Бронетранспортер с гибридной силовой установкой «Крымск»

Несколько дней назад появились новости об очередной версии боевой бронированной машины, отличающейся от существующих образцов рядом характерных особенностей. В рамках нового проекта применены новые решения, касающиеся архитектуры силовой установки. В отличие от множества своих предшественников, новая бронемашина оснащается не механической, а электрической трансмиссией. Подобное оснащение способно значительно улучшить характеристики техники. Потенциал таких решений уже проверен в ходе испытаний.

Поводом для последних сообщений средств массовой информации стали заявления генерального директора «Военно-промышленной компании» Александра Красовицкого, сделанные в ходе выставки KADEX-2016 (г. Астана, Казахстан). По словам руководителя, организация в настоящее время занимается рядом проектов перспективной бронетехники, среди которых присутствует унифицированная платформа «Бумеранг». Кроме того, ведется работа над образцом бронетехники, оснащенным необычными силовой установкой и трансмиссией. Подобная техника пока отсутствует на вооружении, но может представлять определенный интерес для армии.

По данным «Российской газеты», новый образец бронетехники уже прошел испытания на полигоне Научно-исследовательского испытательного центра исследований и перспектив развития бронетанковой техники вооруженных сил 3-го ЦНИИ министерства обороны. Испытатели отмечали, что опытная бронемашина нового типа отличается от существующих образцов рядом особенностей. Указывались плавный ход, хорошие динамические характеристики и высокая маневренность. Сообщается, что испытания нового опытного образца продолжаются до сих пор.

Необходимо отметить, что имеющиеся описания новой опытной бронемашины заставляют вспомнить об одном из существующих проектов, разработанных в экспериментальных целях несколько лет назад. Ранее использование гибридной силовой установки с использованием электрической трансмиссии отрабатывалось в рамках научно-исследовательской работы под шифром «Крымск». Создание этого проекта завершилось в середине 2013 года, после чего была собрана опытная машина, которой предстояло принять участие в испытаниях. По разным данным, проверки этой техники продолжаются до сих пор.

Опубликованные в последние дни сведения о новом проекте «Военно-промышленной компании» позволяют предполагать, что сейчас речь идет о продолжении испытаний опытной бронемашины «Крымск», уже прошедшей некоторые проверки несколько лет назад. Вполне возможно, что имеющийся прототип прошел процесс доводки и был доработан по результатам испытаний. В итоге мог получиться модернизированный вариант бронемашины, который теперь проходит очередной этап проверок.

По имеющимся данным, работы по теме «Крымск» стартовали в начале текущего десятилетия по заказу министерства обороны. Задачей проекта было создание перспективной боевой бронированной машины с колесной ходовой частью, гибридной силовой установкой и электрической трансмиссией. Разработка проекта была поручена «Военно-промышленной компании», имеющей значительный опыт в деле создания бронетехники. Кроме того, к проекту привлекались некоторые другие организации, отвечавшие за те или иные компоненты перспективных систем. В качестве базы для экспериментальной машины «Крымск» был предложен бронетранспортер БТР-90 «Росток». Эта машина ранее прошла испытания, но не поступила в серию. От закупок серийной техники этого типа отказались примерно одновременно с началом проекта «Крымск».

Разработка проекта продолжалась несколько лет. В июле 2013 года компания-разработчик объявила о завершении проектирования. Завершение проектных работ позволило приступить к строительству и последующим испытаниям опытного образца. Вероятно, при строительстве машины типа «Крымск» использовался один из имевшихся в наличии прототипов БТР-90.

В рамках НИР «Крым» был сохранен имевшийся броневой корпус, заимствованный у базового бронетранспортера. Корпус представляет собой сварную конструкцию из броневых листов различной формы и толщины, обеспечивающих защиту от стрелкового оружия, осколков и т.п. угроз. Предусматривается клиновидная лобовая часть, состоящие из нескольких листов борта с выступающей средней частью, и вертикальный кормовой лист. В базовой конфигурации бронетранспортер имел классическую для подобной техники отечественной разработки компоновку. В передней части машины помещалось отделение управления, позади него – боевое и десантное отделение, а корма отдавалась под двигатель и часть агрегатов трансмиссии.

