Handley Page Victor

Стратегический бомбардировщик Handley Page Victor, один из троицы V-bombers. Его судьба оказалась где-то посередине между Avro Vulcan и Vickers Valiant. Как бомбардировщик он применялся всего 10 лет, зато в качестве заправщика пережил даже Vulcan.

Каждый из самолетов серии V отличался необычностью форм, и Victor не являлся исключением. В профиль его фюзеляж чем-то напоминал головастика, да и с других ракурсов весьма нестандартная машина.

Работы по созданию данного самолета, который получил гордое имя «Victor» («Победитель») были начаты еще в конце Второй мировой войны. Создание эскизного проекта нового стратегического бомбардировщика, который получил обозначение HP.80, было закончено в феврале 1946 года. В своем окончательном варианте самолет получил 4 ТРД «Эвон» (или близких по типу), которые были «вписаны» в контур его крыла, взлетная масса машины должна была составить 90 000 фунтов (40 850 кг), расчетная скорость – 520 узлов (963 км/ч), максимальная дальность полета – 5 000 миль (8 045 км). На концах крыла бомбардировщика, находились вертикальные шайбы с рулями поворота. В хвостовой части машины на небольшом киле находилось стреловидное горизонтальное оперение. Носовая часть сравнительно недлинного фюзеляжа не имела выступающего фонаря (как это было на американском бомбардировщике В-29 — на то время это было новацией).

Первоначально конструкторы компании «Handley Page» предполагали смонтировать на стратегическом бомбардировщике отделяемую при помощи пироболтов гермокабину (в случае аварии на борту самолета), которая не входила бы в силовую схему фюзеляжа, но Главный штаб ВВС настаивал на том, что необходимо использование гораздо более простой конструкции, и было решено остановиться на обыкновенной гермокабине с катапультными креслами, которые обеспечили бы безопасное покидание бомбардировщика на высотах до 50 000 футов (15 250 метров) при скорости до 805 км/ч. В конечном итоге к 1950 году после проведения серии испытаний на ряде моделей компания решила отказаться от отделяемой кабины. При этом катапультными креслами было решено обеспечить лишь 2-х членов экипажа (наиболее «ценных») – летчиков. В то же время 3-е операторов должны были покидать аварийный самолет при помощи специального аварийного люка и прыгать с парашютом.

В ходе проведения серии испытаний самолета произошла трагедия. 14 июля 1954 года потерпел катастрофу первый опытный самолет WB771. Авария произошла в результате разрушения узла крепления горизонтального оперения во время совершения скоростного маловысотного полета. Данное авиационное происшествие нанесло серьезный удар по срокам реализации всей программы официальных испытаний новой машины. Испытания были возобновлены только в марте 1955 года. К этому моменту инженеры компании смогли устранить практически все выявленные ранее недостатки и дефекты.

1 февраля 1956 года в небо поднялся первый серийный стратегический бомбардировщик Handley Page Victor. С учетом катастрофы первого опытного образца его конструкция была усилена. На бомбардировщик были установлены ТРД «Сапфир-7» компании Амстронг-Сиддли, обладающие тягой в 4 990 кгс. каждый. Цена каждого серийного самолета достигла при этом отметки в 400 000 фунтов стерлингов.

Первый Handley Page Victor B Mk.1 обладал дальностью полета, которая приближала его к лучшим советским и американским стратегическим реактивным бомбардировщикам того времени: 3МС и В-52В соответственно. Первые модификации этих машин обладали дальностью полета, не превышавшей 8 500 – 9 000 км. Помимо этого, английский самолет обладал потолком полета, превосходящим аналогичный показатель у данных машин при практически вдвое меньшей взлетной массе. Столь выдающихся летных характеристик английские конструкторы смогли добиться с помощью мощных и вместе с тем высокоэкономичных двигателей, полному отказу от оборонительного вооружения и совершенной аэродинамике, что значительно облегчало бомбардировщик, хотя и делало его более уязвимым. Стоит отметить, что до середины 1950-х годов именно Великобритания являлась мировым лидером в области создания авиационных реактивных двигателей.

До конца 1956 года было изготовлено 10 серийных бомбардировщиков Victor B Mk.1, которые приняли участие в серии войсковых испытаний. Начиная с 4-й серийной машины, сребристое анодированное покрытие планера самолета было заменено на белую окраску, которая достаточно хорошо защищала машину от теплового излучения при ядерном взрыве. В том же году 1 июня летчик-испытатель компании Handley Page Д. Аламо во время пологого пикирования достиг на данном самолете скорости звука.

