Не стоит молиться на танки

Очень мало людей что-то знают о танках. Вернее, служивших в танковых войсках на территории бывшего СССР и стран, образовавшихся на его месте — немало, но в процентном отношении от общего количества граждан – танкистов совсем незаметно.

В основном молятся на танки геймеры. Наяривающие в популярную сетевую игру WOT. Но в реальной жизни их познания о боевом применении и обслуживании танков стремятся к отрицательной величине.

Моё знание танков основывается на 3-х годах срочной службы и 10 лет службы в резерве на модификации амерского танка М-60, разработки начала 60-х годов, в Израиле. Но, чтобы не наговаривать на российские танки, я просто приму как должность, что все показатели российских и советских танков лучше в три раза.

На территории Новороссии, в теории, могут обнаружиться различные модификации танков Т-72, Т-64, Т-80. Но, скорее всего, мы будем иметь дело с самым плохим из них и самым ненадёжным – Т-64, о котором все, кто имел с ним дело, без мата не пишут. Не будем в серьёз рассматривать всякие снятые с постаментов антикварные экземпляры.

Чтобы привести всё это разнообразие к единому знаменателю, возмём за образец данные новейшего российского Т-90, безусловно надёжного и крутого:

После пробега 2500 км осуществляется ТО продолжительностью 12 часов (а на моём танке – каждые 500 миль). После пробега 5000 км — 30 часов. Капитальный ремонт проводится после пробега 11 000 км (на моём танке – примерно после 3-х тысяч миль), при этом ресурс гусениц составляет 6000 км. (недостижимый пробег для гусеницы с открытым шарниром, что стояли у нас. Я оцениваю максимальный ресурс наших гусениц в 1500 км).

Отметим, что все это при абсолютной исправности всех агрегатов танка. Умножте цифрыцифры вдвое для получнентя реального времени обслуживания. Утройте цифры, если вам приходится делать это род открытым небом без пневматических инструментов.

Эти данные – для совершенно нового современного танка. Это неимоверно крутые показатели. У танка Т-64 гарантийный ресурс работы дрыгателя – 300 часов. Это значит, что где-то гораздо раньше, чем достижение пробега в 5000 км дрыгателю харьковских танкостроителей наступает карачун, и его нужно менять. А сдохшему необходимо как минимум менять поршневую, если не случилось чего похуже. У Т-64 ещё и торсионы лопаются нередко. А кто хоть раз менял торсионы, тот знает, что это за ужас. И гусеница слетает целиком, и тогда её без крана назад не поставишь.

То есть, если вы раз в год меняете на своей новой личной машине расходники, масло, фильтр, тормозные колодки, дворники, наезжая по 10 000 км, а на капитальный ремонт заедете не ранее, чем через 5-6 лет, то вам никогда даже в страшном сне не приснится весь ужас технического обслуживания такой сложной машины, как танк.

Если у вас есть рабочий грузовичок или пикап, на котором вы наматываете в день по 200-300 км – то у вас может появиться небольшая догадка о количестве времени и расходных материалов на обслуживание танка.

Танк – это перетяжелённая машина, все агрегаты которой работают почти на пределе своего ресурса. Танковый двигатель по определению форсирован по самое немогу. Танк, даже разработки конца 60-х, начала 70-х годов – это машина более сложная, чем практически вся гражданская техника, которую вы можете встретить в своей жизни.

Двигатель танка потребляет более 2-х литров топлива в минуту. Т-90 нужно менять десятки литров масла каждые 2500 км, а более старым моделям – гораздо чаще. Максимальный ресурс новой гусеницы – 6000 км. — У танка, произведенного в 21 веке.

У танка есть гидравлика. У Т-64 привод пушки. У Т-72 – привод башни. Гидравлика – это система чрезвычайно ненадёжная. Она нормально работает несколько дней после ремонта, поверьте мне, или пока танк стоит в ангаре. При использовании танка гидравлика всегда течёт, и нужно постоянно доливать жидкость. Когда она кончается – а случается это всегда в бою – танк становится неспособным вести бой.

А где вы видели новые танки на Украине, а особенно у ополчения?

