Проект среднего танка VK 3002(DB), Германия

Летом 1943 года в ходе Курской битвы германские войска впервые применили новейшие средние танки Pz.Kpfw.V Panther. Эти боевые машины были созданы с учетом накопленного опыта и должны были изменить ситуацию на фронте. Проект танка «Пантера» был разработан компанией MAN. При этом в серию мог пойти и другой вариант бронемашины, создававшийся конструкторами из Daimler-Benz. Этот вариант среднего танка носил обозначение VK 3002(DB).

Проекты VK 3002, один из которых впоследствии позволил начать перевооружение армии, стартовали в конце ноября 1941 года. К этому времени ряд немецких предприятий уже разработал несколько вариантов перспективных средних танков с теми или иными характеристиками, однако со временем дальнейшее развитие этих машин посчитали нецелесообразным. Так, по опыту первых месяцев войны с Советским Союзом, располагавшим несколькими типами средних и тяжелых танков с хорошими показателями защиты, было решено отказаться от ряда имеющихся проектов и создать вместо них новые.

Нередко упоминается, что непосредственным стимулом к появлению двух проектов VK 3002 стал советский средний танк Т-34. Эта боевая машина имела сравнительно толстую броню с рациональными углами наклона, что обеспечивало эффективную защиту от различных противотанковых средств. Как следствие, советская разработка заинтересовала немецких военных, результатом чего стал заказ на создание аналогичного танка. 25 ноября 1941 года компаниям Daimler-Benz и MAN получили техническое задание на разработку нового танка. Оба проекта получили общее обозначение VK 3002. Разработки двух фирм также должны были получать дополнительные литеры, позволяющие определить создателя.

В соответствии с техническим заданием, перспективный средний танк должен был иметь боевую массу на уровне 30 т и оснащаться бронированием толщиной до 40 мм. Отдельно оговаривалась установка бронелистов под углами к вертикали. Имея двигатель мощностью не более 700 л.с. танк должен был двигаться по шоссе со скоростью до 55 км/ч. Для улучшения подвижности на бездорожье следовало использовать гусеницу большой ширины. В качестве основного вооружения требовалось применить длинноствольную танковую пушку калибра 75 мм.

Проектные работы по первым вариантам перспективного танка продолжались несколько месяцев. Фирма Daimler-Benz завершила предварительную разработку своей версии танка VK 3002(DB) в феврале 1942 года. В своем новом проекте конструкторы «Даймлер-Бенц» использовали ряд идей, не вполне характерных для немецкого танкостроения. Помимо рациональных углов бронирования, явно заимствованных у советских танков, новый VK 3002(DB) также должен был иметь классическую компоновку, почти не использовавшуюся в немецких проектах.

Новый средний танк должен был получить броневой корпус характерной формы, образованной установленными с наклоном листами. Предусматривался лобовой лист с большим углом наклона, в котором находились смотровой люк механика-водителя и пулеметная установка. Сзади к лобовому листу следовало приваривать наклонные борта, образовывавшие крупные надгусеничные ниши. Позади башни на бортах предусматривались крупные выступающие кожухи для некоторых агрегатов силовой установки. Кормовой лист корпуса устанавливался с наклоном внутрь. Имелась крыша, выполненная в виде единой плоскости без изменений высоты. В составе броневого корпуса предлагалось использовать листы толщиной до 40 мм.

Компоновка корпуса была классической, но нехарактерной для немецких танков. В передней части помещалось отделение управления, позади которого имелось боевое отделение. Корма отдавалась под единое моторно-трансмиссионное отделение со всеми соответствующими агрегатами.

В качестве основного элемента силовой установки рассматривались несколько разных изделий. Изначально предлагалось использовать дизельный двигатель Daimler-Benz MB507, представлявший собой доработанный вариант мотора для катеров различного назначения. Тем не менее, с такой силовой установкой могли возникнуть серьезные проблемы, что заставило искать альтернативные варианты. Впоследствии подобные поиски привели к определенному результату. Обновленный вариант проекта, появившийся позже, получил иной двигатель.