Имелась четырехосная полноприводная колесная ходовая часть. В составе независимой подвески использовались торсионы с телескопическими гидроамортизаторами. Сохранялось традиционное для отечественных бронетранспортеров расположение колес с увеличенным промежутком между второй и третьей осями, в котором были помещены проемы для дверей десантного отделения. Первые две оси выполнили управляемыми. Для перемещения по воде БТР-90 получил два водометных движителя в кормовой части корпуса.

Машина «Росток» оснащалась многотопливным дизельным двигателем 2В-06-2С мощностью 510 л.с. Двигатель имел систему наддува и жидкостное охлаждение. Силовая установка соединялась с реверсивной гидромеханической коробкой передач. При помощи имеющихся двигателя и трансмиссии машина могла развивать скорость (на шоссе) более 100 км/ч, а на воде разгоняться до 12 км/ч. Запас хода достигал 800 км.

Колесное шасси предлагалось оснащать боевыми модулями несколько типов. Так, в исходной конфигурации бронетранспортер имел башню с 30-мм автоматической пушкой 2А42, спаренным пулеметом ПКТМ калибра 7,62 мм, 30-мм автоматическим гранатометом АГС-17 и ракетным комплексом «Конкурс-М». Также предлагался вариант такого боевого модуля с системой управления огнем и тепловизионным прицелом. Прорабатывалась установка на бронетранспортер боевого модуля «Бахча-У» с 100-мм орудием-пусковой установкой 2А70, 30-мм пушкой 2А72, пулеметом и ракетным комплексом.

Габариты внутренних объемов позволяли БТР-90 перевозить трех членов экипажа, отвечающих за эксплуатацию различных систем, и семь десантников. Для экипажа и десанта в крыше корпуса предусматривалось несколько люков. Также имелись двустворчатые бортовые двери.

БТР-90 отличался от предшественников увеличенными весом и габаритами. Длина машины составляла 8,2 м, ширина – 3,1 м, высота с учетом башни – 3 м. Боевая масса достигла 22 т. Предыдущие бронетранспортеры отличались меньшими размером и весом.

В ходе переделки по новому проекту базовый бронетранспортер лишился ряда основных агрегатов, вместо которых установили новое оборудование. Было решено изменить состав силовой установки, кроме того, предусматривалось применение кардинально новой трансмиссии на основе электрооборудования. Фактически без значительных изменений остались только корпус и ходовая часть. Кроме того, опытная машина лишилась боевого модуля и некоторых других элементов, связанных с исходным ее предназначением. Результатом всех этих доработок стало воплощение «в металле» ряда оригинальных идей, которые планировалось проверить на практике.

На имеющемся шасси были установлены силовая установка и трансмиссия, построенные по схеме «последовательный гибрид». Электрическая трансмиссия выполнена по схеме «мотор-полуось». Подобные особенности архитектуры агрегатов были определены как наиболее удобные и перспективные для использования на перспективной бронетехнике.

В ходе модернизации бронетранспортер получил новый дизельный двигатель типа ЯМЗ-650.10, мощность которого была ограничена 360 л.с. Непосредственно с основным двигателем соединяется вентильный индукторный электрогенератор, разработанный ОАО «Элтон». Генератор выполнен управляемым электромагнитным и имеет обмотку возбуждения. При помощи последней предлагается осуществлять управление параметрами двигателя и генератора, оптимизируя режимы их совместной работы в зависимости от имеющихся условий и требуемых характеристик. Имеется возможность использования основного генератора в качестве электромотора. В таком режиме он может использоваться в качестве стартера или для «торможения двигателем».