По моим предположениям (я никогда не служил на новых танках), если ополчению дать 10 новых Т-90 с завода, но без вагона запчастей, расходников и инструментов, толковых ремонтников, то последний из новых танков выйдет полностью из строя максимум через 10 дней боевых действий без единого попадания или подрыва — из-за поломки ходовой, дрыгателя, трансмиссии или выхода из строя одной из электрических цепей, проводов башни или пушки. Прицельные приспособления, дальнометры, различные ночные и панорамные прицелы служат без ремонта дольше ходовой, но выход их из строя так же превращает танк в тягач. Замена их помимо того, что очень трудоёмка, стоит огромных денег и специальных знаний.

Танку вроде многократно отремонтированного Т-64\Т-72 не продержаться в боеготовном состоянии и 5 дней. Во-первых, он достанется экипажу уже со многочисленными неполадками. Он будет способен в лучшем случае провести один-два скоротечных боя, и скорее всего, если не будет подбит, его все равно придётся эвакуировать тягачом. Во-вторых, количество неполадок будет увеличиваться в геометрической прогрессии с каждым часом, что танк не стоит на стоянке.

Я честно не знаю, нужно ли в советских танках иметь специальный инструмент для выверки прицела, но полагаю, что да. У нас его выдавали только офицерам, из-за его огромной стоимости. Полагаю, что любой танк, попавший в руки любого ополчения, прибора для выверки прицела иметь не будет. А это значит, что выверку прицела можно будет сделать только по-боевому – лупить в специальную мишень драгоценные снаряды на точно замеряной дистанции. А теперь представим такое мероприятие для пяти танков непосредственно перед боем… Уже смешно. Кстати, в танке выверку делают каждый день, когда танк не стоит на площадке.

Многие недооценивают сложность систем танка даже 60-х годов разработки. А зря. Это быстро проходит, когда ты начинаешь танк изучать. Даже более-менее зная танк, иногда в спокойной обстановке очень трудно сообразить, что именно отказало, почему, и что делать. А если ты в состоянии стресса – то сделать ты просто ничего не можешь. Именно так и получают в свои руки практически целую брошенную технику ополченцы Новороссии.

Ещё один аспект. Если брать мирное время, когда проводятся только учения, то больше всего гибнут и калечатся именно танкисты. Танк – смертельно опасная штука прежде всего для экипажа. При повороте башни она перемалывает всё, что попадает между ней и корпусом внутри и снаружи. Это может быть и снаряд. Чаще – нога, иногда – голова водителя. При движении пушки она давит всё, что оказывается под ней, под или над казёнником. Обычно это рука или нога, реже – голова. Танки часто переворачиваются и падают с обрывов, мостов, во рвы. Всегда с покалеченными танкистами в результате. И ещё танки давят всех, кто не успел отскочить, потому, что из него ничего не видно. Обычно это тот, кто занимается ремонтом или направляет танк с земли.

К чему это я? К тому, что экипаж танка нужно долго и систематически учить, иначе он быстро кончится, за неделю. Всего-то три человека.

То есть, гонять на захваченном только что восстановленном на харьковском заводе танке три дня можно. Эффективно применить, не имея свежеобученного экипажа – нет.

По опыту знаю, что механик-водитель может восстановить навыки после двух полных дней занятий через три-пять лет максимум. Через десять лет после дембеля – это проходить полностью новый курс обучения. Наводчику и командиру для сохранения навыков более двух лет перерыва делать нельзя. После пяти-шести лет – обучать практически с нуля, получив экипаж, не более профессиональный, чем зелёные выпускники учебки.

Сколько нужно, чтобы обучить экипаж с нуля? Меня учили полгода. По моему мнению, если заниматься по 12 часов 5 дней в неделю, полностью исключив все другие занятия – то от 4-х до 6 недель, в зависимости от тупизны обучаемых. По три экипажа на один учебный танк. И поверьте, что после этого курса обучения танк будет полностью угроблен. Восстановить его можно будет только в специальном месте специальными инструментами.

