Китайский JH-7B может стать самым массовым двухместным «стелс-тактиком» XXI века

Как известно, сегодня на вооружении военно-воздушных сил наиболее развитых государств мира нельзя встретить ни одного многоцелевого истребителя 5-го поколения в двухместном варианте исполнения. Практически все существующие аэрокосмические корпорации-лидеры и конструкторские бюро, специализирующиеся на разработке и серийном производстве перспективных малозаметных тактических авиационных комплексов, сосредотачивают усилия на доводке одноместных модификаций с максимально насыщенным, удобным и простым в обращении информационным полем кабины пилота.

Основной упор делается на разработку больших широкоформатных индикаторов на лобовом стекле и нашлемных средств целеуказания, позволяющих всего одному лётчику отлично ориентироваться в самой сложной тактической воздушной обстановке. К примеру, до сегодняшнего дня на многоцелевых истребителях поколений «4/4+/4++» (от МиГ-29 до Су-35С) устанавливались нашлемные системы целеуказания типа «Щель-ЗУМ», «Сура», «Сура-К» и «Сура-М», предназначенные лишь для визуального наведения круглого маркера захвата на цель с последующим её захватом и пуском ракет Р-73 и Р-27ЭТ в ближнем воздушном бою.

В ближайшие же годы она будет заменяться на принципиально новую систему «Охотник» от АО «Государственный Рязанский приборный завод» (входит в состав «КРЭТ»). Программное обеспечение нашлемных индикаторов системы «Охотник», помимо различных маркеров захвата целей, будет иметь возможности проецирования рельефа местности перед глазами пилота при полётах в сложных метеоусловиях на предельно малых высотах (включая ночное время суток). Транслируемое сквозь элементы конструкции фюзеляжа боевой машины изображение рельефа будет формироваться на основе данных, получаемых от режима синтезированной апертуры БРЛС, а также различных оптико-электронных комплексов типа ОЛС-К (оптико-электронный сенсор обзора нижней полусферы МиГ-35) или «Меркурий» (низкоуровневый контейнерный обзорно-прицельный комплекс с инфракрасным каналом визирования). Также в момент ведения ближнего боя или, к примеру, переводе взгляда на ракетоопасное направление после срабатывания системы предупреждения об облучении, «Охотник» позволит пилоту видеть на нашлемном индикаторе привычную знакографическую информацию, представленную высотой, скоростью полёта, направлением, перегрузкой, а также авиагоризонтом. Все эти данные продублированы с ИЛС и МФИ на приборной панели

В США аналогичная НСЦ для истребителей 5-го поколения F-35 получила название HMDS (Helmet-Mounted Display System), помимо применения в составе БРЭО «Лайтнингов», к 2017 году планируется её поэтапная интеграция в систему управления вооружением истребителей завоевания превосходства в воздухе F-22A «Raptor», что позволит их лётчикам осуществлять безопасное пилотирование в режиме следования рельефу местности, а также вести догфайт «через плечо» ракетами AIM-9X «Sidewinder». Но, как говорится, две пары глаз лучше одной, а поэтому и двухместные истребители имеют ряд тактических и эргономических преимуществ, отмечающихся в «Фантомах», «Супер Томкэтах», «Супер Хорнетах», МиГ-35 и Су-30СМ.

Многофункциональные индикаторы на приборной панели оператора систем продублированы с установленными в кабине пилота и почти всегда имеют расширенные возможности по работе с режимами радиолокационного и оптико-электронного комплексов, а также с оборудованием обмена данными о тактической обстановке. Во время выполнения длительных и сложных воздушных операций с несколькими дозаправками в воздухе, члены экипажа могут сменять друг друга, обеспечивая отсрочку усталости ещё на несколько часов. В воздушном бою в разы снижается психологическая нагрузка на лётчика, который может сосредоточиться на пилотировании машины, в то время как оператор, без отвлечения на органы управления истребителем, может вести бой с противником, сосредоточившись на работе бортовой РЛС, ОЛС, а также нашлемной системы целеуказания. Все эти достоинства учитывались при создании двухместного Су-30 на базе Су-27УБ, который изначально задумывался в качестве многоцелевого перехватчика ПВО, способного часами барражировать над театром военных действий, вести завоевание господства в воздухе с одновременным поиском и уничтожением малоразмерных крылатых ракет противника и других средств воздушного нападения.

