Полный вперед! Ракетные катера азиатских стран

На фото — индонезийский ракетный тримаран класса «X3K Klewang».

Ракетные катера катамаранного типа класса «Houbei» в больших количествах состоят на вооружении китайского флота. Эти суда создают потенциальную угрозу авианосным ударным группам американских ВМС, действующим в прилегающих к Китаю водах. Быстроходные боевые катера (ББК) или ракетные катера (корабли) представляют собой экономичное решение, точно соответствуя как потребностям береговой обороны, так и потребностям морского патрулирования меньшей интенсивности. В статье анализируется состояние флотов ББК стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Потребность в военных кораблях типа ББК особенно высока в Азиатско-Тихоокеанском регионе и в этой статье дан обзор программ разработки, модернизации и закупки подобных судов, реализующихся в этой части земного шара. Начнем, пожалуй, с Бангладеш. Флот этой страны в последние годы значительно повысил боевые возможности своего флота, заменив на четырех ББК класса «Hegu» устаревшие противокорабельные ракеты SY-1 противокорабельными ракетами C-704A производства китайской корпорации Chinese Aviation Industry Corporation (CAIC). До конца этого года на вооружение бангладешского флота встанут восемь местной постройки ББК длиной 11,7 метра, задачей которых станет поддержание суверенитета и укрепление морского права. Государственная судоверфь Dockyard and Engineering Works (DEW) Narayangani по проекту X12 строит полностью композитное судно в рамках соглашения о передаче технологий с индонезийской компанией PT Lundin. Катер X12 длиной 12 метров является развитием известного боевого катера Combat Boat 90 постройки шведской судоверфи Dockstavarvet. DEW не ответила на запрос о стоимости этого проекта, который также включает десять версий с полноразмерной палубной надстройкой для бангладешской береговой охраны, однако СМИ Индонезии сообщают о стоимости контракта в 6 миллионов долларов. Вооружение катера составят три пулемета, а скорость 35 узлов (65 км/ч) помогут развить два дизельных двигателя Volvo Penta, соединенных с двумя водометами.

Мьянма (Бирма)

К юго-востоку от Бангладеш рост и модернизация флота страны под названием Мьянма (ранее Бирма) за последнее десятилетие были впечатляющими. В обязанности ее ВМС входит защита рыболовства, борьба с пиратством и контрабандой наркотиками. Также важным является предъявление претензий, подкрепленных своим мощным флотом, на потенциально богатые углеводородами участки в Бенгальском заливе. Мьянма прежде рассчитывала в основном на Китай при закупке морских судов, но в настоящее время интенсивно развивает собственную промышленность военных кораблей. С 2004 года в состав флота был введено около 20 ракетно-пушечных ББК местной постройки, в то время как новый класс быстроходных торпедных катеров, по имеющимся данным оптимизированный для противолодочной борьбы, также вступает в строй. Хотя мьянманцы, стремясь усилить свой флот ББК, не чураются и закупок за рубежом, в частности у Израиля. В конце 2015 года у подразделения Ramta компании Israel Aerospace Industries (IAI) было заказано шесть катеров Super Dvora Mk.3. Закупка этих судов является убедительным примером решимости Мьянмы защитить свои прибрежные ресурсы в то время, когда растет количество заявок на право ведения разведки месторождений в исключительной экономической зоне. Компания IAI не отрицает и не подтверждает наличие мьянманского контракта, но руководитель внешнеэкономического департамента Дэвид Богнер в компании IAI Ramta предоставил некоторую информацию по судну Super Dvora Mk.3. «Это исключительно подвижная платформа, способная развить скорость свыше 48 узлов (89 км/ч). Катер превосходно выполняет преследование и перехват нарушителей при выполнении задач по охране морских просторов и береговой линии, он может пристать к необорудованному берегу и даже может быть вытащен на него при необходимости». Богнер заострил внимание на ряде опций, доступных для операторов этого катера. «Типичным вооружением может быть стабилизированная артиллерийская установка Typhoon компании Rafael Advanced Defence Systems плюс вооружение меньшего калибра, но мы можем выполнить и требования индивидуального заказчика. Мы реагируем на предпочтения пользователя по обзорным РЛС и радарам управления огнем. Мы предлагаем на выбор двигатели MTU или Caterpillar. Вариант движителя с частично погруженными гребными винтами снижает гидродинамическое сопротивление и тем самым повышает эффективность катера при выполнении задач на мелководье».