Основной расходник в танке, кроме масел и гидравлической жидкости – это звенья гусеницы, катки и подшипники ступицы колеса. Их можно брать с убитой техники, если она не горела. Но расходуются они просто с невероятной скоростью, а работ по замене требуют очень много. Советская норма подготовки водителя танка — 250 км. Но эдак танк после подготовки 3-4 водятлов на замену всей ходовой и дрыгателя должен отправляться. Я убеждён, что по минимуму достаточно 60-70 км.

Вывод:

Боевое применение нескольких танков возможно только при наличии очень сложной и очень дорогой инфраструктуры, которую может себе позволить только государство. Что не исключает возможность эффективного разового применения танка, доставшегося в хорошем состоянии, до быстрой выработки его ресурса.

Материал: http://mevaker.livejournal.com/21317.html
Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе игры бесплатно барби бесплатно. пользователем Observer на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@newru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

You may also like...

5 комментариев

  1. Anunah:

    О! На РусскомТопе Владимиру расскажите))) Этот текст ведь можно применить (с поправкой на время) к периоду 30х-40х годов?

    • Observer:

      Конечно. С поправкой на то, что с одной стороны танки были проще — а с другой стороны их качество было ужасным, и долговечность деталей просто ужас-ужас.

      Например, вся известная вам заморочка с колесно-гусеничными БТ была вызвана не желанием быстро ехать по автостраде — а попытками решить проблему малого срока службы гусеничных лент. Ты будешь смеяться — но у тогдашних танков гусеницы разваливались буквально через 150-200 км.

      Впрочем, у БТ-7 через 100-150 км пробега на колесах разваливались резиновые бандажи колес — поэтому на колесах на них никто не ездил. Это к вопросу о том, какой была советская техника и какой это был большой пузырь из надувательства.

      Проблему с гусеницами решили англичане в две последовательных итерации: сначала перейдя на короткое звено, а потом разработав специальную сталь для гусениц (Сталь Гадфильда, 50Г или аналогичную 110Г13Л).

      Вообще, если говорить совсем строго, эта сталь была предложена в лохматом 1882 году английским металлургом Р. Гадфильдом (англ. Robert Hadfield). Из нее делали оконные решетки в тюрьмах, которые невозможно перепилить.

      Из листовой стали Гадфильда были изготовлены пехотные шлемы (Helmet, steel, Mark I), принятые на вооружение британской армии в 1915 году, и американской армии в 1917 году под обозначением М1917. В армии США в 1942 году был принят шлем М1 из немагнитной стали Гадфильда, прослуживший в сухопутных войсках и корпусе морской пехоты вплоть до начала 1980-х годов.

      Для гусениц эту сталь впервые применила фирма Виккерс в конце 20-х годов — но это было огромным секретом Британии. В СССР выплавку стали Гадфильда освоили только к 1936 году.

      Эта сталь практически не поддается механической обработке резанием. Траки из нее делаются литьём сразу в размер со всеми отверстиями.

      • Anunah:

        За гусеницы и колесА- смеяцца не буду, я таки в курси))) Но то, вероятно, все ж не пузырь. Такой вот уровень технологий (не токма совейский, ну и окрестных царств-гусударств).

      • Anunah:

        по поводу стали для гусениц вот есть альтернативное мнение. что к 39году некое американское открытие случилось. или нет?

        • Observer:

          Да не, что ты — англичанами уже на Виккерсе 6-тонном (это который Т-26) была получена долговечность гусеницы в 4000 км пробега.

          Но русским при закупке оного Виккерса поставили старые гусеницы. Поэтому они тормозили и тормозили.

          Американцы же к концу 30-х начали применять гусеницы с резиной на беговой дорожке — это позволило отказаться от накатки резины на бандажи катков (хотя американцы все равно ее накатывали, просто толщину уменьшили). Ну и уже попутно была придумана идея резино-металлического шарнира.

          Опять же внешнее зацепление было придумано.

          Но вообще, если хочешь повеселиться — погугли Semovente da 90/53. Это итальянское 90-мм противотанковое орудие. Сделано на базе танка M14/41, который является развитием конструкции Виккерса 6-тонного.