Проект истребителя Мицубиси J4M1 «Сенден» (Япония, 1944)

Мицубиси J4M1 «Сенден» («Сверкающая молния») — проект экспериментального одномоторного высокоскоростного истребителя-перехватчика флота, кодовое имя союзников «Люк» («Luke»). В 1944-м году фирма «Мицубиси» получила техническое задание на разработку конкурсного проекта нового одномоторного высокоскоростного истребителя-перехватчика, соответствующего флотской спецификации 17-Си Оцу тип Б. Эта спецификация имела очень жёсткие требования к скоростным характеристикам истребителя. Это обстоятельство, собственно, и повлияло в основном на выбор мощного двигателя и весьма оригинальную конструкцию самолёта …

Конструкторские мощности «Мицубиси» были сильно перегружены, и поэтому работы по проекту продвигались очень медленно. Первоначальный вариант проекта был готов только к началу 1945-го года, что, собственно, и стало решающим фактором, определившим его дальнейшую судьбу. Основной конкурент «Мицубиси» в конкурсе на этот проект компания «Кюсю» была не слишком обременена заказами, поэтому её проект, получивший обозначение J7W1 «экспериментальный одномоторный высокоскоростной истребитель-перехватчик» и то же самое имя «Сенден», соответствующий флотской спецификации 18-Си Оцу тип Б, подвигался гораздо быстрее.

2
Конструкторы «Мицубиси» предложили весьма оригинальное решение. Возможно из-за большого веса радиального 18-тицилиндрового двигателя воздушного охлаждения «Мицубиси» [Ха-43] 12 MK9D, возможно из каких-то других соображений, самолёт предполагалось строить по двухфюзеляжной схеме с центральной гондолой, в передней части которой, располагалась кабина пилота, а в задней — двигатель с четырёхлопастным толкающим винтом. Между двух килей должен был быть помещён единственный стабилизатор горизонтального полёта. Передняя часть гондолы, где располагалась кабина лётчика, предполагала существенное остекление для лучшего обзора вперёд. Основные стойки шасси предполагалось разместить в двух фюзеляжах, а центральную переднюю стойку в гондоле. Также в центральной гондоле предполагалось разместить и вооружение, состоявшее из одной 30-ти мм и двух 20-ти мм пушек. (Интересно, что в то же самое время фирмой «Манцуи» планировалась постройка армейского штурмовика Ки-98, решённого по той же схеме. Самолёт дошёл даже до стадии постройки прототипа, однако не был завершён в связи с окончанием войны.)

3
В верхней части фюзеляжа позади кабины монтировались впускные отверстия для подачи воздуха турбокомпрессору и двигателю. Назначение турбокомпрессора было в повышении давления во всасывающем коллекторе двигателя выше рабочего давления на уровне моря в качестве средства для сохранения и повышения характеристик в высотном полёте. Senden имел шасси трёхопорной конфигурации с носовой стойкой, убиравшейся в фюзеляж и основными стойками, убиравшимися в хвостовые балки. Пилот сидел в сливавшейся с фюзеляжем застекленной кабине в носовой части самолета. В основном Senden был выполнен из металла с полотняной обшивкой элеронов и рулей направления.

Senden делался в двух версиях. Первым был описанный выше проект, в то время как на втором варианте заменили вписанный фонарь на каплевидный для улучшения обзора. Также были удалены выступающие воздухозаборники и заменены двумя обернутыми вокруг фюзеляжа скрытыми воздухозаборниками, первый из которых был непосредственно позади кабины, а второй позади крыла вокруг двигателя. Наконец, горизонтальный стабилизатор был перенесен на вершину килей. Вариант с вписанным фонарем был обозначен как J4M1 Project 1, тогда как второй с каплевидным фонарем и модифицированными входными отверстиями иногда называют J4M4 Project 2.

4
J4M1 так и остался в проекте, не дойдя даже до стадии прототипа, поскольку его всё же обошёл его главный конкурент «Кюсю» J7W1. Самолёт, построенный также по нетрадиционной схеме «утка», показался флотским специалистам более удовлетворительным, и руководство флота поместило заказ на серийный выпуск, даже не дожидаясь окончания постройки прототипа. Работы же на «Мицубиси» были полностью прекращены.

5
Расчётные ТТХ :

Размах крыла, м 12.50
Длина, м 13.00
Высота, м 4.10
Площадь крыла, м2 22.00
Масса, кг
пустого самолета 3400
нормальная взлетная 4400
максимальная взлетная 5255
Тип двигателя 1 ПД Mitsubishi MK9D (Ha-43-41)
Мощность, л.с. 1 х 2130
Максимальная скорость , км/ч 703
Крейсерская скорость , км/ч 500
Продолжительность полета, ч.мин 2.12
Скороподъемность, м/мин 800
Практический потолок, м 12000
Экипаж,чел. 1
Вооружение: одна 30-мм пушка Type 5 (100 патронов) и две 20-мм пушки Type 99 (по 200 патронов), возможна подвеска двух легких бомб весом до 60 кг

6

7
P.S. В качестве примечания: есть по меньшей мере два разных изображения реактивного варианта Senden, хотя нет никаких доказательств возможности установки на него реактивного двигателя. Справедливости ради стоит сказать,что и на его конкуренте, «Кюсю» J7W1, предусматривалась установка ТРД.

Источник : http://www.airwar.ru/ и другие.

Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Proper на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@proru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

Комментарии

Подписка
avatar
wpDiscuz