Башни на постаментах

Немцы в годы Второй Мировой войны проявили себя как люди в высшей степени практичные, экономные и бережливые, так что попавшую к ним технику и врагов, и союзников они сумели использовать очень рационально.

Так, в качестве стационарных огневых установок применялись (судя по фото) башни даже наших советских БТ-7, с которых срезался верхний броневой лист и устанавливался на бетонное основание, врытое в землю. К 1942 году трофейных танков у немцев стало так много, что были разработаны типовые чертежи на установку таких советских танков, как Т-34 и КВ, причем, вариантов было два – бетонное и бревенчатое!

Одновременно были разработаны проекты бетонных оснований для уже собственно германских танков, снимавшихся с вооружения: T-I, T-II, 38(t). Удивительно, но башни T-II нередко, во всяком случае, на территории Польши такие нашли, перевооружались 37-мм пушками от танков T-III. Боезапас хранился в подземной части такого вот ДОТа, так что теснота в башне помехой такой вот модернизации не являлась. Ставились на постаменты и башни от самих Т-III и Т-IV, причем последние уже в конце войны ставились в разных местах, в том числе и на перекрестках улиц. Вторыми по численности были башни от французских танков «Гочкис», «Рено», АМХ, которыми укрепляли побережье Франции, Голландии и Бельгии. Причем во Франции их ставили и на севере, в Бретани, и в Нормандии, и на юге – в районе Марселя.

Самой знаменитой, конечно, оборонительной укрепленной линией Германии был «Атлантический вал». На нем немцы построили как очень мощные, со стенами многометровой толщины, ДОТы с орудиями калибра 128 и 152-мм, так и «пулеметные гнезда» в виде… бетонной трубы без крыши! Сидеть в этом… «укреплении» должен был солдат с пулеметом МГ-34 и… все! Высунулся, пулемет поставил и стреляй! А бомбят, стреляют – сунулся на дно и сидишь, дрожишь от страха, надеясь, что бомба в такую крошечную «дыру» не попадет.

Но, кроме того, немцы построили вдоль побережья множество бетонных постаментов на двух человек, поверх которых они водрузили башни от танков R-35, Н-35/39, АМС-35 – словом, крепили оборону всем, что было у них под руками! Расстояние между башен выбиралось с таким расчетом, чтобы пушки башен (или пулеметы, если пушки в них не устанавливались) перекрывали его огнем. Конструктивно это был бетонный параллелепипед с лестницей и дверью. Причем внутренний подбашенный объем позволял достаточно комфортно находиться там двум солдатам, один из которых заряжал, наводил орудие на цель, ну и стрелял из него, а второй подавал ему снизу боеприпасы, то есть в башне был не один человек, как в танке, а по сути – два, что позволяло увеличь скорострельность. Двухместные башни АМС-35 также очень активно использовались. Под них было разработано основание несколько иного вида, и есть несколько фотографий из разных мест с установкой башни от этого танка. Но танков этого типа во французской армии было очень мало, поэтому основными поставщиками башенных установок оставались «Рено» и «Гочкис».

Очень широко использовались также и башни чехословацкого танка 38(t). Причем где только их не ставили: и в Италии, и на границе Германии, и в самой Чехословакии. Потом, уже после списания, башни чешских танков, выпускавшихся в Швеции, также поступят на укрепление береговой обороны и будут установлены вдоль восточного ее побережья противодействовать советским десантам.

По мере приближения советских войск и войск союзников к Германии, проблема обороны становилась все острее и острее, а башни списанных танков решить ее не могли. Ведь их 37-47-мм пушки были бессильны против брони советских и англо-американских танков. В северной Африке немцы использовали башни и от трофейных танков. Например, крепость Тобрук защищали башни с подбитых танков «Матильда».

Помимо танков, башни «Пантер» применялись для установки в качестве долговременных огневых точек (ДОТ). Для этой цели использовались как штатные башни танков модификаций Ausf. D и Ausf. A, так и специальные башни, которые отличались усиленной до 56 мм крышей и отсутствием командирской башенки.

Существовало две модификации ДОТов, использующих башню от «Пантеры»: Pantherturm I (Stahluntersatz) – башня танка монтировалась на погоне, установленном на бронированном основании, сваренном из листов брони толщиной 80 мм, при толщине основания башни в 100 мм. Само основание состояло из двух отделений – жилого и боевого. Верхний был боевым, и на нем устанавливалась башня, где находился боекомплект. Нижнее отделение предназначался для отдыха команды ДОТа. В нем было два выхода, первый – через потайную дверь наружу, второй – в переходную секцию к боевому отделению.

Pantherturm III (Betonsockel) — вариант ДОТа с бетонным основанием, который отличался от Pantherturm I лишь увеличенными размерами отделений из железобетона, но особых конструктивных отличий он не имел.

Также выпускались упрощенные модификации ДОТов с башнями только на верхнем боевом отделении. Этот проект предусматривал установку башни на броневую коробку с выходом через люк, и с четырьмя скобами по углам для крючьев крана. Коробка вместе с башней перевозилась в кузове грузовика. На месте ее снимали краном и устанавливали в заранее отрытую яму, и засыпали вынутым грунтом. Башня, таким образом, оказывалась вровень с землей и становилась малозаметной. Очень часто немцы ставили их на перекрестках улиц или где-нибудь на газоне сбоку. Из-за того, что двигатель у таких башен отсутствовал, поворачивалась башня исключительно вручную, то есть медленно.

Бронекоробка с башней от танка «Пантера» типа Pantherturm I (Stahluntersatz)

Все виды этих огневых точек применялись на Атлантическом вале, на «Линии Гота» в Италии, на Восточном фронте, а также на улицах и площадях немецких городов. Часто в качестве ДОТов применялись закопанные по башню поврежденные танки «Пантера».

На конец марта 1945 года было произведено 268 Pantherturm-ДОТов. Но, конечно, если в наличии был танк с разбитым шасси, но целой башней, ее тоже могли снять и использовать в такой установке. Внутри бетонного каземата были предусмотрены даже кровати для отдыха. Так что теоретически такая стационарная башня могла сопротивляться достаточно долго.

Иногда такие «коробки с башнями» монтировались на железнодорожных платформах, что превращало состав с ними в некое подобие бронепоезда.

Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Ruwar на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@newru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

You may also like...


Комментарии
Чтобы добавить комментарий, надо залогиниться.