Першинг: начало, или Heavy Tank M26

Одним из тех американских боевых машин, для которых окончание Второй мировой войны обернулось существенным «недобором» по популяции, стал Heavy Tank T26E3, он же Heavy Tank M26. Выпуск данных танков начался в ноябре 1944 года, при этом в первый месяц сдавалось 10 машин.

В дальнейшем предполагалось, что Fisher Tank Division будет планомерно увеличивать объём выпуска. В декабре 1944 года выпуск возрастал до 20 машин, а в январе 1945 года их ожидалось уже 50 штук. При этом в документах за 1944 год танк всё ещё именовался как Heavy Tank T26E1. Ну а поскольку войсковые испытания прошли успешно, далее выпуск только возрастал. По планам, в первом квартале 1945 года планировалось выпустить 450 машин данного типа, а за весь 1945 год — 6000. Таким образом, данный танк становился основным для американской армии.

Несмотря на обозначение «тяжелый танк», на практике машина так и осталась среднего типа. Да, боевая масса превысила 41 тонну, но на самом деле средние танки конца войны существенно прибавили в массе. При этом ожидалось снижение максимальной скорости до 32 км/ч. Впрочем, как выяснилось, даже при рабочей мощности 450 л.с. максимальная скорость составила всё те же 40 км/ч. При увеличении мощности до 500 л.с. (оно было кратковременным) танк мог разогнаться и до 48 км/ч.

Что же касается броневой защиты, то боевые действия показали — она недостаточна. В лучшем случае она защищала от 7,5 cm Pak 40 и пушек немецких танковых/самоходных 75-мм пушек с длиной ствола 48 калибров. Всё, что больше, вполне поражало американский танк, что наглядно показал боевой дебют. Тем не менее, даже в таком виде это было лучшее, что воевало у союзников на Западном фронте.

В связи с окончанием войны объемы выпуска Heavy Tank M26 существенно снизились. Последние танки данного типа сдали в октябре 1945 года, а всего их построили 2202 штуки. Вроде бы много, но это всего лишь чуть больше трети от исходных планов. Так что Medium Tank M4 так и остался основным американским танком 40-х годов. То же самое наблюдалось и в ходе боевых действиях на территории Кореи, которая стала второй войной для M26, уже в статусе среднего танка. Таковым он стал еще в 1946 году.

За прошедшие между войнами время над M26 успели немного поработать. Для начала, вместо цельнометаллических траков T81 и T80E1 появился резинометаллический трак T84E1. Эти траки оказались гораздо более удачными и не «жевали» бандажи опорных катков. Следующим этапом стала модернизация вооружения. В 1948 году появилась модернизированная 90-мм пушка M3A1, имевшая однокамерный дульный тормоз и эжектор. Эти орудия стали монтировать в M26, при этом ставилась орудийная установка M67A1. Модернизированные подобным образом танки получили обозначение Medium Tank M26A1. В основном именно эти танки и воевали в Корее.

Свою, весьма важную роль во время боев в Корее Medium Tank M26 сыграли. Тем не менее, переоценивать их значимость не стоит. Во-первых, что «рабочей лошадкой» американской армии как был, так и оставался M4A3E8. Эти танки были примерно равнозначны Т-34-85, которые являлись основой танковых сил Северной Кореи. И именно на них приходились основные победы над северокорейскими танками. А на M26 приходилось, в лучшем случае, несколько десятков танков и САУ Северной Кореи. Во-вторых, основные потери северокорейских танков пришлись на авиацию, да и в целом именно битых оказалось не так много. Иногда машины теряли от довольно нелепых причин, ну тут такие воины. В-третьих, имелась веская причина, почему M26, да и M46 тоже, держали скорее в резерве. Звалась она «надежность».

Если кто читал серию статей по семейству средних танков, которые эволюционировали в M26, тот знает, с каким трудом машина шла к серии. То проблемы с ходовой частью, то с перегревом. При запуске в серию болячки удалось победить, но отчасти. На практике в ремонтных частях немало нелицеприятного про этот танк говорили. Но то была Вторая мировая война, M26 был лучшим, что имелось на вооружении. А вот в Корее ситуация выглядела иначе. Так вот, сами американцы считали в Корее лучшим танком именно M4A3E8. Ибо ездил и не ломался. А вот на механические повреждения приходилось около 60% потерь M26, еще 16% приходилось на мины, оставшиеся 24% распределялись на иные причины. С таким богатым грузом как-то особо не повоюешь.

Даже американская статистика потерь заставляет серьёзно задуматься об уровне боевой эффективности M26A1. Из 252 танков данного типа, которые применялись с лета 1950 по конец января 1950 года, 156 оказалось выведено из строя, в том числе 50 безвозвратно. За 1951 год еще плюс 170 машин. При этом основные причины потерь — механические. Так себе заявка на успех.

Когда кто-то смеется над ИС-3 и его «ненадежностью», пусть сначала посмотрит на эти цифры.

Материал: https://yuripasholok.livejournal.com/12947214.html
Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Observer на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@newru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

You may also like...


Комментарии
Чтобы добавить комментарий, надо залогиниться.