Морские крепости: в агонии боя

Соотношение побед и поражений в боях с участием крупных кораблей описывается известной “кривой Гаусса”. Где на обеих концах спектра — эпические герои и явные аутсайдеры, а посерёдке — “средний класс”, с его периодическими успехами и неудачами.

Именно потому утверждение о том, что тяжелые крейсеры и линкоры бесцельно “простояли в базах всю войну”, как минимум, некорректно. Еще хуже — когда вырывают из контекста избитый пример и на его основе делают высокоморальные выводы, в стиле “О, да! Этот случай подвел окончательную черту под…”. Подобные заявления есть либо следствие недостаточного знания истории, либо вызвано неразвитостью нейронной сети, не способной понять простейшие логические цепочки, из которых состоит данный материал. Который не претендует на ценность монографии, являясь кратким и понятным для широкого круга читателей сборником фактов о действиях кораблей в годы ВМВ.

В яростных интернет-спорах не приветствуется уважение к оппоненту, здесь каждый готов умереть за свою правоту. Если собрать всю статистику, всегда найдутся те, кто станет бросать насмешки о “средней температуре по больнице”. Если же привести длинный список отдельных примеров, то немедленно последует довод о том, что отдельные эпизоды “погоды не делают”, нужно рассматривать всю картину целиком.

Для исключения лишних дебатов предлагается следующее. Сперва привести общеизвестные факты и статистические данные о крупных кораблях эпохи ВМВ. Затем уже — истории случайно выбранных кораблей.

В прицеле — высокозащищенные надводные корабли. Линкоры и тяжелые крейсеры (ТКр) эпохи ВМВ. Как уже подробно излагалось в предыдущей части статьи, упомянутые ТКр не уступали (а порой превосходили!) своих старших собратьев по мощности механизмов ГЭУ, численности экипажей и сложности конструкции (оборудование постов, состав вооружения, прицелы и СУО, радарные установки). ТКР догоняли линкоры по характеристикам, стоимости и трудоёмкости постройки, а, следовательно, они достойны места в данном списке, наряду с ультимативными боевыми кораблями.

Атлантика

А) Первое сражение с участием высокозащищенных кораблей произошло 13 декабря 1939 г. Последнее — 26 декабря 1943 года. После этого порядком поредевший немецкий надводный флот уже не совался в океан. А итальянский капитулировал еще в сентябре 43-го. Тем не менее, за четыре года активных боевых действий случилось немало.

Б) Единственным крупным кораблём, который никогда не принимал участия в морских операциях, стал итальянский ЛК “Рома”. Он вступил в строй слишком поздно, когда Италия уже вовсю ощутила “топливный голод”. “Рома” — классический неудачник, с самого края спектра.

В) За исключением “Ромы”, более не найдется ни одного ТКр и ЛК, кто бы ни разу не стрельнул в противника главным калибром. Сражались все, даже недостроенный ЛК “Жан Бар”.

Г) Всего в атлантических водах прогремело 13 известных морских сражений с участием ТКр и ЛК. Каждый бой повлиял на стратегический расклад на ТВД, имел результатом тяжелые потери среди участников и/или в ходе него был зарегистрирован какой-либо героический эпизод или рекорд. Все они вошли в историю.

— Сражение у Ла-Платы.

— Нападение на французский флот в Марс-эль-Кебире.

— Бой “Ришелье” с британской эскадрой (события у западных берегов Африки).

— Расстрел авианосца “Глориес”.

— Перестрелка ТКр “Бервик” с ТКр “Адмирал Хиппер”.

— Короткий бой “Ринауна” с немецкими линкорами (британскому линейному крейсеру удалось отогнать “Шарнхорст” и “Гнейзенау” , охранявшие вход во фьорд, что позволило легким силам прорваться во внутрь и потопить флотилию из 10 немецких эсминцев).

— Яркое и оглушительное потопление ЛКР “Худ”.

— Не менее эпичная охота на “Бисмарк”.

— Расстрел линкора “Жан Бар” американским линкором “Масачусетс” (высадка союзников в Касабаланке).