В составе электротрансмиссии, разработанной в рамках проекта «Крымск», присутствуют силовые преобразователи энергии, созданные НПП «Цикл+», а также распределенная микропроцессорная система управления от НПФ «Вектор». Задачей этой аппаратуры является слежение за работой всех систем, включая тяговые электрические двигатели. Имеется возможность автоматической коррекции параметров работы двигателей, благодаря чему реализуются различные важные функции. Автоматика способна брать на себя функции активной безопасности, следить за поддержанием скорости, а также контролировать правильное направление движения. Все управление в этих режимах осуществляется путем изменения крутящего момента тяговых двигателей, как синхронно, так и отдельно.

Электрическая трансмиссия проекта «Крымск» также оснащается дополнительными накопителями, при помощи которых бронемашина может сохранять энергию и, при необходимости, использовать в тех или иных целях. Накопитель энергии построен на основе электрохимических конденсаторов компании «Элтон». Емкость системы – 300 кВт. По последним данным, машина-прототип получила улучшенные накопители повышенной емкости.

За движение экспериментального шасси отвечают восемь тяговых электродвигателей, созданных научной группой ГОУ ВПО «МЭИ(ТУ)». Эти устройства построены по вентильной индукторной схеме и оснащены обмоткой возбуждения. Кроме того, предусмотрены встроенные редукторы планетарного типа. В ходе разработки тяговых электродвигателей удалось решить ряд важнейших конструкторских задач, что привело к повышению характеристик до требуемого уровня и позволило использовать силовую установку нового типа на опытной технике.

Общий принцип работы гибридной силовой установки и электрической трансмиссии, предложенный проектом «Крымск», выглядит следующим образом. Основной дизельный двигатель приводит в действие генератор, который подает электроэнергию на системы трансмиссии. Те, используя команды автоматики, распределяют энергию между тяговыми двигателями и накопителем. Кроме того, автоматика следит за параметрами работы систем и характеристиками машины, а также ведет расчет команд для различных элементов трансмиссии. Последнее позволяет автоматизировать некоторые процессы и упростить управление машиной.

Любопытной особенностью электротрансмиссии проекта «Крымск» является преобразование тока при его прохождении от генератора к устройствам-потребителям. Основной электрогенератор вырабатывает переменный ток. Затем он преобразовывается в постоянный, используемый всеми основными системами, как двигателями, так и накопителем. Такая особенность электрических систем позволила оптимизировать некоторые процессы.

В зависимости от режима движения машины автоматическая система управления должна менять режимы работы силовой установки, а также использовать резерв в виде накопителя. Так, при движении по шоссе с установившейся скоростью излишки электроэнергии должны передаваться в накопитель. При необходимости разгона или подъема на склон тяговые двигатели должны получать энергию как от генератора, так и от накопителя. При торможении кинетическая энергия машины при помощи соответствующего режима двигателей частично преобразуется в электрическую и отводится в накопитель. Также упоминается возможность движения машины исключительно при помощи накопителя, при выключенном дизеле. В таком случае некоторое расстояние бронетранспортер может проехать практически бесшумно. Ранее утверждалось, что в ходе улучшения накопителя удалось в разы увеличить дальность хода без использования основного двигателя.

Ввиду отсутствия серьезных доработок корпуса габариты опытной машины соответствуют размерам базового бронетранспортера. При этом общая высота немного уменьшилась из-за демонтажа более не нужной башни с вооружением. Демонтаж башни, однако, не сказался на общем весе машины, поскольку она получила новые агрегаты. В итоге полная масса прототипа «Крымск» составила 22 т.

В ходе испытаний было установлено, что на хорошей дороге перспективное шасси способно развивать скорость до 97 км/ч. При перемещении по грунтовой дороге максимальная скорость падает до 75 км/ч. Также отрабатывалась буксировка другой техники. Прототип машины «Крымск» мог тащить за собой бронетранспортер БТР-80 массой более 13 т со скоростью до 48 км/ч. Была подтверждена возможность движения с грузом на буксире по склонам крутизной до 15°. Без груза параметры преодолеваемого подъема выше – до 30°. Запас хода по топливу – 940 км.

