-6 весьма интересна и показательна. Работы по первому экземпляру начались в середине апреля 1940 года и продолжались до конца января 1941 года, что было вызвано переездом ОКБ на новое место, слабой производственной базой завода № 289 и отсутствием мотора М-71. Не взирая на это, самолет был построен, и уже 1 марта 1941 года лётчик А.И.Кокин приступил к проведению сокращённых заводских испытаний, продолжавшихся до конца августа. В ходе испытаний было установлено, что по скорости полета, скороподъёмности и взлетно-посадочным характеристикам Су-6 М-71 значительно превосходит Ил-2 АМ-38. В акте госиспытаний записано:

Самолёт Су-6 с мотором М-71 по максимальной скорости горизонтального полёта стоит выше штурмовика Ил-2 АМ-38… После выполнения боевого задания… самолёт Су-6 обладает максимальной скоростью… 483 км/ч на 10-ти минутном форсаже. Эта скорость делает самолёт Су-6 труднодосягаемым для истребителей противника, имеющих незначительное преимущество в скорости…

Вооружение у Су-6 также было мощнее, чем у Ил-2, а использование на нем звездообразного мотора воздушного охлаждения решало многие проблемы с живучестью и с производственной базой. Не секрет, что использование на Ил-2 V-образного мотора фактически оставило без таких двигателей истребительную авиацию — из-за этого моторного голода Лавочкин даже пристроил кое-как на свой Лагг звездообразный мотор М-82 (в результате чего получился Ла-5, но это было уже сильно потом, во второй половине войны, а в первой половине войны Ил-2 обеспечил провал с выпуском истребителей). Если бы вместо Ил-2 делали Су-6 — провала с V-образными двигателями бы не было, да и живучесть штурмовиков была бы не столь прискорбно низкой.

Разумеется, ильюшинское лобби не допустило производства этой машины. Собственно, саботаж начался еще в 1940 году при разработке — КБ заставили переезжать, дали ему слабосильный завод, и так далее.

Вот как вспоминают про Павла Осиповича Сухого знавшие его люди:

Владимир Балуев, российский инженер-авиаконструктор; начал работать в бригаде Павла Сухого с 1929 года:

«…Подкупали вежливость, спокойствие, работоспособность Павла Осиповича, его четкие ответы на все задаваемые вопросы, внимание и благожелательность к начинающим конструкторам… Молодые конструкторы рвались в бригаду Сухого, там было особенно интересно. …Он не терпел безответственного отношения к порученному делу, пустопорожних разговоров, подхалимства, недисциплинированности, очковтирательства. Сам Павел Осипович был отличным конструктором-новатором… Он умел… вызвать интерес к теме, заставить мыслить, искать новые пути…»

А. В. Мурашов, российский инженер-конструктор — о Павле Осиповиче Сухом:

«Когда в 1939 году я пришел в Конструкторское бюро, меня встретил стройный, выше среднего роста, гладко причесанный, несколько аскетического вида человек в белоснежной рубашке без галстука, в накинутом на плечи сером пиджаке. Он стоял за столом, на котором, кроме самых необходимых письменных принадлежностей, ничего не было. (…) Павел Осипович произвел на меня очень приятное впечатление. Понравилась его вежливость, располагающий внимательный взгляд больших карих глаз, спокойный деловой разговор, умение слушать собеседника»

Леонид Кербер, российский авиаконструктор, заместитель Генерального авиаконструктора Андрея Туполева:

«Я познакомился с Павлом Осиповичем Сухим (в 1937 году), когда два самолета АНТ-25 начали непосредственно готовить к перелету в США. Сухой был ведущим конструктором этих машин… Необыкновенный педантизм… Врожденные черты характера Павла Осиповича — внутренняя убежденность в своей правоте, невозмутимость… Мне посчастливилось работать со многими крупными авиаконструкторами. И, к чести Павла Осиповича, почти никто из них не обладал такой выдержкой и самоконтролем, способностью сдерживать в себе гнев, раздражительность, возмущение, как Павел Осипович Сухой»

Архип Люлька, Главный конструктор авиационных двигателей, советский инженер (28 мая 1947 года, на испытаниях реактивного истребителя Су-11, который пилотировал летчик-испытатель Георгий Шиянов):

«…Меня охватывает страшное волнение, но Павел Осипович невозмутим, даже слишком спокоен. …Я …просто трясся от страха. Сделав несколько кругов, самолет плавно касается дорожки. Меня охватывает волна восторга и счастья… Подойдя к Главному конструктору самолета, я обнял его и приподнял от земли. Павел Осипович удивленно посмотрел на меня. Его лицо не выражало абсолютно никаких эмоций. Эта непроницаемость меня поразила тогда больше всего. Потом-то я привык к его сдержанности. Переживая все в себе, будь то неудача или успех, внешне он не показывал своих чувств. И те, кто не знал его хорошо, считали «сухим» »

А.К.Аронов, российский инженер, Ведущий авиаконструктор упраздненного Конструкторского бюро В.Г.Ермолаева (после его смерти) в 1946 году:

«Мы были наслышаны об особой требовательности Павла Осиповича… Но в первые же дни стало ясно, что перед нами — образец истинного руководителя. Личный пример деловитости, требовательности к дисциплине и порядку, стремление вникать в самую глубину решаемой задачи, корректность в обращении, ни малейшего панибратства и врожденная интеллигентность были присущи нашему новому Главному конструктору. …Сдержанность и «сухость» Павла Осиповича вовсе не означали его душевную сухость, он был заботлив и чуток к людям»

er2_db240

На картинке — дальний бомбардировщик Ер-2 конструкции Ермолаева, главный конкурент машин Туполева. История о том, каким образом известный конструктор, директор авиазавода генерал-майор Ермолаев в 1944 году умер от тифа — весьма тёмная, но таких историй тогда было множество (погуглите, например, куда подевались соавторы Лавочкина по самолету ЛаГГ, настоящие его разработчики В.П.Горбунов и М.И.Гудков). Каким чудом П.О.Сухой избежал ликвидации — я, если честно, до сих пор не понимаю, но вот повезло как-то.

После воссоздания КБ под руководством П.О.Сухого разработан ряд серийных боевых машин, в числе которых истребитель Су-7 со скоростью полёта, вдвое превысившей скорость звука, истребители-перехватчики Су-9, Су-11, Су-15, истребители-бомбардировщики Су-7Б с лыжным и колёсно-лыжным шасси для базирования на грунтовых аэродромах и Су-17 с изменяемой в полёте стреловидностью крыла, фронтовой бомбардировщик Су-24, штурмовик Су-25, истребитель Су-27 и другие самолёты. Были также разработаны ряд не реализованных проектов, например Су-13. Всего под руководством П. О. Сухого разработано более 50 конструкций самолётов.

Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Observer на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@newru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

You may also like...


Комментарии
Чтобы добавить комментарий, надо залогиниться.