Кировец-2 — лучшая самоходка Сталина

Мало кто знает, что на танк ИС-3 в ГБТУ КА смотрели косо ещё весной 1945 года, считая этот танк вчерашним днём, а само его шасси было предназначено не для танка, а для тяжелой САУ. Лишь проблемы с доводкой этой САУ Объект 701 («Кировец-2») привели к решению запустить ИС-3 в серию. Так что же это была за САУ?

Среди экспонатов бывшего танкового музея в Кубинке немало образцов, которые вроде показали неплохие результаты на испытаниях, но при этом так и не попали в серию. Одним из них является Объект 704, он же «Кировец-2». Считается, что эта самоходная артиллерийская установка была разработана «на базе ИС-3» — однако на самом деле это ИС-3 разработан на ее базе, и пойди она в серию — могла оказаться самой лучшей среди тяжелых САУ своего времени. В отличие от ИС-3, который первое время имел проблемы с перегревом системы охлаждения, конструкция Объекта 704 была более грамотной, и на испытаниях температура была на уровне ИС-2. Да и сама по себе машина была очень неплоха.

Толщина лба рубки достигла 120 мм, в результате обеспечивалась надёжная защита от 88-мм пушки Pak 43 L/71. Толщина бортов рубки достигала 90 мм, при этом листы расположили под рациональными углами наклона (что позднее, впрочем, было сочтено ошибкой). Существенно усилили и бронировку системы. Толщина подвижной бронировки выросла до 160 мм, то есть стала почти втрое толще бронировки МЛ-20с.

Отличалась не только форма рубки, но и её общая концепция. Прежде всего, механик-водитель теперь размещался так, что не имел смотровых приборов в лобовом листе рубки. Его рабочее место вынесли максимально вверх, благодаря чему в походном положении он ехал, высунувшись из люка на крыше, — это существенно повысило обзорность. В боевом положении механик-водитель пользовался перископическим прибором в люке, имевшим круговое вращение. Такой же люк имел и командир. Всего же число люков на крыше рубке выросло до пяти, из них один предназначался для панорамного прицела орудия. За счёт расширения бортовых листов рубки боевое отделение стало немного просторнее, при этом общая высота машины по сравнению с ИСУ-152 стала ниже на 5 см. Несмотря на существенный рост уровня защиты, боевая масса увеличилась не столь значительно, достигнув 47-48 т.

Однозначным плюсом назвали отсутствие дульного тормоза на новой 152-мм гаубице, что снизило демаскировку при стрельбе. Правда, при стрельбе разбило фару, в результате было принято решение поставить её на амортизаторе. Также похвалили спусковой механизм, снабжённый рычажным и электрическим спуском. Высокой оценки удостоился и прицел ТШ-17, более удобный, чем СТ-10.

Забавно, что Ф.Ф. Петров, руководивший разработкой ЗИК-20 (варианта 152-мм гаубицы специально для установки в САУ), ещё летом 1942 года предлагал убрать с МЛ-20 дульный тормоз, а также несколько переделать систему, упростив её установку в САУ. Осенью 1942 года данную идею не поддержали, а в конце 1943 года она появилась как инициатива Арткома ГАУ КА, ну и дальше ползла мимо Петрова до 1944 года, когда орудие наконец сделали.

Кстати, самоходка с ЗИК-20 на шасси КВ-1С могла быть освоена уже к концу 1942 года, и выглядела вот так:

Но увы — на Курскую дугу наши танкисты вышли с совершенно другим оружием. Впрочем, вернемся к Кировцу-2:

Удобство работы механика-водителя признали более высоким, чем на СУ-152 и ИСУ-152, причём это касалось не только вождения, но и доступа. Ещё более высокой оценки удостоилось место командира. В отличие от СУ-152 и ИСУ-152, он сидел по ходу движения машины, а не боком. Существенно выше оказалась обзорность, похвалили и люк, вращавшийся вокруг своей оси. Наводчик также получил более удобное рабочее место.

Помимо этого, «Кировец-2» стал первой советской тяжёлой САУ, имевшей спаренный с орудием пулемёт. Было решено сделать установку спаренного с орудием крупнокалиберного пулемёта ДШКМ, ставили его справа от орудия.

Вот только пока самоход испытывали, военные снова позабыли про универсальный губозататыватель, и самоходка стала «устаревшей». Фигово потом было ими, да, поскольку больше серийных тяжелых САУ подобного типа советские военные не дождались — так и пришлось десятилятиями ездить на старичках ИСУ-152.

На фото в заголовке — таково было состояние Объекта 704 на лето 2007 года, за прошедшее время оно мало изменилось. Вообще машина неплохо сохранилась, ее и на ход можно поставить, если была бы такая цель.

Источник материала
Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Observer на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@newru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

You may also like...