Почему F-35 это отличный проект

Да-да, не удивляйтесь. Захотелось сказать несколько хороших слов о проекте F-35. Подчеркиваю: не о самолете как таковом, а именно о проекте контролирования чужих вооруженных сил. Поводом для заметки стало обсуждение F-35 в недавней новости про перспективы Турции его получить. Комментарий получился большим, расширил его, и решил выложить для обсуждения.

Весьма вероятно, что мои мысли вторичны и уже неоднократно высказаны, но все же при обсуждении продаж современных вооружений основные акценты принято ставить на суммах контрактов и на том, «кто кого заборет: кит или слон?». Можно долго обсуждать ТТХ и возможности F-35 (заявляемые и реальные), степень его «утюговости», «невидимости», шансы в бою с российскими истребителями и т.п. Но надо признать, что сама стратегическая маркетинговая идея великолепна! Смотрите:

1) Еще до начала пуска в серию уже были распределены минимальные квоты на продажу по странам. То есть заказы уже собраны и реклама сделана. И какая реклама: еще до полета серийного образца были заключены договоренности почти на 750 самолетов! Представляете, как мог бы развернуться тот же «Сухой», имея заказы на 2-3 сотни истребителей? А у F-35 почти каждый четвертый (с учетом планов США по закупкам себе любимым) самолет планировался на экспорт. И Трамп наверняка дожмет «клиентов», но себе Штаты закупят наверняка меньше планируемого. При этом клиенты еще и финансировали разработку! Да, не в таком объеме как США, но важен сам принцип, поскольку «совместным» F-35 был только по документам да флажкам «спонсоров» на фюзеляже.

В качестве бонуса при этом убивается авиационная промышленность «партнеров» (у кого она еще есть), потому что резко сжимается внешний рынок для продаж ее продукции. Позволить создавать современную технику только для своей армии сейчас могут единицы стран — очень дорого получается. Кстати, именно поэтому я с большим скепсисом отношусь к франко-тевтонской идее создания совместного «самолета будущего». Вдвоем не потянут финансово, а внешние рынки им гегемон планомерно закрывает.

2) Тем, у кого руки не полностью из задницы растут, высочайше доверено производство некоторых узлов. При этом это производство задублировано. А у кого еще и руки более-менее прямые, тем даже доверена сборка (Италия, Япония). Пацаны горды и чувствуют себя настоящими партнерами, в чем их неустанно убеждает и сам сюзерен. Но при этом никто из них не может произвести самолет самостоятельно и не получает даже значимой доли технологий. Зато США получили распределенное производство запчастей по всему миру, что очень полезно в случае серьезного военного конфликта.

3) И самое важное: многие упускают момент, что продажа современной техники — это не только выгодный бизнес, поддержка науки, развитие технологий и промышленности, но и важнейший инструмент контроля вооруженных сил других стран.

В начале прошлого века многие страны в мире могли если не наладить собственное производство по закупленному образцу военной техники, то хотя бы изготовить некоторые запчасти. К середине века «благодаря» ВМВ таких стран было еще много. Но уже к 80-90-м годам их были единицы. А сейчас таковых нет вообще. Не работает «копипаста».

Поэтому страна-продавец современной техники фактически контролирует армию «клиента». И даже не за счет имеющихся в технике «закладок» (хотя это тоже крайне важно), а потому что ресурс многих узлов весьма недолговечен, особенно в условиях интенсивной эксплуатации.

А с F-35 получается просто идеальный контроль без малейшей возможности любых самостоятельных действий «партнеров», поскольку полетные задания контролируются из Пентагона. Не надо даже отключать каким-нибудь строптивцам поставку запчастей. Можно сразу «выключить» самолет! И в этом плане F-35 действительно самолет следующего поколения. «Устаревший» F-16, имеющийся в большом количестве у «партнеров», подобного не позволяет. А тут, после «насыщения» ВВС «партнеров» самолетами F-35, все ВВС стран НАТО оказываются под полным контролем сюзерена.

Есть еще много пунктов. Типа заработка на обучении и проверки на благонадежность (если кто не в курсе, то все пилоты для военных американских самолетов проходят обязательное обучение только в США), сертифицированном ремонте и т.п. F-35 — суперуниверсальный самолет, который может использовать любое вооружение, но, я не сомневаюсь, что очень быстро «выяснится», что максимально эффективным и совместимым с системами наведения является только американское вооружение. Много чего еще есть, но всё это — уже приятные финансовые бонусы к основным пунктам.

Что же касается Турции, то в Пентагоне лукавят: очевидно, чем заменить турецкое производство найдут легко, а вот $10 ярдов минимум за 100 самолетов + еще минимум еще столько же за ремонт, обслуживание, вооружение, обучение и т.п. в течение срока эксплуатации техники, на дороге не валяются. Но, самое важное, что очень их угнетает — возможная потеря будущей зависимости ВВС Турции от воли белого господина.

Так что, повторюсь, самой идеей проекта F-35 я восхищаюсь.

Источник материала
Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Observer на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@newru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

You may also like...

Добавить комментарий