Стоит отметить, что в большинстве воздушных миссий XXI века, где на отдельных участках ТВД может насчитываться от десятков до сотен морских и наземных средств ПВО, систем РЭБ, а также истребителей противника, именно «спарки» являются потенциальными претендентами на роль господствующей части тактической авиации. И совсем не случайно в военной доктрине Индии большой процент планирующихся к серийному производству перспективных истребителей FGFA отводится двухместным модификациям. Но сегодня хотелось бы рассказать об очень интересном варианте радикальной модернизации китайского двухместного многоцелевого истребителя-бомбардировщика JH-7/7A «Летающий леопард» до весьма эффективного и продвинутого стелс-варианта JH-7B. Учитывая, что серия выпущенных машин превышает 240 единиц, авиапарк JH-7B «Flying Leopard» может временно стать самым многочисленным среди двухместных тактических истребителей 5-го поколения.

Для начала ознакомимся с историей происхождения JH-7 «Flying Leopard», которая корнями уходит в период тесного сотрудничества между авиационным проектным институтом №603 (КНР) с Югославским Техническим институтом ВВС и Румынским Национальныминститутом науки и техники в 1972-м — 1973-м годах. Именно тогда, после военного конфликта на острове Даманском, Пекин искал точки соприкосновения с восточноевропейскими государствами, не проявляющими симпатий к СССР. Целью же поиска была временная замена утерянного стабильного военно-технического сотрудничества с СССР, которое восстановилось лишь в начале 90-х гг. Как помните, именно к моменту окончания этого кризисного периода (в 1987 году) в руки китайских специалистов попали чертежи израильского опытного образца многоцелевого истребителя «Лави», спроектированного на базе закупленных у США F-16A/C, результатом чего стало появление лёгкого МФИ J-10A.

Что касается сотрудничества вышеуказанных институтов, то здесь китайцы сработали просто безукоризненно: были взяты чертежи конструкции планера югославско-румынского лёгкого дозвукового штурмовика J-22 «Orao», которые позднее были кардинально доработаны под проект сверхзвукового многоцелевого ударного истребителя JH-7 (экспортное название FBC-1). Большую роль в доработке играла конструкция различных элементов планеров британских истребителя-перехватчика «Tornado ADV» и истребителя-бомбардировщика «Jaguar», которые также взяли за основу уменьшенного планера «Orao». Носовая часть с кабиной экипажа JH-7, а также воздухозаборники были идентичными носовой конструкции «Ягуара», хвостовая часть с соплами турбореактивных двигателей и одним вертикальным стабилизатором повторяла конструкцию «Торнадо». Учитывая, что в отличие от штурмового югославско-румынского «Orao», JH-7 разрабатывался сверхзвуковой машиной, центроплан высокорасположенного крыла сдвинут ближе к хвостовой части для обеспечения оптимального аэродинамического фокуса на сверхзвуковых скоростях. Планер JH-7 позволяет совершать более-менее высокоскоростной установившийся разворот, чему способствуют цельноповоротные крупные рули высоты и крыло с площадью 52,3 м2. По крайней мере, «Летающий леопард» значительно более маневренный, чем британско-французский «Ягуар». Кроме того, грамотно просчитанная компоновка объёмов и геометрии мотогондол китайского ударного истребителя на то время позволила устанавливать мощные британские ТРДФ WS-9 «Rolls-Royce Spey 202/203» с форсажной тягой по 7711 кгс (общая тяга 2-х двигателей 15422 кгс), закупленные у Великобритании, и ранее устанавливаемые на палубные модификации F-4K («Phantom FG.Mk1»).

