Нож в океане

Суровой простотой и лаконичностью форм он напоминает немецкий боевой нож. «Замволт» готовится разделить судьбу «Дредноута». Он славен не тем, что совершил, а тем, кто он есть. Такие могут простоять всю жизнь в порту, меняя всю парадигму флота одним фактом своего бытия. Но представлять «Замволт» лишь мирным стендом для обкатки футуристических технологий слишком наивно. Ничто не препятствует его участию в бою, причём в любой из ситуаций он грозит оказаться «подготовленнее» любого противника.

На него было потрачено 7,5 млрд. долларов, включая стоимость НИОКР. Знатоки начинают традиционную песнь о «распиле средств». Господа, распил — это когда деньги исчезли, а на выходе лишь обещания и пустота. Здесь у причала покачивается 180-метровая «коробка», начинённая смертью. Нам бы такие «попилы» вместо оффшоров, я лично «за»!

Стоимость постройки «Замволта» составила всего 1,5% от годового бюджета Пентагона. При том, что у них получился действительно эпохальный корабль. Тем, кто по-прежнему неравнодушен к бедам американцев, советую посмотреть все составляющие проекта DD(X).

Что есть у «Замволтов», чего нет у других кораблей?

Например, радар SPY-3 с тремя АФАР. Комплексная автоматизация, численность экипажа сокращена до 140 человек. Это значение в два-три раза меньше, чем на эсминцах и ракетных крейсерах прошлого века. Периферийные пусковые установки MK.57, созданные под специфический корпус «Замволта» (они демонстрируют немало положительных качеств: от спорного «повышения защищенности и безопасности эксплуатации ракетного арсенала» до вполне реального роста массогабаритов ракет, их макс. стартовая масса теперь может достигать 4 тонн — задел на перспективу).

Впервые со времен Второй мировой — корабельная артиллерия калибра 155 мм. Как и любая морская пушка, AGS превосходит в скорострельности и дальности стрельбы сухопутные системы аналогичного калибра. Макс. дальность поражения снарядом LRLAP с GPS-коррекцией составила 160 км. Артиллерия удачно дополняет крылатые ракеты: снаряды имеют втрое большую скорость, меньшую стоимость и совершенно невосприимчивы к вражеской ПВО.

Это полностью электрический корабль с интегрированной системой энергоснабжения (IPS). 78 мегаватт чистой энергии, которые могут быть мгновенно перераспределены в пользу одного конкретного потребителя. Радар, перспективный лазер, рельсотрон, или электродвигатели — полный вперед. Выбор за стоящими на мостике.

Необычный корпус с завалом бортов в сторону диаметральной плоскости корабля. Скошенный форштевень. Крупные размеры + новые обводы = лучшая мореходность и устойчивость, в качестве артиллерийская платформы.

Самое масштабное за всю историю воплощение элементов технологии «стелс». Примененные меры обеспечивают: а) меньшую вероятность обнаружения противником; б) сложность захвата «Замволта» маломощными ГСН противокорабельных ракет.

900-тонная надстройка из композитов с интегрированными в её стены неподвижными антеннами радара и системами наблюдения в ИК-диапазоне. Наблюдается возросшая высота установки антенных постов (по сравнению с «Берком»), а значит, раннее обнаружение низколетящих целей.

Композиты, экспериментальный рельсотрон, новый радар (который, хоть и лучше прежних, но не является необходимостью в мирное время). Разумеется, было логичнее обойтись обещанием «сделаем к двадцатому году» и сложить миллиарды в карман, однако создатели «Замволта» поступили иначе.

Радар «Замволта» заслуживает отдельной главы. Система из трёх твердотельных антенн, ориентированных по азимуту под углом 120°. Каждая решётка состоит из 5000 отдельных излучателей, возбуждаемых 625-ю восьмиканальными ППМ. Пиковая мощность излучения — 2 мегаватта. В результате, несмотря на работу в сантиметровом диапазоне (Х), новый радар способен засекать объекты на расстоянии свыше 200 км и брать на сопровождение до тысячи целей. Это в пять раз больше, чем у существующих европейских аналогов (например, APAR).

* Сантиметровый диапазон обеспечивает лучшую разрешающую способность, но потеря мощности сигнала растёт с частотой. Потому обычно применяют «связку» и сантиметрового и дециметрового радаров. У «Замволта» так и планировалось изначально, но об этом — чуть ниже.

Радиолокаторы с АФАР установлены уже на многих эсминцах, но только в конструкции SPY-3 все мечты военных и конструкторов доведены до логического финала.

Один радар «Замволта» заменяет весь спектр РЛС и средств РЭБ, традиционно «украшающих» ярусы надстройки кораблей других классов. SPY-3 стал единой заменой для обзорных РЛС, ведущих поиск воздушных и надводных целей, специализированных систем обнаружения низколетящих ракет, РЛС артиллерийской разведки и управления артогнём, радаров подсветки целей. Также комплекс возьмет на себя функции навигационного радара, радиомаяка и автоматизированной приводной системы управления посадкой вертолетов.

Это еще не всё. Сумасшедшие инженеры компании «Рейтеон» научили это радиоэлектронное чудо вести разведку в пассивном режиме, не выдавая эсминец собственным излучением. Благодаря высокому разрешению SPY-3 способен обнаруживать плавающие мины и перископы подводных лодок. Но самое удивительное, радар не только ищет цели, но и засекает частоты вражеских РЛС, выставляя в ответ направленные помехи

Как бы ни был могуч SPY-3, выбранный Х-диапазон имеет чисто физические ограничения. Потому он сам является частью еще более подвинутой системы Dual Band Radar (DBR — радар двух диапазонов). В его составе «тройка» выполняла все перечисленные функции, а дециметровый SPY-4 брал на себя дальние расстояния и космическую орбиту.

DBR был создан, но от его установки на «Замволтах» было решено отказаться ввиду несоответствия возможностей РЛС задачам ударного эсминца. В полном составе связка SPY-3/4 присутствует на авианосце «Джеральд Форд».

15 октября 2016 года головной «Замволт» был официально зачислен в состав флота. На церемонии было объявлено, что он не похож ни на один корабль и способен выполнять задачи, которые обычным кораблям не под силу.

Главными задачами «ударного эсминца» видятся одиночные рейды к побережью противника и комбинированная ракетно-артиллерийская поддержка десантных операций. Насколько оправданной является такая концепция, покажет время. Впрочем, свой главный подвиг «Замволт» уже совершил. Он появился.

Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Ruwar на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@newru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

You may also like...

2 комментария

  1. ser56:

    Просто панегирик… 🙂 Однако есть глупые вопросы, например:
    1) Насколько улучшается мореходность без клипперного носа?
    2) Один радар это хорошо, а если его боевое повреждение? Приплыли?
    3) скрытность хорошо — т.е. радар не включаем? Для самолетов понятно — или АВАКС управляет, а для ЭМ кто будет цели подсвечивать?
    Кстати — для автора секрет, что и снаряды сбиваются системами ПВО?

    • Observer:

      Это же статья Олега Капцова, любителя линкоров. Удивительно, что он не заметил полное отсутствие брони на Зумвальте и более того — надстройку целиком из дерева (бальсы на эпоксидке).