Автоматизированная система управления электротрансмиссией позволила значительно повысить маневренность машины. К примеру, в зависимости от различных параметров, она позволяет осуществлять поворот разными способами. При необходимости возможно выполнение поворота при разнонаправленном вращении колес разных бортов. За счет этого радиус разворота уменьшился до 3,8 м – фактически бронемашина поворачивается на месте.

Испытания 2013-14 годов показали, что экспериментальное шасси «Крымск» по ряду параметров не уступает базовому бронетранспортеру БТР-90, а по иным характеристикам превосходит его. За счет применения гибридной силовой установки и электрической трансмиссии удалось сохранить параметры подвижности на приемлемом уровне, но с некоторыми преимуществами перед имеющейся техникой. Так, схожие параметры подвижности в сравнении с БТР-90 достигаются при помощи основного двигателя уменьшенной мощности. Базовый бронетранспортер имел 510-сильный двигатель, а экспериментальной машине «Крымск» для схожих характеристик требуется мотор мощностью лишь 360 л.с. Среди прочего, это привело к значительной экономии топлива и соответствующему увеличению запаса хода.

В некоторых источниках упоминалось, что новый вариант силовой установки и трансмиссии позволили оптимизировать распределение внутренних объемов корпуса. Таким образом, новые агрегаты позволяют построить технику по наиболее выгодной схеме без каких-либо сложностей или потерь компоновочного характера. Эту возможность можно использовать для увеличения объемов под полезную нагрузку: десант, боеприпасы и т.д.

Первые сообщения о проекте «Крымск» появились в открытых источниках в середине 2013 года, когда была завершена разработка проекта и начались испытания. В дальнейшем какие-либо новые сообщения о работах не появлялись, однако время от времени о многообещающем проекте вспоминали, и он становился поводом для новой волны обсуждений. После длительного перерыва в средствах массовой информации вновь появились упоминания перспективных разработок в области гибридных силовых установок и электрической трансмиссии. В последний раз подобный проект был упомянут руководителем «Военно-промышленной компании» в качестве примера перспективных разработок в области бронетехники.

По последним сообщениям, перспективная бронемашина с необычными силовой установкой и трансмиссией в настоящее время проходит испытания. Есть основания считать, что речь идет об усовершенствованной и доработанной версии уже известной машины «Крымск». Это означает, что многообещающий проект не был закрыт и получил развитие. Тем не менее, точные перспективы этой разработки пока могут вызывать вопросы. По тем или иным причинам техника с оригинальным оснащением может не заинтересовать потенциального заказчика.

Однако основания для пессимизма пока отсутствуют. В начале июня этого года руководство «Военно-промышленной компании» рассказало, что опытный образец новой техники прошел необходимые проверки, и в скором времени будут подписаны последние акты с Минобороны. При необходимости компания-разработчик сможет наладить серийное производство новой техники и начать поставку машин в войска.

Проект «Крымск» представляет большой интерес в контексте дальнейшего развития военной техники. Испытания опытного образца показали, что оригинальные системы способны дать технике требуемые характеристики, а также обеспечить некоторое превосходство над существующими образцами с «традиционными» бортовыми системами. Одновременно с этим имеют место значительная степень новизны, сложность и необходимость освоения новых агрегатов техники. Таким образом, интересный проект может дойти до стадии серийного производства в интересах армии. Авторы проекта в этом отношении проявляют определенный оптимизм. Появится ли заказ на серийные бронетранспортеры нового типа – покажет время. К настоящему времени прототип перспективной бронемашины завершил испытания, дальнейшая судьба всего проекта, вероятно, будет определена в скором будущем.

Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Ruwar на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@newru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

You may also like...


Комментарии
Чтобы добавить комментарий, надо залогиниться.