— “Выстрел у Калабрии” (в ходе боя линкоров был зарегистрирован военно-технический рекорд — попадание в движущийся корабль с дистанции 24 километра).

— Ночное побоище у м. Матапан (2400 погибших, одно из самых кровавых и драматичных сражений в морской истории).

— Сражение у мыса Спартивенто (в очередной раз поиграли мускулами и померялись силой).

— “Новогодний бой” у мыса Нордкап — англичане до битв охочи, трубы дышат зловеще жарко; в сизом мраке полярной ночи “Дюк оф Йорк” нагоняет “Шарнхорст”!

Жертвами этих сражений стали линейный крейсер и три линкора, авианосец, четыре тяжелых крейсера и четыре эсминца. Также серьезные повреждения получили линкоры “Чезаре”, “Дюнкерк”, “Ришелье” и “Жан Бар”, лидер эсминцев “Могадор”, крейсеры “Эксетер” и “Бервик”.

По количеству потопленных и поврежденных кораблей 1-го ранга линейный флот и ТКр неожиданно вырываются на первое место на европейском ТВД, опережая даже всемогущую авиацию. К неудовольствию всех, кто бубнит о бесполезности этих единиц, никак не проявивших себя во время войны.

Д) Несмотря на упрёки в низкой точности стрельбы, имеется красноречивый эпизод: артиллеристы “Бисмарка” с третьего залпа уничтожили линейный крейсер “Худ” (дистанция — 18 км).

Другой случай: эскадра британских линкоров, превратившая за минуты в груду обломков итальянские крейсеры “Пола”, “Зара” и “Фиуме”. Надо заметить, дело происходило в кромешной тьме, при этом “Вэлиэнт” первым же залпом попал “в десятку”.

Похожее происходило на Тихом океане, когда японцы разгромили американское соединение у о. Саво.

Случайности — или простые совпадения? Так могут думать только наивные люди.

Приведенная статистика не учитывает:

П. 1. Сражения с заведомо более слабым противником, с очевидным для оного результатом (пример: потопление вспомогательного крейсера “Равалпинди” линкорами “Шарнхорст” и “Гнейзенау”).

Другой, уникальный в своём роде, пример: торпедная атака и таран эсминцем “Глоуворм” тяжелого крейсера “Адмирал Хиппер” (в ходе боестолкновени эсминец был потоплен).

П. 2. Действия рейдеров на морских коммуникациях. Если подводники гордятся тоннажем потопленных транспортов, то почему должны стесняться экипажи надводных кораблей? Так, в феврале 1941 г. немецкий “Хиппер” разгромил конвой SLS-64, потопив за пару часов 7 пароходов.

За время своей короткой карьеры ТКр “Адмирал Граф Шпее” сумел потопить девять судов.

В ходе одного их походов в Атлантику (операция “Берлин”) жертвами “Шарнхорста” и “Гнейзенау” стали 22 судна союзников общим тоннажем 115 тыс. брт. Такой серьезный ущерб сопоставим с потерями конвоя PQ-17, просто сторонники теории “устаревших линкоров” об этом никогда не слышали.

П. 3. Бесславные с точки зрения автора, но весьма экстремальные по замыслу операции. Пример: действия ТКр “Адмирал Шеер” на коммуникациях Северного морского пути (героическая гибель “Сибирякова”, нападения на Диксон и советскую метеостанцию в Арктике).

П. 4. Огневая поддержка и обстрелы береговых целей. Классика жанра.

Интересный факт. “Самая большая канонерка Балтики” — немецкий ТКр “Принц Ойген” имел благодарность от войск СС.

Для оказания артиллерийской поддержки десанту и подавления немецкий батарей во время высадки в Нормандии, союзники привлекли пять линкоров и 20 крейсеров. Не менее мощные силы привлекались для огневой поддержки десантов в Италии и на Африканском континенте.

П. 5. Потери авиации от зенитного огня кораблей. Благодаря своим размерам ТКр и ЛК всегда использовались как платформы для размещения многочисленных средств ПВО. И, несмотря на общую архаичность зенитных средств эпохи ВМВ, атака ТАКОЙ ЦЕЛИ было смертельно опасным мероприятием. Тысячи отважных пилотов сложили головы в попытке сблизиться с “морскими цитаделями”.

