Экспериментальная САУ AMX-10M ACRA

С начала шестидесятых годов французская военная промышленность вела работы по программе Anti-Char Rapide Autopropulsé (ACRA), целью которых было создание перспективной управляемой противотанковой ракеты для запуска из ствола специального танкового орудия. Изначально в рамках программы ACRA предполагалось создать специальную модификацию основного танка AMX-30, способную применять ракетное вооружение. В дальнейшем появилось предложение о создании еще одного носителя управляемой ракеты. Атаковать вражеские танки при помощи такого оружия в перспективе должна была самоходная артиллерийская установка под названием AMX-10M ACRA.

Напомним, программа ACRA стартовала в 1961 году, головным разработчиком проекта была назначена организация Atelier de construction de Puteaux (APX). К этому времени американская промышленность создала управляемую ракету MGM-51 Shillelagh, запускаемую через ствол специального 152-мм орудия. Французские военные, узнав о такой разработке, потребовали создать аналогичное оружие. Проект, в ходе которого следовало разработать требуемую ракету, получил название Anti-Char Rapide Autopropulsé («Противотанковое самоходное скоростное вооружение»). В рамках программы ACRA следовало создать управляемую ракету, системы наведения и новую модификацию существующего танка.

Изначально носителем ракеты ACRA планировалось сделать специальную модификацию основного танка AMX-30. Впоследствии появилось предложение о разработке новой машины с управляемым ракетным вооружением. На базе одного из новейших образцов бронетехники следовало создать оригинальную самоходную артиллерийскую установку с требуемым вооружением. В качестве основы для новой САУ было предложено использовать разрабатываемую компанией GIAT боевую машину пехоты AMX-10P. Путем изменения существующих агрегатов и монтажа новых узлов имеющуюся БМП планировалось переделать в САУ с орудием-пусковой установкой.

Проект перспективной «ракетной самоходки» получил обозначение AMX-10M ACRA, отражающее тип базовой машины, а также указывающее на тип основного вооружения. Разработка такой САУ началась в 1966 году, вскоре после завершения формирования общего облика базовой боевой машины пехоты. В течение нескольких следующих лет два проекта разрабатывались параллельно. Приступить к строительству опытной самоходки удалось только в 1970 году.

Перспективная БМП типа AMX-10P имела характерный облик, связанный с необходимостью перевозки и огневой поддержке солдат на поле боя. Предложение об использовании такой машины в качестве основы для артиллерийской самоходки повлекло за собой необходимость значительной переработки существующей конструкции. Авторам нового проекта пришлось изменить конструкцию и компоновку корпуса, переработать силовую установку и трансмиссию, а также предусмотреть возможность установки требуемого вооружения.

Машина AMX-10P имела лобовую часть, образованную двумя наклонными броневыми листами и сопряженную с вертикальными бортами. В новом проекте была предложена иная конструкция корпуса со схожими показателями защиты. Лобовая часть корпуса получила прямоугольный нижний лист уменьшенной ширины с верхней расширяющейся частью, расположенный с небольшим наклоном вперед. Над ним располагались две лобовые детали, смонтированные под углом к вертикали. Между двумя лобовыми деталями находилась амбразура для установки орудия, прикрытого собственной маской. Борта состояли из крупных вертикальных листов и небольших наклонных панелей вверху. Сверху корпус закрывался горизонтальной крышей. Корма состояла из вертикального листа с несколькими выступающими агрегатами.

В составе корпуса использовались листы алюминиевой катаной брони, обеспечивавшие всеракурсную защиту от стрелкового оружия и осколков артиллерийских снарядов. Лобовая проекция должна была выдерживать обстрел из 23-мм автоматических орудий. Схожий уровень защиты имел броневой корпус базовой БМП AMX-10P.

Необходимость использования совершенно нового вооружения привела к кардинальной переработке компоновки внутренних объемов корпуса. Боевая машина пехоты, взятая за основу, имела переднее моторно-трансмиссионное отделение, а центральная и кормовая части корпуса отдавались под размещение десанта. В проекте AMX-10M ACRA передний отсек корпуса должен был вмещать боевое отделение, объединенное с отделением управления. Корма отдавалась под установку двигателя и агрегатов трансмиссии. Подобные изменения, в частности, привели к некоторым переработкам конструкции ходовой части.

Точные сведения о составе силовой установки «ракетной самоходки» отсутствуют, но есть все основания полагать, что двигатель и трансмиссия заимствовались из существующего проекта. В таком случае САУ могла оснащаться дизельным двигателем Hispano-Suiza HS 115 мощностью 280 л.с. Имеющаяся трансмиссия располагалась рядом с двигателем и передавала его крутящий момент на ведущие колеса, которые в новом проекте были перенесены в корму корпуса.