Китай

Будучи поставщиком судов различных типов, Китайская Народная Республика уже много лет имеет на вооружении достаточно большой флот малоразмерных ББК различного типа. Хотя китайцы основательно модернизировали флот своих ББК за последнее десятилетие и сейчас в основном полагаются на ракетный катер катамаранного типа класса «Houbei» длиной 43 метра и водоизмещением 224 тонны, который предназначен для проецирования угрозы массовой ракетной атаки на авианосные ударные группы американского флота, действующие в прилегающих к Китаю водах. Это судно. развивающее скорость 36 узлов (67 км/ч), приводится в движение двумя дизельными двигателями, соединенными с четырьмя водометами. Катер имеет на вооружении восемь противокорабельных ракет C-803 от CAIC, а также шестиствольную автоматическую корабельную артиллерийскую установку AK-630. Катер этого класса представляют собой относительно стабильную ракетную платформу, которая может работать на удалении от берега до 400 морских миль (741 км). Более 80 таких судов состоят на вооружении, оценочная стоимость которых по данным китайской судоверфи Hudong-Zhonghua составляет до 50 миллионов долларов за судно. Также было несколько неподтвержденных сообщений в региональных СМИ о том, что Пакистан планирует строить суда этого типа по лицензии.

Индия

Давний соперник Китая, Индия, оперирует более чем 20 ББК разных типов, при этом суда класс «Car Nicobar» водоизмещением 330 тонн, развивающие скорость 36 узлов, в настоящее время несут основную ответственность за безопасность и поисково-спасательные операции в индийской исключительной экономической зоне. Эти корабли в последние годы принимали участие в ряде операций против пиратов. Основное вооружение судна – это 30-мм пушка Medak CRN91, поддержанная парой пулеметов и пусковыми установками ракет 9K38 Игла «поверхность-воздух» производства российской компании КБМ. На судне также устанавливаются навигационный радар Furono и тактическая коммуникационная система LimitedLink-II от Bharat Electronics. В настоящее время последнее судно из 14 кораблей этого класса строится на судоверфи Garden Reach Shipbuilding and Engineering (GRSE) в Калькутте. GRSE не предоставляет информации по стоимости и другим аспектам проекта.

Индонезия

Строительство флота индонезийских ББК идет полным ходом, поскольку Джакарта стремится повысить возможности своих ВМС при действиях в прибрежных водах. По словам заместителя министра обороны, планируется постепенно дополнить существующие более крупные ББК, например класса «Todak», по меньшей мере, 40 кораблями классов «KCR-40» и «KCR-60» местной постройки. Суда этих новых классов, строящиеся с 2012 года, имеют на вооружении противокорабельные ракеты C-705 индонезийско-китайского консорциума CAIC/PT Pindad; на борту класса «KCR-40» установлены две ракеты, тогда как более длинные катера проекта «KCR- 60» имеют на вооружении четыре ракеты. Артиллерийское вооружение катеров класса «KCR-40» состоит из 30-мм пушки CMS NG-18 и двух 20-мм пушек Denel Vektor, тогда как на борту судов класса «KCR-60» установлена 57-мм пушка BAE Systems Bofors. В программе участвуют судоверфи PT PAL, PT Palindo и PT Citia; оценочная стоимость судно длиной 40 метров составляет 10,2 миллиона долларов. По словам директора по производству судоверфи PT PAL, также изучаются перспективы этих судов за рубежом. Что касается сенсоров, то на этих катерах установлены радары наблюдения TR-47C и SR-47AG от China North Industries; три двенадцатицилиндровых дизельных двигателя MAN позволяют развить скорость около 30 узлов (55,5 км/ч). Несмотря на то, что в прошлом году прототип катера был уничтожен огнем, Джакарта заявила о продолжении программы строительства в Индонезии четырех ракетных тримаранов класса «X3K Klewang» с водометными движителями длиной 63 метра. Тем не менее, в феврале 2016 года в компании PT Lundin заявили о том, что будет построен всего один экземпляр.

