О прекрасных танках КВ и Т-34

Мы все знаем, как один КВ-1 Колобанова под Ленинградом за один бой уничтожил 22 немецких танка, как один КВ-1 под Рассеняем на трое суток парализовал продвижение целой немецкой дивизии и т.д. Прекрасные танки были у Сталина, у немцев таких не было. Однако остается открытым вопрос — как же при таких танках немцы за пару месяцев дошли до Москвы?

Как так вышло, что пока Рассеняйский КВ блокировал в одно лицо коммуникации целой кампфгруппы, полсотни его коллег из той же самой 2-й ТД ушли в безвозврат по боевым и техническим причинам? Причём их противником была самая слабая из панцердивизий — 6 Pz.D на антикварных Pz.35(t).

Правда же состояла в том, что КВ в реальности был неспособен двигаться со скоростью более 20 км/ч сколько-нибудь продолжительное время — у него кипел радиатор. И что его башню при сравнительно небольшом крене повернуть было невозможно (проблемы с уравновешиванием башни, да-да). И что при движении танка шестерёнки КПП (скопированной с американского трактора 20-х годов) теряют зубья, а валы трансмиссии скручиваются. А при повороте у танка выходят из строя тормозные ленты (в ПрибОВО так оставили на марше 3 КВ). А завод на все рекламации посылает пишущих лесом (вплоть до Мехлиса), поскольку «все недостатки будут исправлены на новом танке, а серию мы ломать не будем».

Харьковский Т-34 обр.1940/41 года при переключении передач вообще останавливается, а сам процесс этого переключения таков, что средний мехвод может запросто заглушить мотор. Фрикционы сконструированы так, что выходят из строя задолго до гарантийного срока — именно по причине неудачной конструкции. КПП позволяет развить боевую скорость всего 12 км/ч — больше на второй не выжать, а на третьей по полю боя не проехать (переключать нельзя — см. выше). А обзорность такова, что больше всех в экипаже видит не командир, а мехвод — но только при открытом люке.

А последний гвоздь в крышку гроба этих танков вбивает ресурс пресловутого дизельного мотора В-2 — который составлял тогда 50 часов даже в тепличных условиях, а на реальном марше летом двигатели выходили из строя за 10-15 часов движения.

Так что когда вы смеетесь над ломавшимися Пантерами и Тиграми — вам следует четче представлять себе, какую сыромятину отгрузили в армию советские заводы перед 22 июня 1941 года. Вот так и вышло, что КВ было в приграничных округах 508 шт., плюс около тысячи Т-34 — но никакого серьезного влияния на ход боев они не оказали, хотя единичные случаи были действительно поразительными. С другой же стороны, тогда советские танкисты и на обычном Т-28 умудрялись наводить поразительного шороху на фашистов.

Однако это слабо повлияло на итоги начального периода войны:

Сначала разгром 3-й, 10-й и 4-й армий Западного фронта.
Июнь – разгром под Минском, четыреста с лишним тысяч потерь.
Сражение под Смоленском (10 июля – 10 сентября) – семьсот тысяч потерь.
В сентябре — Киевский котел. Еще семьсот тысяч убитых, раненых, пленных.
2-13 октября – катастрофа под Вязьмой – 380 тысяч убитых, более 600 тысяч пленных.

Имевшиеся 508 КВ и 1000 Т-34 (а это больше, чем у немцев было танков Pz-III и Pz-IV вместе взятых) никак этих печальных итогов не предотвратили. В том числе и потому, что отнюдь не были на тот момент «прекрасными танками» и страдали кучей детских болезней.

Кстати, мало кто знает, что колобановский КВ был не довоенным, а свежепостроенным в Питере, уже с рядом изменений проекта, в частности с усиленным бронированием (так называемый КВ-1Э), и особо тщательной сборки. Он пришел с завода и сразу ушел в свой знаменитый бой, причем работал в качестве передвижной артиллерийской точки из заранее подготовленных земляных укрытий. Это в определенной мере и сказалось — танк практически не двигался и просто не успел развалиться. К тому же в немецкой колонне шли легкие чешские танки Pz.Kpfw.35(t) из состава немецкой 6-й танковой дивизии — они при всём желании не могли нанести закопанному по самую башню КВ-1Э никакого фатального ущерба.

Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Observer на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@newru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

You may also like...

3 комментариев
старые
новые
Встроенные Обратные Связи
Все комментарии
Чтобы добавить комментарий, надо залогиниться.