САУ AMX-10M ACRA получила существующую ходовую часть с некоторыми заметными изменениями. Ее основой были пять опорных катков среднего диаметра на каждом борту, оснащенные индивидуальной торсионной подвеской. В связи с перекомпоновкой корпуса и переносом силовой установки ведущие колеса, в отличие от существующей БМП, располагались в корме, направляющие – в передней части борта. Верхняя ветвь гусеницы должна была лежать на четырех поддерживающих роликах.

В передней части корпуса располагалось основное орудие самоходки, ствол которого выводился через амбразуру лобового листа и прикрывался маской круглой формы. По имеющимся данным, в рамках проекта AMX-10M ACRA было решено отказаться от разработки нового орудия, использовав существующую систему, созданную ранее для танка AMX-30 ACRA. Таким образом, готовое орудие-пусковая установка получило набор нового оборудования, после чего могло быть смонтировано в корпусе самоходки.

Главным оружием танка и самоходки новых типов должно было стать оригинальное орудие-пусковое установка, приспособленное для стрельбы специальным активно-реактивным снарядом и запуска управляемых ракет типа ACRA. Подобные требования привели к формированию специфического облика вооружения. Орудие получило ствол средней длины калибра 142 мм. Примечательно, что во французской практике такой калибр использовался всего в двух проектах бронетехники: подобное вооружение получили машины-носители ракет ACRA и бронированная инженерная машина AMX-30 EBG. Следует отметить, что в последнем случае речь шла о пусковой установке для неуправляемых реактивных снарядов. Вероятно, калибр 142 мм был выбран в ходе разработки ракеты в качестве разумного компромисса между компактностью изделия и уровнем развития технологий.

Увеличенный калибр орудия должен был привести к соответствующему росту импульса отдачи. Такие особенности проекта повлекли за собой разработку дульного тормоза, способного сократить импульс, воздействующий на танк или самоходку. На дульном срезе ствола помещалась коробчатая конструкция из нескольких металлических листов разных форм и размеров. Во время выстрела такой тормоз должен был отправлять пороховые газы в стороны и назад относительно дула, тем самым компенсируя часть импульса отдачи. Большая часть оставшегося импульса поглощалась противооткатными устройствами.

В рамках программы ACRA были разработаны два боеприпаса калибра 142 мм, а именно управляемая ракета, являвшаяся главным элементом всего проекта, и дополнительный осколочно-фугасный снаряд активно-реактивного типа. Ракета рассматривалась в качестве средства поражения вражеской бронетехники на дистанциях, превышающих дальность ее эффективного огня. Неуправляемый снаряд, в свою очередь, должен был стать дополнением к ракете и применяться для поражения пехоты, укреплений и т.д.

Компоновка ракеты ACRA

Ракета типа ACRA представляла собой управляемый боеприпас с коническим головным обтекателем и цилиндрическим корпусом. Максимальный диаметр корпуса составлял 142 мм, длина – 1,22 м. Стартовая масса изделия – 26 кг. Головная часть корпуса ракеты вмещала кумулятивную боевую часть. Заряд гексогена весом 2 кг с конической выемкой мог пробивать до 380 мм гомогенной брони. Центральный отсек корпуса отдавался под установку твердотопливного двигателя. Интересен тот факт, что корпус двигателя помещался в центре ракеты, а его хвостовой торец комплектовался длинной трубой, при помощи которой реактивные газы выводились через сопло в хвосте ракеты. Труба двигателя проходила через хвостовой аппаратный отсек. В последнем имелись восемь раскладываемых в полете плоскостей размахом 438 мм, а также приборы системы наведения.

Использованный твердотопливный двигатель должен был выбрасывать ракету из ствола орудия-пусковой установки с начальной скоростью 150 м/с. После двигатель переходил на маршевый режим, доводя скорость полета до 500-550 м/с. Дальность стрельбы изделием ACRA достигала 3,3 км. Время полета на максимальную дальность – 7 секунд.

Проектом ACRA предлагалось наведение управляемой ракеты на цель «по лучу». Предполагалось, что машина-носитель будет направлять на цель «ведущий» луч света, который будет использоваться ракетой для удержания на требуемой траектории. Изначально в качестве источника излучения планировалось использовать ксеноновую лампу, но в дальнейшем решили применить лазер. Излучатель типа Nd:YAG, имеющий активную среду в виде алюмо-иттриевого граната с легированием ионами неодима, должен был помещаться на танке или самоходке и использоваться для наведения ракеты.

Летящая управляемая ракета должна была следить за своим отклонением от требуемой траектории при помощи четырех фотоэлементов, помещенных на хвостовом торце корпуса. Определив отклонение, автоматика изделия должна была возвращать его на требуемую траекторию. Ведение ракеты лазерным лучом продолжалось до момента попадания в цель.