П. 6. Эффект, создаваемый самим присутствием мощного корабля на ТВД. Лишь стоило “Тирпицу” поднять пары, как британцы бросили конвой и разбежались. Вместе с оставленными без прикрытия транспортами на дно ушло 430 танков и 200 самолетов, не считая тысяч др. важных военных грузов. Как говорил Сунь Цзы: лучшая победа — победить без боя.

Тихий океан

Ввиду колоссальных размеров Тихоокеанского ТВД и особенностей действий флотов, встречи “плавучих крепостей” происходили здесь реже, чем в Европе. Излишне бережливые японцы сохраняли свои лучшие ЛК для “генерального сражения”. Тем не менее, свои старые ЛКР и ЛК они использовали весьма продуктивно.

Американские быстроходные линкоры в основном использовались для прикрытия авианосцев. Помимо функции обеспечения ближней ПВО, американцы опасались прорыва на близкую дистанцию японских ТКр и линейных крейсеров типа “Конго”. И, как показало время, боялись не напрасно. До сих пор неясно, каким образом целое диверсионное соединение (8 крейсеров и 4 линкора) проникло в зону высадки американского десанта в залив Лейте, избежав своевременного обнаружения (и уничтожения) многочисленными американскими кораблями и авиационной группировкой из 1200 самолетов.

За годы войны в Тихоокеанских водах случилось пять известных сражений с участием высокозащищенных надводных кораблей 1-го ранга. Среди них:

— Сражение в Яванском море, 27 февраля 1942 г. В ходе него японские ТКР потопили крейсеры “Эксетер” и “Де Рейтер”.

— “Второй Пёрл-Харбор” — побоище у о. Саво в августе 1942 года. Американцы потеряли в ночном бою 4 крейсера и 1077 человек. Японские крейсера серьезных потерь не понесли.

— Ночное сражение у Гуадалканала 13 ноября 1942 г. (огнем крейсеров и эсминцы был потоплен линейный крейсер “Хиэй”, ответным огнем тяжело поврежден крейсер “Сан Франциско”).

— Ночное сражение у Гуадалканала 14 ноября 1942 г. (огнем японских ТКР и ЛКР “Киришима” был поврежден линкор “Саут Дакота” (26 попаданий), подоспевший ЛК “Вашингтон” в отместку потопил “Киришиму”. Часом ранее тот же линкор потопил еще один корабль — эсминец “Аянами”).

— Бой у о. Самар 25-го октября 1944 г. (потоплено три эсминца и эскортный авианосец “Гэмбиер Бэй”, еще один, “Калинин Бэй”, получил 12 прямых попаданий бронебойными снарядами, японцы лишились трех тяжелых крейсеров). В район прорыва диверсионного соединения слетелось около 500 самолетов, со всех, находящихся поблизости, авианосных группировок и аэродрома Таклобан на о. Лейте. Тем не менее, действия авиации оказались малоэффективны против высокозащищенных кораблей (самолеты были подготовлены против наземных целей, были вооружены бомбами и не имели торпед). Своими потерями японцы обязаны действиям американских эсминцев, заслонившими собой эскортные АВ. Остальная часть японской эскадры четыре часа шла под ударами воздушной группировки, эквивалентной по численности авиакрыльям пяти тяжёлых авианосцев! Тем не менее, все крейсера и линкоры благополучно вернулись в базу, в т.ч. ТКР “Кумано” с оторванным носом.

Среди героев Тихоокеанского ТВД:

— линкор “Саут Дакота”. Прикрывая своё соединение в сражении у о. Санта-Круз, линкор сбил 26 японских самолетов. Даже если эта цифра изрядно завышена — уничтожение за раз одного-двух десятков воздушных целей является безусловным военно-техническим рекордом. Сами американцы утверждают, что обязаны своим успехом новым зенитным снарядам со встроенным мини-радаром (радиовзрывателем, активирующимся при пролете вблизи самолета);

— линкор “Норт Кэролайн”. К началу 1945 года линкор сумел пройти 230 тысяч морских миль (этого хватило бы, чтобы 10 раз обогнуть Земной шар), большая часть из них — в зоне боевых действий. В 1942 году был поврежден торпедой японской подлодки, спустя три месяца вернулся в строй. И начал мстить.