Пакистан

Пакистан эксплуатирует несколько ББК разных годов постройки. Китай в настоящее время является основным поставщиком морских судов для этой страны, который в 2012 году поставил, например, новый ББК «Azmat» водоизмещением 570 тонн и длиной 63 метров. Этот корабль был построен китайской судоверфью China Shipbuilding and Offshore Corporation (CSOC). С тех пор в Пакистане компанией Karachi Shipyard and Engineering (KSEW) в сотрудничестве с CSOC был построен еще один экземпляр. Корабль был сдан в эксплуатацию, а в апреле 2015 года на судоверфи KSEW был разрезан первый стальной лист для третьего судна. Планируется постройка и четвертого судна. В основном этот ББК, способный развить скорость 30 узлов (56 км/ч), предназначен для действий в прибрежных водах. В комплекс вооружения входят восемь противокорабельных ракет C-802 CAIC, 23-мм пушка и шестиствольная автоматическая корабельная артиллерийская установка AK-630. Компания KSEW заявляет о стоимости 50 миллионов долларов за судно.

Филиппинский флот

Филиппинский флот имеет очень смешанный по составу флот вооруженных ББК, здесь имеются как суда местной постройки, так и подержанные корабли, закупленные у других стран. К новейшим приобретениям флота относятся шесть судов типа MPAC (Multi-Purpose Assault Craft – многоцелевой десантный катер). Эти катера, развивающие скорость 40 узлов (74 км/ч), предназначены в основном для работы у морских берегов и на реках; они могут выполнять задачи быстроходного катера и десантного судна; на борту может разместиться 16 десантников, десантирующихся через носовую аппарель. Катера типа MPAC вооружены тремя пулеметами. Три катера постройки тайваньской судоверфи Lung Teh имеют длину 15 метров, другие три, построенные филиппинской судоверфью Propmech, имеют длину 17 метров.

В настоящее время Манила начинает программу строительства еще трех судов, на которую было выделено 5,7 миллионов долларов. В конце февраля 2016 года департамент национальной обороны объявил о том, что работа по новым судам будет поделена между компаниями Lung Teh и Propmech. Будущий катер, оптимизированный для задач ББК, будет иметь на борту пусковую установку ракет класса «поверхность-поверхность»; возможно, это будут ракеты Spike от компании Rafael. По сообщениям, они будут также вооружены дистанционно управляемой пулеметной установкой 12,7-мм M2HB Browning от General Dynamics/US Ordnance и двумя 7,62-мм пулеметами M60 от US Ordnance.

Сингапур

Новейшим дополнением к боевым судам береговой обороны сингапурского флота является катера класс «Independence». Первый катер был спущен местной судоверфью ST Marine в июне 2015 года. Боевой корабль совместной разработки компаний Kockums (в настоящее время Saab) и ST Marine развивает скорость 27 узлов (50 км/ч). По сравнению с патрульными катерами класса «Fearless», которые он со временем заменит, этот корабль крупнее и имеет более мощное вооружение. В комплекс вооружения входят установленные в носовой части 76-мм пушка OTO Melara/Finmeccanica и двенадцатитрубная установка для вертикального пуска ракет MBDA Mica класса «земля-воздух». По бортам установлены дистанционно управляемые пулеметы Hitrole от OTO Melara/ Finmeccanica, а на корме 25-мм автоматическая пушка Rafael Typhoon. На корме также имеется вертолетная площадка для вертолетов поддержки, а с кормовой док-камеры можно спускать и загружать жестко-корпусной надувной катер. К особенностям этого боевого корабля относятся интегрированный центр управления боем и сенсорный комплект, включающий морскую обзорную РЛС Thales NS-100. Компания ST Marine не раскрывает стоимость кораблей класса «Independence».

Шри-Ланка

На вооружении флота Шри-Ланки имеется ББК нескольких типов, включая израильские катера типа «Dvora 1», «Dvora 2» и «Dvora 3», суда класса «Shaldag» и катера местной постройки класса «Series III». Боевой катер класса «Series III» развивает скорость 53 узла (98,1 км/ч), имеет на борту орудийную установку Rafael Typhoon с 20-мм пушкой Orbital ATK Bushmaster и обзорный радар Furuno FR 8250, использующийся для навигации. Силовая установка состоит из двух дизельных двигателей Deutz V16 и двух поворотных частично погруженных винтов Arneson ASD16.