Для наведения орудия при использовании ракет или снарядов самоходка AMX-10M ACRA получила перископический прицел. Кроме того, в маске орудия над стволом устанавливался лазерный излучатель системы наведения ракеты. В походном положении объектив излучателя прикрывался сдвижной крышкой. Для использования ракеты следовало навести орудие на цель и включить спаренный с ним лазер, после чего можно было производить запуск ракеты. Используя механизмы управления оружием, наводчик мог удерживать на цели прицельную метку, что приводило к сохранению правильного наведения лазерного луча.

Для поражения укреплений или иных сооружений, а также живой силы противника танк AMX-30 ACRA и самоходка AMX-10M ACRA должны были использовать снаряд новой модели. Специально для нового орудия был разработан выстрел длиной 900 мм массой 21 кг со снарядом калибра 142 мм длиной 640 мм и массой 15 кг. 2 кг массы снаряда приходилось на взрывчатое вещество. Для стабилизации в полете снаряд оснащался шестью раскрываемыми плоскостями. Еще на стадии разработки боеприпаса было установлено, что ствол средней длины не позволит получить высокую начальную скорость и тем самым серьезно ограничит дальность стрельбы. Для решения этой проблемы в хвостовой части снаряда появился собственный реактивный двигатель, включающийся после выхода из ствола.

142-мм пушка самостоятельно могла разогнать снаряд до скорости 550 м/с. После покидания ствола боеприпас при помощи собственного двигателя разгонялся до 700 м/с. За счет увеличенной скорости полета и соответствующего угла возвышения ствола осколочно-фугасный снаряд мог лететь на дальность до 8 км.

Весь экипаж самоходной артиллерийской установки нового типа размещался в едином боевом отделении, занимавшем большую часть корпуса. В передней части машины, слева от орудия, находилось рабочее место механика-водителя. Попадать на свое место водитель должен был через люк в крыше, возле которого располагался набор перископических смотровых приборов. В боевой обстановке водитель мог следить за дорогой при помощи перископов, на марше – вести наблюдение через открытый люк. Справа от орудия и водителя поместили место наводчика с собственным люком. Этот пост управления имел полный набор приборов для контроля за работой всех систем, в том числе лазерного устройства наведения ракеты.

В центре корпуса должен был находиться заряжающий. Рядом с его местом находилось несколько стеллажей и укладок для боеприпасов. Слева сзади предусматривалось место командира. Интересно, что по мере развития проекта AMX-10M ACRA дополнительное оснащение командирского места претерпевало заметные изменения. Так, изначально над сиденьем командира экипажа располагался простой люк с откидной крышкой. Позже на месте люка установили командирскую башенку с большим числом смотровых приборов, обеспечивающих круговой обзор. Наконец, в финальной версии проекта на командирской башенке появилось дополнительное вооружение.

Для защиты от различных угроз экипажу самоходки с определенного времени предлагалось использовать автоматическую пушку калибра 20 мм. Такое оружие монтировалось на дистанционно управляемой установке, закрепленной на крыше командирской башни. Конструкция установки и параметры орудия позволяли обстреливать как наземные, так и воздушные цели. 20-мм пушка давала возможность борьбы с живой силой, незащищенной и легкобронированной техникой противника на дальностях от нескольких сотен метров до километров. Таким образом, при атаке некоторых целей в определенном диапазоне дальностей экипаж мог не расходовать боекомплект основного орудия.

Являясь серьезно переработанной версией уже существующей боевой машины пехоты, САУ AMX-10M ACRA имела схожие габариты и вес. Длина корпуса находилась на уровне 6 м, ширина и высота – около 2,8 м. Боевая масса примерно равнялась 15 т. Сохранение веса и существующего двигателя дало возможность получить максимальную скорость на шоссе на уровне 65 км/ч при запасе хода около 600 км.

Разработка перспективной самоходной артиллерийской установки была завершена к началу семидесятых годов. В 1970 году одно из предприятий французской промышленности приступило к строительству первой опытной машины. По некоторым данным, первый прототип AMX-10M ACRA отличался от последующей опытной техники упрощенной комплектацией. Именно он не получил командирскую башенку и некоторые другие детали, вплоть до брезентового чехла маски орудия. В том же году первый образец самоходки вышел на испытания. В 1971-м к нему присоединились две другие бронемашины с иной комплектацией. Вскоре все три прототипа были привлечены к испытаниям перспективной техники.

Следует отметить, что в 1970 году на испытания были выпущены и САУ AMX-10M ACRA, и танк AMX-30 с аналогичным ракетно-артиллерийским вооружением. Таким образом, с определенного момента два типа перспективной бронетехники проверялись на полигоне параллельно. Это позволило ускорить работы, а также сравнить возможности двух машин разных классов. Последний фактор также представлял интерес для заказчика в лице французского военного ведомства: в случае неудачи одного из проектов программы ACRA можно было продолжить работы по другому.