При нормальной взлётной массе JH-7 в 21,5 тонны, получался очень даже достойный коэффициент тяговооружённости 0,71 (у «Ягуара» порядка 0,66, у ударного «Tornado GR.4» — 0,7), а это уже тогда навевало на мысли о наделении JH-7 качествами истребителя завоевания превосходства в воздухе, но озвучили подобные идеи лишь после 2010 года. До этого самолёты прошли длинный путь от момента начала малосерийного производства мощностями Сианьской авиастроительной корпорации XAC в 1987 году, с последующей передачей 18 машин китайскому флоту и «заморозки» программы, до возобновления крупносерийного производства, примерно в 2002 году, уже с новыми усовершенствованными двухконтурными турбореактивными двигателями-аналогами британских «Спэйев» WS-9 «Quinling» от компании «Xian». Суммарная тяга двух китайских агрегатов составляла уже 18400 кгс, что дало модернизированному истребителю-бомбардировщику тяговооружённость 0,86. По этому показателю был даже слегка превышен уровень отечественного высокоточного ударного истребителя-бомбардировщика Су-34 с двигателями АЛ-31ФМ1. В период с 1995-го по 2001-й год велась комплексная модернизация опытных образцов из версии JH-7 в обновлённую модификацию JH-7A.

До принятия окончательного решения, касающегося установки на «спарку» двигателя WS-9, было проведено бронирование кабины пилотов, улучшение визуального обзора первому пилоту за счёт установки нового трёхсекционного фонаря с беспереплётным лобовым сегментом, а также добавили второй подфюзеляжный аэродинамический киль. Силовые элементы конструкции крыла и фюзеляжа также были усилены, благодаря чему обновлённый планер JH-7A получил больший G-лимит.

Бортовое радиоэлектронное вооружение также было усовершенствовано в соответствии требованиями первого десятилетия XXI века. Основным его элементом является многофункциональная бортовая РЛС со щелевой антенной решёткой JL-10A. Несмотря на слабый энергетический потенциал (дальность обнаружения воздушных целей с ЭПР 3м2 составляет всего 85 — 100 км), станция является многоканальной, и способна обнаруживать и сопровождать на проходе 15 воздушных целей. Количество «захватываемых» для обстрела целей составляет: 2- для ракет «воздух-воздух» с полуактивной радиолокационной ГСН типа PL-10/11 и 4-6 для современных ракет с АРГСН типа PL-12/15. Существует информация, что многоканальность JL-10A стала возможной благодаря закупке у ВВС Ирана, в 80-х гг. комплекта БРЛС AN/AWG-9 из состава СУО истребителей-перехватчиков F-14A «Tomcat». И это полностью соответствует реальности, ведь замена РЛС производилась в 90-е годы, в режиме полной секретности. Тем не менее, существующие на тот момент в Поднебесной радиоэлектронные технологии не позволили китайскому 607-му институту CLETRI реализовать дальность работы JL-10A на уровне американской станции AN/AWG-9 (240 км). Позднее элементная база китайской РЛС была дополнена информационно-управляющей шиной стандарта MIL-STD-1553B, позволяющая интегрировать многочисленные виды китайского и зарубежного вооружения класса «воздух-поверхность» и «воздух-корабль».

На подвесках JH-7A не один раз были замечены различные контейнеры радиоэлектронной разведки китайской разработки, применяемые для оперативного программирования в воздухе и пуска по радиоизлучающим целям противорадиолокационных ракет типа YJ-91 (аналог Х-31П). Также были предоставлены фотографии с контейнерной подвесной станций радиоэлектронной борьбы и контейнерным оптико-электронным комплексом с лазерным целеуказателем для подсветки наземных целей противника управляемым авиабомбам с полуактивной лазерной головкой самонаведения типа TG-250/500/1000. Система приёма и отображения на МФИ пилотов телеметрической информации позволяет применять и управляемые бомбы с телевизионной головкой самонаведения типа YJ-88KD.