Вот лишь краткая часть боевой хроники:

С 1 июня линкор прикрывал высадки на Нью-Джорджии (30 июня), Велья-Лавелья (15 августа) и Бугенвиле (1 ноября). Вернулся в Перл-Харбор.
10 ноября 1943 года вышел из Пёрл-Харбора в составе охранения Авианосной Оперативной Группы 50.2, для участия в захвате островов архипелага Гилберта.

28 ноября 1943 года линкор обстреливал остров Науру, выпустив 538 фугасных снарядов по железнодорожной ветке, береговым укреплениям и радарным станциям.

24 декабря 1943 года линкор нанес удары по японской авиабазе в Новой Ирландии.

7 января 1944 года корабль вернулся в Гавана-Харбор для пополнения запасов и заправки, после чего ушел к островам Эллиса.

21 января 1944 года в составе Task Force 58 принял участие в операциях против Маршалловых островов (январь) и Марианских (февраль-март) островов. 29 января линкор начал бомбардировку островов Рой и Намур. В лагуне был замечен японский транспорт, несколько залпов с корабля привели к пожару на транспорте, который вскоре затонул. USS North Carolina продолжил обстрел целей, одновременно осуществляя прикрытие авианосцев…

Еще один забытый герой — линкор “Колорадо”, находившийся в зоне боевых действий на протяжении шести месяцев (с ноября 1944 г. по май 45-го). Ни жёсткая посадка “камикадзе” на палубу, ни иные опасности не прервали его похода. Командование держало его на самых тяжелых участках ТВД, справедливо полагая, что если “Колорадо” утонет, то он утонет последним, после того, как под ударами “камикадзе” погибнет весь остальной флот.

Свои герои были у японцев. Например, линкоры “Хьюга” и “Исэ”, прорвавшиеся без потерь из Сингапура в Японию сквозь заслон из 26 американских подлодок и силы всей авиации ВМС США (операция “Ки-та”, 1945 г.). На борту каждого линкора находилось шесть тысяч бочек с ГСМ и авиационным бензином, а также 4000 тонн др. ценных грузов (вольфрамовая руда, цинк, ртуть, каучук) для японской военной промышленности.

Эпилог

Внезапно мы видим перед собой самых яростных и активных участников морских ТВД Второй мировой войны. Оказалось, что корабли, которых по ошибке записали в “устаревшую и ненужную рухлядь”, имели самый высокий коэффициент оперативного напряжения (КОН) среди всех других классов кораблей (что, естественно, объясняется их размерами и стойкостью к боевым ранениям). Они участвовали в максимальном количестве битв, а большинство из них провело в море больше времени, чем самые успешные корабли др. классов (менее защищенные единицы при попытке повторить успехи ТКр и ЛК быстро оказывались на дне).

Высокозащищенные корабли — единственные, кто могли сражаться и имели шанс победить даже в самых неблагоприятных условиях, при абсолютном численном превосходстве противника. Они в значительно меньшей степени боялись повреждений, чем корабли меньших классов. Они могли вести бой, несмотря на все разрушения и потери. Но даже в самую трудную минуту, потери среди их экипажа не превышали нескольких %. Получив в борт изрядную дозу взрывчатки, “морские цитадели” выживали и через короткое время возвращались в строй.

ТКр и линкорам часто поручали самые опасные задания и привлекали на самые сложные участки ТВД. Эти корабли доблестно сражались друг с другом и противостояли всему спектру угроз, реализованному в морской войне.

Сам автор не видит здесь ни одной причины для спора о “бесполезных кораблях”. Здесь можно спорить только о плохом знании истории читателями, которые с жаром пытаются опровергать заведомо очевидные вещи.

Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Ruwar на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@newru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

You may also like...


Комментарии
Чтобы добавить комментарий, надо залогиниться.