Во время испытаний были подтверждены основные расчетные характеристики обоих образцов. После некоторых доработок и доводки ракета типа Anti-Char Rapide Autopropulsé начала успешно наводиться на указанные цели и показывать требуемую вероятность поражения указанного объекта. Дальности стрельбы в теории хватало для борьбы со всеми известными танками потенциального противника, а мощность боевой части позволяла пробивать броню, как минимум, большинства таких образцов. При необходимости САУ могла использовать активно-реактивный снаряд, расширявший спектр решаемых боевых задач.

Несмотря на все имевшиеся плюсы, проект ACRA не был лишен недостатков. Так, его авторам не удалось решить поставленную заказчиком задачу расширения списка носителей ракеты. Изделие ACRA планировалось использовать как на бронетехнике, так и в составе вооружения боевых вертолетов. На определенном этапе разработки стало понятно, что такие ракеты смогут запускаться только 142-мм орудием. Еще одной проблемой была высокая стоимость ракеты. По состоянию на начало семидесятых годов одна управляемая ракета стоила около 1 млн французских франков.

Одной из самых серьезных проблем танка и самоходки с ракетным вооружением была специфическая процедура атаки цели. Готовясь к пуску ракеты, экипаж должен был сделать остановку, произвести наведение и запустить управляемый боеприпас. До момента его попадания в цель бронемашина не могла сдвигаться со своего места во избежание смещения лазерного луча и потери наводки. Будучи неподвижной, боевая машина рисковала стать легкой мишенью для танков, артиллерии или авиации противника.

По результатам испытаний, продолжавшихся до начала 1972 года, министерство обороны Франции решило отказаться от продолжения работ по программе Anti-Char Rapide Autopropulsé. Построенные и проверенные на полигоне образцы бронетехники показали приемлемые характеристики, однако некоторые особенности таких машин не позволяли рассчитывать на получение высокой эффективности при практическом применении. Было решено свернуть разработку такого вооружения в пользу иных проектов аналогичного назначения.

Тем не менее, компания GIAT и другие создатели проектов семейства ACRA решили не прекращать работы и продолжили совершенствование ракетного комплекса в инициативном порядке. Эти работы продолжались до конца 1974 года. За несколько лет работ было изготовлено около 500 ракет ACRA. Почти все эти изделия были израсходованы во время испытаний. Нетрудно подсчитать, какой была общая стоимость производства опытных ракет, и понять заказчика, которого не устроили финансовые аспекты проекта.

Последние испытательные запуски управляемых противотанковых ракет для бронетехники состоялись в декабре 1974 года. После этого все работы были свернуты. Одной из главных причин такого завершения программы ACRA стали успехи более новых проектов. К этому времени промышленность Франции и ФРГ успели разработать совместный проект противотанкового ракетного комплекса HOT. Такой комплекс отличался от существующего ACRA повышенными техническими и боевыми характеристиками, а кроме того, мог базироваться на различных самоходных платформах. Грядущее завершение работ по системе HOT лишало проект Anti-Char Rapide Autopropulsé каких-либо реальных перспектив.

После окончательного отказа от проекта ACRA все четыре построенных прототипа остались без дела. Они не представляли интереса для потенциального заказчика и не были нужны предприятиям-изготовителям. Вскоре после закрытия проекта, как минимум, несколько построенных машин было передано музею бронетехники в г. Сомюр. По ряду причин полученную технику не ввели в состав постоянной экспозиции, из-за чего она оставалась в «запасниках» и стояла на резервных площадках. Последние упоминания о существовании прототипов танка AMX-30 ACRA и САУ AMX-10M ACRA относятся к концу девяностых годов. Сведения о нынешнем положении дел в музее и перспективах уникальных образцов бронетехники с комбинированным ракетно-артиллерийским вооружением отсутствуют.

Самоходка AMX-10M ACRA стала первым и последним построенным во Франции образцом своего класса, способным применять не только артиллерийские снаряды, но и управляемые ракеты, запускаемые через ствол орудия. После неудачи проекта Anti-Char Rapide Autopropulsé французские военные разочаровались в подобных идеях, что соответствующим образом сказалось на дальнейшем развитии бронетехники. Современные танки Франции AMX-56 Leclerc могут использовать только неуправляемые снаряды нескольких типов, тогда как управляемые противотанковые ракеты теперь являются оружием техники других классов.

Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Ruwar на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@newru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

You may also like...

2 комментариев
старые
новые
Встроенные Обратные Связи
Все комментарии
Чтобы добавить комментарий, надо залогиниться.