Усиленная конструкция планера позволила увеличить боевую нагрузку JH-7A с 6500 до 7500 кг, а также расширить количество точек подвески с 6 до 11. На истребителях впервые появились тяжёлые дозвуковые противокорабельные ракеты C-801, C-802 и C-802A (дальность до 180 км), возможна интеграция и перспективных сверхзвуковых противокорабельных ракет типа YJ-18 с дальностью полёта от 220 до 540 км и скоростью 2650 — 3200 км/ч, что превращает и эти тактические истребители в «убийц авианосцев». JH-7A «Flying Leopard-II» обладает достойным боевым радиусом действия в 1650 км, позволяющим проводить ударные операции и перехват воздушных целей в пределах территории архипелага Спратли, Филиппин, Тайваня, Японии и Южной Кореи без дозаправки в воздухе. К примеру, участие лёгких многоцелевых истребителей J-10A в боевых миссиях в пределах этих государств затруднено, поскольку радиус действия без дозаправки и ПТБ составляет всего 800 км. Тем временем, в ходе развития программы «Flying Leopard-II», в 603-м институте, а также на авиазаводе-производителе XAC, начиналась эскизная проработка облика тактического истребителя следующего поколения на базе JH-7A. Новая машина поучила название JH-7B. Было рассмотрено как минимум 4 варианта конструкции планера.

Первый представляет собой классический высокоплан с трапециевидным крылом и обратной стреловидностью по задней кромке. Применено односекционное вертикальное хвостовое оперение (один стабилизатор), как это реализовано на «Торнадо», F-111A и «Тайфуне». Форма нерегулируемых воздухозаборников точь-в-точь повторяет форму, применяемую на F-35, что обеспечивает максимальную скорость не более 1900 км/ч. Следует отметить, что на версиях JH-7 и JH-7A малые нерегулируемые воздухозаборники также не позволяли превышать скорость в 1800 км/ч, что наблюдалось у истребителей-бомбардировщиков SEPECAT «Jaguar» и МиГ-27. Стабилизатор двойной стреловидности имеет характерный излом по передней кромке (на JH-7A это был плавный переход) на 1/3 высоты от корневой части. Сделано это, по-видимому, для параллелизации угла киля с углом рёбер носовой части фюзеляжа для уменьшения радиолокационной сигнатуры JH-7B при облучении наземными радиолокационными средствами зенитно-ракетных комплексов противника, особенно при низковысотном полёте и расположении вражеских РЛС в углах +/- 15 — 30 градусов относительно курсового направления истребителя. Как видно на изображении, для дополнительного снижения ЭПР кабина пилотов имеет трёхсекционный фонарь с двумя узкими переплётами без дополнительных малых иллюминаторов, как это сделано на существующих версиях «Flying Leopard» (JH-7/7A), как это сделано на летающем прототипе японского перспективного истребителя ATD-X «Shinshin».

Второй вариант представлен макетом на деревянной подставке, запечатлённым в одном из конструкторских институтов Поднебесной. Перед нами аналогичный планер с высокорасположенным крылом, но появились вспомогательные аэродинамические плоскости — переднее горизонтальное оперение на верхних рёбрах воздухозаборников, а также 2 хвостовых стабилизатора с 25-30-градусным углом развала для уменьшения радиолокационной заметности машины. Воздухозаборники здесь аналогичны первому варианту, а вот фонарь кабины полностью беспереплётный и полностью соответствует американской школе стелс-технологий. Данный вариант является одноместным истребителем. Судя по внешнему виду фюзеляжа, могли быть предусмотрены и внутренние отсеки вооружения.