Тайвань

Являясь крупным поставщиком ББК, Тайвань за последние годы укрепил свой флот береговой обороны двенадцатью судами класса «Ching Chiang» и тридцатью ББК класса «Kuang Hua», все они имеют на борту противокорабельные ракеты. Но Тайвань не останавливается и продолжает укреплять свое военно-морское могущество. В конце 2014 года начались испытания первого из боевых судов катамаранного типа нового класса «Tuo Jiang». Судно длиной 60,4 метра и водоизмещением 560 тонн строится судостроительной компанией Lung Teh. Президент компании сообщил о том, что будет построено 11 таких судов. «Ракетно-пушечная платформа береговой обороны благодаря двум дизельным двигателям, соединенным с двумя водометами, может развить максимальную скорость 45 узлов (83 км/ч) и длительно идти на крейсерской скорости 25 узлов (46 км/ч)». Он подтвердил, что компания намеревается экспортировать суда этого типа. «Мы собираемся продавать их по всему миру». Официальная стоимость программы составляет 843,4 миллиона долларов. Эти новые ББК для своих размеров имеют очень хорошее вооружение. Ракетный комплекс включает восемь противокорабельных ракет Hsiung Feng II и восемь противокорабельных ракет Hsiung Feng III. Также на борту имеется 76-мм артиллерийская установка OTO Melara/ Finmeccanica, комплекс ближней противовоздушной обороны Raytheon Phalanx, а также 12,7-мм пулеметы и две строенных торпедных аппарата Mk.32. Продвинутая форма корпуса судов класса «Ching Chiang» позволит снизить расход топлива, повысить мореходные качества и маневренность, тогда как палубные надстройки имеют специальное покрытие, снижающее заметность и риск попадания ракеты. Эти корабли в основном предназначены для ведения боевых действий в прибрежной зоне. Впрочем, они могут выполнять задачи и при волнении моря Sea State 7 (высота волн до 9 метров). Дальность плавания составляет 2000 морских миль (3706 км), что позволяет им вступать в бой с китайскими кораблями далеко от берегов Тайваня. Следовательно, вооружение и характеристики этих новейших тайваньских кораблей могут создать проблемы китайским военным стратегам.

Южная Корея

Южно-корейский флот серьезно модернизирует возможности своей береговой обороны (поскольку северный сосед не дает спокойно спать), поэтапно вводя в эксплуатацию ББК класса «Yoon Youngha». На борту установлены пусковые установки противокорабельных ракет SSM-700K Haesseong от LIG Nex1, плюс 76-мм пушка Hyundai Wia. Судоверфями Hanjin Heavy Industries и STX планируется построить в общей сложности 18 судов класса «Yoon Youngha» водоизмещением 570 тонн и длиной 46 метров, хотя большая часть из них уже находится в составе флота. На борту этих судов устанавливаются обзорные радары STX Radar SYS-100K и and LIG Nex1 SPS-530K. Их движительная система, состоящая из дизельного двигателя MTU 12V 595 TE90, газотурбинных двигателей General Electric LM500 и водометов, позволяет развить скорость свыше 40 узлов (74 км/ч). В компании Hanjin озвучили стоимость одного судна в 38 миллионов долларов.

Вьетнам

Как и Южная Корея, Вьетнам также озабочен китайскими интригами касательно принадлежности различных островов и морских шельфов. В настоящее время вьетнамский флот базируется на российских ракетных катерах проекта 1241 «Молния». Энергетическая установка – двухвальная дизель-газотурбинная – позволяет судну длиной 56 метров и водоизмещением 480 тонн развить скорость 42 узла (78 км/ч). Основное вооружение включает 16 противокорабельных ракет Радуга П-15 «Термит» или Х-35У производства корпорации «Тактическое ракетное вооружение», 76-мм артиллерийскую установку и две шестиствольные автоматические корабельные артиллерийские установки AK-630. Вьетнамский флот оперирует четырьмя катерами класса «Молния». По данным местных СМИ, во Вьетнаме идет строительство еще двух таких катеров, а в перспективе на вьетнамской судоверфи по лицензии будут построены еще четыре катера.

Заключение

Региональные территориальные споры и преступная деятельность на морских просторах вынуждают страны Азиатско-Тихоокеанского региона содержать флоты, способные эффективно вести боевые действия высокой и низкой интенсивности, а также охранять прибрежные воды. Поэтому, было бы удивительно, если бы новые типы ББК, оборудованные для выполнения различных задач, не продолжали поступать на вооружение региональных военно-морских сил в значительных количествах.

Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Ruwar на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@newru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

You may also like...


Комментарии
Чтобы добавить комментарий, надо залогиниться.