Опытный истребитель Koolhoven FK.58 (Нидерланды. 1938 год)

С 1934-го в Голландии работал конструктор Эрих Шацки, эмигрировавший из Германии после установления нацистского режима. Устроившись на фирму Фоккер, он приступил к проектированию истребителя для ВВС Голландской Ост-Индии. Немецкий инженер предложил цельнометаллический моноплан с двигателем водяного охлаждения Роллс-Ройс «Кестрел», убирающимся шасси и пушечным вооружением. Э.Фоккер забраковал проект как слишком сложный и дорогой для колониальной авиации и отдал его на переработку ведущему специалисту фирмы И.Беелингу. В результате значительного упрощения конструкции появился истребитель D. XXI, которому суждено было повоевать, но не в Юго-Восточной Азии, а на севере Европы. Не нашедший общего языка с Фоккером, доктор Шацки ушел к Кулховену. Пойдя на некоторые компромиссы, он реализовал большинство своих прогрессивных идей в истребителе FK-58 …

Фюзеляж самолета имел каркас, сваренный из цельнотянутых стальных труб, и комбинированную обшивку: дюралевые листы — от носа кабины, далее — полотно. Цельнодеревянное крыло — неразъемное, трапециевидной формы, закругленное на концах, с небольшим поперечным V -несло статически сбалансированные элероны с аэродинамической компенсацией и закрылки с механическим приводом. Крыло соединялось с фюзеляжем всего четырьмя болтами. Вообще, FK-58 отличался несложностью сборки и обслуживания. Множество легкосъемных панелей и смотровых люков облегчало его ремонт.

Горизонтальное оперение, вынесенное вперед относительно киля, опиралось на V-образные подкосы. Стабилизатор и киль связывали профилированные ленты. Рули и киль — из стальных труб-лонжеронов и дюралевых нервюр под полотняной обшивкой. Статически сбалансированные рули имели осевую компенсацию. На руле направления устанавливался триммер. Шасси подкосного типа убиралось в углубления в фюзеляже и в крыле и прикрывалось щитками, укрепленными на стойках. Хвостовое колесо было неубирающимся. Шасси оснащалось масляными амортизаторами конструкции Кулховена и гидравлическими тормозами.

Три топливных бака общей емкостью 500 л размещались в крыле, 40-литровый маслобак — в фюзеляже. Вооружение состояло из четырех пулеметов MAC (FN-Браунинг Мlе38) калибра 7,5 мм (по 1000 патронов на каждый), сгруппированных по два в подкрыльевых обтекателях. Предполагалось наличие легких бомб или дополнительной емкости для бензина на внутренней подвеске под центральной частью крыла.

Эскизная проработка скоростного истребителя подобного американскому Кертисс «Хаук» 75А и французскому Блок MB.151 велась в КБ Кулховена еще до прихода Э.Шацки. Организационные и технические сложности, с которыми столкнулись создатели самолета, отодвинули все предполагаемые сроки. В ВВС Нидерландов не дождались серийных «Кулховенов» ни в 1936-м, ни в 1937-м. Подразделения истребителей в метрополии получили «колониальные» «Фоккеры» D.XXI и мощные двухмоторные «Фоккеры» G1.

Летом 38-го на заводской аэродром в Валхавене, наконец, выкатили прототип истребителя FK-58, оснащенный двухрядным звездообразным двигателем «Испано-Сюиза» 14 АА-10 (1080л. с. на высоте 4000 м) в капоте NACA (с регулировкой расхода охлаждающего воздуха) и трехлопастным винтом с постоянным числом оборотов. От начала работ над проектом Э. Шацки до постройки опытной машины прошло всего три месяца.

2
Самолет испытывался Т.Копперсом с 17 июля 1938 г. Несмотря на вес, превысивший расчетную величину, «Кулховен» обладал неплохими характеристиками, на уровне «Блока» и «Кертисса». Разработчики FK-58 ориентировались на американский истребитель не зря. Потенциальным покупателем «Кулховенов» было французское правительство, которое с февраля 1938-го вело переговоры об импорте 300 самолетов «Хаук» 75А. Предложив в два раза дешевле истребитель, который почти не уступал бы заокеанскому, голландцы надеялись занять рынок.

С 25 ноября по 1 декабря 1938 г прототип FK-58, окрашенный в голубой цвет и с крупным белым номером «58» на борту, показывали в Париже. Подобно FK-55 за два года до этого, новый истребитель был заявлен, как один из самых быстрых в мире. Ведь в испытательном полете 22 сентября бортовые приборы зафиксировали 504 км/ч, а в одном из следующих полетов — 890 км/ч в пикировании с 5000 м. Реальная (не приборная) скорость «Кулховена» не превышала 448 км/ч.

Командование «Арме дель Эр» (ВВС Франции) заинтересовалось FK-58 еще до выставки. 10 октября Копперс перегнал самолет в Виллакубли, на аэродром летно-исследовательского центра (по другим данным, французы изучали опытный FK-58 с конца лета). Накануне войны авиапромышленность Франции, подорванная укрупнением предприятий и «политикой прототипов», провалила программу срочного перехода на новую технику. Поэтому изыскивались все возможные способы для пополнения боевых частей современными самолетами.

3
После закрытия авиасалона истребитель вернули на испытания. Согласно отчету капитана Ладуза, характеристики FK-58 были вполне удовлетворительны (не понравилась посадочная скорость в 130 км/ч). В декабре самолет, возвращавшийся в Голландию, разбился на бельгийской территории. Во Франции машину восстановили и передали в качестве наглядного пособия в школу авиамехаников в Рошфоре. Второй прототип, доработанный с учетом замечаний, летал с 14 февраля 1939-го.

Французы заказали 50 истребителей FK-58. Договор находился в ведении министерства колоний: замена «древних» разведчиков-бомбардировщиков «Потез» Р.25 и истребителей «Девуатин» D.510 на «Кулховены» в Индокитае помогла бы оставить немалое количество более ценных в военном отношении «Моран-Сольнье» MS. 406 во Франции. К концу 39-го в Юго-Восточной Азии предполагалось развернуть три эскадрильи истребителей FK-58.

4
Размах крыла, м 10.97
Длина, м 8.68
Высота, м 2.99
Площадь крыла, м2 17.30
Масса, кг
пустого самолета 1800
максимальная взлетная 2550
Тип двигателя 1 ПД Hispano-Suiza 14AA
Мощность, л.с. 1 х 1080
Максимальная скорость , км/ч 504
Крейсерская скорость , км/ч 450
Практическая дальность, км 750
Максимальная скороподъемность, м/мин 870
Практический потолок, м 10400
Экипаж, чел. 1
Вооружение: четыре 7,5-мм пулемета FN Browning

Источник материала
Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Proper на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@newru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

You may also like...


Комментарии
Чтобы добавить комментарий, надо залогиниться.