Третий вариант имеет крыло прямой стреловидности, а также смещённые к центру носовой части фюзеляжа конструктивные рёбра. Такое расположение рёбер реализовано в американских истребителях 5-го поколения семейства F-35. Согласно эскизу, на данной версии также предусмотрено двухкилевое наклонное вертикальное оперение с трапециевидными стабилизаторами равнобедренного типа, аналоги которых присутствуют у малозаметного истребителя F-22A «Raptor». Трёхсекционный фонарь с минимальным (двойным) переплётом имеет большое сходство с фонарём кабины японского истребителя ATD-X.

Четвёртый вариант JH-7B считается на сегодняшний день наиболее близким к воплощению в «железе». Он представляет собой первый вариант, но уже с наклонным двухкилевым оперением. Оценочная площадь большого трапециевидного крыла с обратной стреловидностью у этой машины может достигать 65 м2 против 52,3 м2 у JH-7A, размах — 15,5 м против 12,8 м соответственно. Если учесть, что модифицированный планер JH-7B будет представлен наличием большого количества элементов из композиционных материалов, масса пустой машины может сохраниться на уровне 15 — 16 тонн, а нормальная взлётная масса не будет превышать 22,5 — 23 тонны, это говорит о резком уменьшении нормальной нагрузки на крыло меньшей площади: она может составить от 325 до 350 кг/м2. Такие параметры характерны для Т-50 ПАК-ФА, YF-23 «Black Widow II» и «Mirage-2000-5». JH-7B будет обладать маневренными качествами современных истребителей типа «Супер Хорнет» или F-35C. Помимо площади крыла, этому будут способствовать наплывы у корневых частей крыла, а также увеличенная примерно до 1,1 тяговооружённость после установки более тяговитых версий WS-9A, либо китайских ТРДДФ LM WS6 суммарной тягой 24600 кгс. Один из 10 прототипов этого двигателя был успешно протестирован ещё в 1982 году, но из-за «заморозки» программы по перспективному истребителю, во время кризисного периода в отношениях с СССР, проект LM WS6 компании «Liming Engine Manufacturing» также пришлось свернуть.

Модернизированный JH-7B получит более ёмкие топливные баки: масса топлива возрастёт до 8000-8500 кг, вместе с большей площадью крыла это даст на 20-25% больший радиус действия, который может превысить 2000 км. Совокупный боевой потенциал по выполнению задач «воздух-море», «воздух-поверхность» и «воздух-корабль» может в некотором отношении превзойти даже данные нашумевшего стелс-ударника J-20, особенно учитывая тот факт, что двухместный JH-7B с максимально напичканными индикационным оборудованием приборными панелями пилотов сможет сработать куда оперативней, чем одноместный J-20; да и маневренность в ближнем воздушном бою у последней версии «Летающего леопарда» будет значительно выше. Чрезмерно обольщаться этой машиной в XXI веке конечно можно, но очень осторожно, ведь «на половину ноги» она всё ещё в поколении «4++». Основная часть управляемых ракет воздушного боя будет размещена на внешних подкрыльевых точках подвески. Аналогичная ситуация сложится и с противокорабельными, а также противорадиолокационными ракетами, а поэтому даже об ЭПР многоцелевого истребителя J-20 в этом случае и мечтать не стоит: в лучшем случае эта цифра (с подвесками) для JH-7B составит 1 — 1,5 м2, без оных — в пределах 0,5 — 0,7 м2. Радиолокационные средства противника смогут обнаруживать и работать по подобной цели с расстояний, ограниченных всего на 15 — 25% по сравнению с другими китайскими истребителями поколения «4+/++» Су-30МКК или J-10A/B.

В то же время после полной модернизации всего авиапарка из 240 JH-7A в версию «B» возможности по проведению дальних тактических операций, включая завоевание превосходства в воздухе над акваториями ближних морей, у Поднебесной значительно возрастут.

Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Ruwar на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@newru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

You may also like...


Комментарии
Чтобы добавить комментарий, надо залогиниться.