В течение 1958 года новыми стратегическими бомбардировщиками была полностью перевооружена первая эскадрилья Королевских ВВС. Вскоре после этого заказ на самолеты Victor B Mk.1 был доведен до 50 штук, но последние 24 машины еще на заводе подверглись модификации до варианта Victor B Mk.1A. Данный самолет получил усовершенствованное оборудование радиопротиводействия (на данном бомбардировщике блоки аппаратуры РЭП находились в задней части бомбового отсека, за обтекателем антенны РЛС и за радиопрозрачным обтекателем, находящимся в хвосте фюзеляжа). На этих самолетах также испытывалась техника дозаправки в воздухе, новое оборудование для фоторазведки и ракетные жидкостные стартовые ускорители. Ускорители DH «Спектр» монтировались под крылом, их использование позволило сократить разбег самолета до 488 метров, а взлетную массу машины удалось довести до 86 260 кг.

Помимо бомбардировочной версии рассматривались также варианты создания на базе самолета HP 80 самолета-целеуказателя HP.98, который должен был использоваться для управления действиями групп бомбардировщиков в районе цели и военно-транспортного самолета. Среди прочего рассматривался и вариант создания двухпалубного военно-транспортно самолета с фюзеляжем увеличенного диаметра и новыми двигателями, но все эти предложения не нашли должной поддержки среди руководства Королевских ВВС и работы по этим проектам были остановлены.

Стратегический бомбардировщик Victor B Mk.1 был выполнен по нормальной аэродинамической схеме со среднерасположенным крылом. Его фюзеляж имел круглое сечение и включал в себя 3 основных части. В передней его части находилась гермокабина экипажа, а также отсек с оборудованием. В корневой части крыла, имеющего серповидный вид, находились 4 ТРД. Хвостовое оперение машины имело Т-образную форму. Основные стойки шасси бомбардировщика с 4-х колесными тележками убирались непосредственно в корпус центроплана. В средней части фюзеляжа бомбардировщика находился отсек вооружения, в котором можно было разместить 1 ядерную бомбу массой 4 540 кг или различное сочетание обыкновенных свободнопадающих авиационных бомб общей массой до 10 тонн.

На стратегическом бомбардировщике было установлено самое современное на тот момент оборудование. Так, к примеру, навигационно-бомбардировочная система H2S позволяла добиться точности выхода на цель с точностью до 450 метров. Но при этом самолет вовсе не имел оборонительного вооружения, что делало его достаточно беззащитным при атаках истребителей-перехватчиков противника.

Совершенствование системы ПВО СССР (создания сверхзвуковых истребителей МиГ-19, МиГ-21 и Су-9, а также более опасных врагов – ЗРК С-25 и С-75) потребовало от англичан дальнейшего повышения летных характеристик стратегического бомбардировщика Victor B Mk.1. Главным направлением работ по совершенствованию самолета, ровно как и других самолетов «V-серии», было выбрано увеличение его высотных характеристик. Это, по сути, был единственный доступный путь, так как из самолета с дозвуковой аэродинамикой нельзя было создать сверхзвуковой бомбардировщик, а оборонительного вооружения самолет не имел и установить его на борт без радикальной переделки конструкции было просто невозможно.

Именно поэтому специалисты компании Handley Page разработали программу последовательной модернизации стратегического бомбардировщика, которая предусматривала проведение необходимых работ в 2 этапа. В рамках первого этапа модернизации планировалось установить на самолет новые турбореактивные двигатели «Сапфир» ASSa 9, на втором этапе модернизации планировалось создать более совершенную модификацию бомбардировщика под обозначением HP 104. Но по ряду различных причин данный вариант не был реализован.

В результате было принято компромиссное решение, итогом которого стало появление бомбардировщика Victor B Mk2. Данная модель должна была получить на вооружение мощную крылатую ракету «Блю Стил» Mk1, обладающую дальностью пуска в 320 км. С марта 1956 года над созданием этой ракеты работало отделение систем вооружения компании «Авро». На вооружение ВВС данная ракета должна была встать в 1960 году. Каких-либо других путей модернизации бомбардировщика с минимальными затратами просто не существовало.

Летно-технические характеристики Victor B Mk.1:

Размеры: размах крыла – 33,3 м., длина – 34,5 м., высота – 9,2 м.
Площадь крыла – 220,0 кв. м.
Масса самолета нормальная взлетная – 72 540 кг., максимальная взлетная – 86 260 кг.
Тип двигателя – 4 ТРД Армстронг Сиддли «Сапфир» A.S.Sa.7, тяга – 4х5000 кгс.
Максимальная скорость – 925 км/ч.
Дальность полета – 7 000 км.
Практический потолок – 15 500 м.
Экипаж – 5 человек.
Вооружение: 1 УР «Блюю Стил» или до 10 000 кг свободнопадающих бомб в различных сочетаниях.

Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Observer на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@newru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

You may also like...

3 комментария

  1. bear52:

    Ну ниачем же! А такая интересная машина…:-(

  2. bear52:

    Конечно — и, надеюсь, не мне одному!