Квадратиш, практиш, гут!

95 лет назад, 1 мая 1922 года (да, я немного опоздал отметить эту дату) произошло важное событие в истории нашей авиации. Открылась первая в России международная авиакомпания и одновременно — первое совместное авиапредприятие с участием иностранного капитала. Думаю, знатоки уже поняли, что речь идет о советско-германском акционерном обществе «Дерулюфт» (Deruluft — Deutsch-Russische Luftverkehrs — Gesseleschaft), осуществлявшем регулярные почтово-пассажирские авиаперевозки между российскими и немецкими городами.

«Дерулюфт» официально просуществовал 15 лет — до 31 марта 1937 года (интересно, что последние рейсы самолеты авиакомпании совершали в то время, когда советские и немецкие летчики уже воевали друг против друга в небе Испании). За это время в нем эксплуатировалось несколько разных типов советских и немецких пассажирских самолетов, но первым из них был «Фоккер» F-III. 10 таких машин были закуплены за 250 тысяч золотых рублей у фирмы Антони Фоккера в начале 1922 года и именно они поначалу обслуживали первую линию «Дерулюфта», связавшую Москву с Кенигсбергом. Потом открылся еще один маршрут Ленинград — Берлин.

«Фоккер» F-III, разработанный в 1921 году, несмотря на свой угловатый и весьма неказистый внешний вид, оказался чрезвычайно удачной, очень надежной и долговечной машиной. В «Дерулюфте» «Фоккеры» летали до 1929 года, а потом некоторые из них еще три года бророздили внутренние советские авиалинии. Для довольно крупного самолета с деревянным крылом и полотняной обшивкой это просто удивительное долголетие. Конечно, случались и аварии, для тех времен — обычное дело, но благодаря высокой прочности конструкции «Фоккера», они, как правило, обходились без жертв.

На заставке «Фоккер» авиакомпании «Дерулюфт» с гербом СССР на борту заходит на посадку на Центральном (Ходынском) аэродроме Москвы.

fokf3-4

2.Legkij-passazhirskij-samolet-Fokker-F.III_.

Первый прототип «Фоккера» F-III во время испытаний. Этот самолет имел шестиместную закрытую пассажирскую кабину (в те времена ее называли каютой) и одноместную полуоткрытую кабину пилота перед ней. Всего было построено 66 таких самолетов, оснащенных восемью различными типами двигателей.

FIII01

Размещение двигателя и пилота в носовой части фюзеляжа. Определенно, когда создавался «Фоккер» F-III, романтика из авиации еще не ушла. В этой тесной кабинке и почти вплотную к раскаленному мотору летчику приходилось проводить по несколько часов, так как максимальная скорость самолета не превышала 180 км/ч, а расстояния между аэродромами порой достигали 300-400 километров.

l16658

1283828

«Фоккеры» F-III эксплуатировались многими европейскими авиаперевозчиками. На снимках — самолеты немецкой авиакомпании «Дойч Аэро Ллойд» и датской «Даниш Эйр Лайнс». По слухам, внутри толстых деревянных крыльев этих машин пилоты нередко возили контрабанду.

fokf3-6

Наиболее крупным эксплуатантом F-III была нидерландская авиакомпания KLM, которой принадлежало 16 таких самолетов. На снимке — один из них. Обратите внимание, что машины выпускались в двух модификациях. У одних крыло крепилось непосредственно к фюзеляжу, а у других оно было приподнято на коротких стойках, то есть, самолет имел аэродинамическую схему «парасоль».

CH-156-1

Бывало и так: последствия аварийной посадки «Фоккера» F-III швейцарской авиакомпании «Балайр».

000000008 (1)

Газетная реклама авиакомпании «Дерулюфт». Билет от Москвы до Кенигсберга стоил очень дорого — 20 британских фунтов или 100 тысяч немецких марок, причем оплата принималась только в валюте. Естественно, для подавляющего большинства советских граждан такие путешествия были недоступны. В 1922 году авиакомпания перевезла в обоих направлениях всего 338 пассажиров, в следующем — 382, а в 1924-м — 552.

Любопытно, что на фотографии, которой проиллюстрировано рекламное объявление, по ошибке изображен не «Фоккер» F-III, а следующая машина той же фирмы — «Фоккер» F-IV с удлиненным фюзеляжем и десятиместной пассажирской кабиной. Самолетов этой модификации «Дерулюфт» не имел.

CWkTI58WwAAszFo

По узкому и высокому трапу «Фоккера» F-III пассажирам было непросто подниматься в салон и выходить из него без постронней помощи. Обратите внимание, что на фюзеляже изображен упрощенный вариант герба РСФСР. Это значит, что снимок сделан в 1922 году, еще до образования Советского Союза. В дальнейшем на самолетах нарисовали гербы СССР.

Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Postwar на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@proru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

Комментарии

Подписка
avatar
wpDiscuz