Лучшие танки мировой истории

Любые хит-парады страдают субьектививзмом, а хит-парады техники страдают им, наверное, как никакие другие. А уж если для составления рейтинга «самой лучшей техники» используется метод прямого голосования (где как минимум 90% голосующих являются идиотами, ничего не понимающими в данной проблеме) — результаты выходят просто смехотворными.

Вот, например, когда псевдо-специалисты с телеканала Discovery устроили свой рейтинг лучших танков, в котором на 1-е место был поставлен немецкий Leopard-2, а на последнем был древний американский M4 Sherman, то остается лишь спросить: когда подобные «эксперты» последний раз лежали в дурке? А если не лежали — то отчего западная медицина столь халатно упускает возможность и необходимость пролечить явный неадекват?

Или вот есть рейтинг Forecast International от 2004 года, который назван чуть скромнее — «самые успешные танки современности»:

1. M1A2 SEP Abrams, США. Производитель — корпорация General Dynamics.
2. Merkava Mark IV, Израиль. Производитель — корпорация Israel Ordnance Corps.
3. Type 90, Япония. Производитель — Mitsubishi Heavy Industries.
4. Leopard 2A6, Германия. Производитель — Krauss-Maffei Wegmann.
5. Challenger 2, Великобритания. Производитель — Vickers Defense Systems.

Тут, правда, возникает вопрос — в чем заключается «успешность» японского Тип-90, если он не только никогда нигде не воевал, но даже не продается в другие страны, а в самой Японии изготовлен довольно смешным для современного танкостроения тиражом?

Хотелось бы узнать и об успешности Меркавы Марк-4 — которую не только успешно жгли бойцы Хизбаллы при помощи довольно примитивных и старых еще советского производства ПТУР и РПГ, но которую к тому же, насколько я знаю, никто (кроме израильских военных) не хочет покупать из-за явного несоответствия цены и боевых возможностей.

Ну и, конечно, ставить Абрамца пусть даже версии A2SEP на три позиции выше Leopard-2 A6 может только американский ура-патриот и полный технический профан.

В общем, если строить какой-то рейтинг танков — то танки надо бы разделить, во-первых, по историческим периодам выпуска, и внутри периодов — делить по классам. Ибо всякий танк, даже самый лучший, имеет недостатки — вопрос лишь в том, насколько они значительны в сравнении с конкурентами того же веремени и класса.

Итак, исторически правильно будет начать хит-парад со смешного танка Renault FT-17 — при всей прикольности этого созданного в 1917 году танка это первый танк, имевший башню кругового вращения (360 градусов) и так называемую «классическую компоновку» (мотор и трансмиссия сзади, гусеницы сбоку от бронекорпуса, башня сверху):

Надо отметить, что танк получился чрезвычайно удачным и потому выпускался аж до второй мировой войны. В СССР выпускалась его усовершенствованная версия под названием МС-1 (Малый Сопровождения, первый).

Многие считают столь же важным для мирового танкостроения и танк Christie M1931 (с которого в СССР пошла серия БТ, да и Т-34 во многом является наследником этой машины). Однако лично мне кажется, что роль этой машины преувеличена. Весь танк Кристи построен вокруг идеи гусенично-колесного движения — которая в конце концов оказалась тупиковой и была выброшена на свалку истории.

Из-за этой идеи танк Кристи и все его наследники имели тяжелые катки-колёса большого диаметра, весьма дурацкую и тяжелую свечную подвеску, и множество компоновочных недочетов. Впоследствии всё это отправилось на свалку истории еще в процессе второй мировой войны, а Т-34 не хватило буквально нескольких месяцев для того, чтобы сменить большие катки на средние, свечи на торсионы и так далее — такая машина (Т-34М) была даже построена и показала прекрасные результаты, но война уже не оставила времени для запуска ее в производство.

Тем не менее Т-34 по праву может считаться лучшим танком второй мировой войны — правда, надо оговорить, что это относится к серьезно переделанной версии с 85-мм пушкой С-53, пошедшей в серию лишь с апреля 1944 года.

В начале войны Т-34 хотя и обладал преимуществом в огневой мощи перед танками вермахта — но был чрезвычайно ненадежен и имел очень плохой обзор, что и привело к огромным потерям этих танков. Хуже того — начиная с весны 1942 года вермахт обзавелся танком Pz-4 F2 с противотанковой 75-мм пушкой (значительно более мощной, чем 76-мм пушка Т-34), броня Pz-4 была усилена и в лобовой проекции быстро превзошла Т-34, и вплоть до апреля 1944 года преимущество у Т-34 сохранялось только в подвижности — по всем же прочим параметрам наш танк немецкому уже проигрывал.

Некоторые еще считают, что Pz-5 (Пантера) была лучше, чем модернизированный Т-34-85. Однако это вопрос крайне спорный. Пантера значительно тяжелее Т-34-85, это уже танк почти такого же массогабаритного класса, как ИС-2. А главное — Пантера очень дорогая в производстве, что в конечном счете и вызвало ее прогрыш на полях сражений.

Технически она, конечно, совершеннее Т-34 — примерно как Мерседес совершеннее Жигулей. Однако когда мы начинаем считать цену и трудоемкость производства — выясняется, что на одну Пантеру приходилось штук пять грубо сваренных и громыхающих всеми болтами Т-34. И в результате Т-34 победили.

Между прочим — примерно так же победили и американские M4 Sherman. Они имеют чрезмерную высоту и совершенно нерационально скомпонованы — однако оказались простыми и дешевыми в производстве, легкими в освоении танкистами, надежными — и это в конечном счете решило исход боёв. Кстати, тот же Израиль использовал модернизированные M4 Sherman чрезвычайно долго — конечно, они не могли выдержать боя с Т-72, но против Т-55 еще очень даже что-то могли — а ведь это машины совершенно разных поколений.

Ну и раз пошла такая пьянка — нельзя не указать на уже упомянутый немецкий Pz-4 (на фото — модификация J):

Смешно сказать — эта машина началась с 15-мм брони и короткоствольной штурмовой 75-мм пушки (почти гаубицы), и задумывалась как танк артиллерийской поддержки пехоты. Однако конструкция оказалась настолько технологичной, надежной и имеющей огромные модернизационные потенциалы — что за годы войны из Pz-4 была сделана совершенно другая машина с радикально более высокими боевыми качествами, а число боевых машин на шасси этого танка вообще слабо поддается учету.

Вот эти танки Pz-4 оказались основой бронетехники Вермахта и успешно воевали до самого конца войны. Так что, справедливости ради, их следует поставить в один ряд с Т-34 и Шерманом как самые лучшие универсальные танки второй мировой.

Продолжение следует…

Материал: BBird специально для gunm.ru
Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Proper на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@proru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

Комментарии

Подписка
avatar
wpDiscuz