Первый вариант танка VK 3002(DB) получил ходовую часть, явно говорящую о попытке переосмыслить советский опыт в свете собственных наработок. Танк должен был получить по четыре сдвоенных опорных катка большого диаметра на каждом борту. Предлагалось оснащать катки рессорной подвеской. Между катками, со значительным превышением над ними, должны были располагаться поддерживающие ролики. В передней части корпуса помещались направляющие колеса, тогда как ведущие находились в корме. Подобная необычная для немецких танков компоновка ходовой части была связана с отказом от переднего размещения трансмиссии.

Для танка была разработана новая башня сложной формы, обеспечивавшая требуемый уровень защиты и имевшая достаточный внутренний объем. Башня состояла из двух прямых листов, образовывавших лоб и корму, а также двух изогнутых бортов. Сверху экипаж должен был защищаться крышей с командирской башенкой у левого борта. Специально для нового проекта была разработана броневая маска орудия необычной формы. От существующих образцов она отличалась многоугольным сечением и увеличенной верхней частью.

Основным оружием танка VK 3002(DB) должна была стать пушка 7.5 cm KwK 42. Это орудие калибра 75 мм со стволом длиной 70 калибров оснащалось дульным тормозом, вертикальным клиновым затвором и весило порядка 1 т. Для использования с этим орудием предлагалось несколько типов унитарных выстрелов со снарядами различного назначения. В зависимости от типа снаряда начальная скорость достигала 1120 м/с. При помощи бронебойного подкалиберного снаряда Pz.Gr.40/42 на дистанции 1 км можно было пробивать порядка 150 мм гомогенной брони.

Дополнительное вооружение танка должно было состоять из двух пулеметов MG 34 калибра 7,92 мм. Один из них предлагалось монтировать в одной установке с орудием, второй – в амбразуре лобового листа. Курсовой пулемет должен был располагаться на качающейся установке, прикрытой небольшой броневой деталью. В походном положении эта деталь закрывала окно в лобовом листе, а пулемет полностью находился внутри танка. В боевом положении пулемет поворачивался на креплениях, поднимая вверх ствол и броневую заглушку лобового листа.

В состав экипажа должно было входить пять человек. Механик-водитель и стрелок-радист помещались в отделении управления, в передней части корпуса. Наблюдать за обстановкой предлагалось при помощи люка и амбразуры лобового листа. Посадку в машину следовало производить через круглые люки в передней части бортов. Использование люков в крыше не представлялось возможным по причине специфического расположения башни, лобовой лист которой находился на минимальном расстоянии ото лба корпуса.

Рабочие места трех других танкистов помещались в боевом отделении, внутри башни. У левого борта друг за другом находились наводчик и командир. Справа находилось рабочее место наводчика. Большая часть свободных объемов внутри боевого отделения отдавалась под размещение боеприпасов. Башня получила люк на командирской башенке, а также аналогичные устройства на кормовой части бортов.

За счет использования новых идей и технических решений перспективный средний танк не отличался большими габаритами. Длина машины достигала 6 м, ширина – 3,2 м, высота – 2,69 м. Боевая масса, в зависимости от некоторых факторов, должна была находиться на уровне 30-34 т. При помощи 650-сильного двигателя танк мог разгоняться до 55-56 км/ч. Запас хода, по расчетам, составлял 195 км.

Первый вариант проекта среднего танка VK 3002(DB) был завершен в феврале 1942 года. Был подготовлен комплект необходимых документов, а кроме того, собрали масштабный макет, демонстрирующий общий облик перспективной бронемашины. Все это было представлено заказчику. Командование изучило два варианта среднего танка и сделало выводы. При этом, насколько известно, руководители нацистской Германии разошлись во мнениях.

Высшее руководство страны в лице Адольфа Гитлера отдало предпочтение проекту фирмы Daimler-Benz. Вероятно, на этом решении сказалось сходство VK 3002(DB) и советского Т-34, а также успехи и потенциал последнего. Пользуясь своим положением, фюрер продавил внесение нового танка в текущие планы по строительству бронетехники. В обозримом будущем военная промышленность должна была построить две сотни новых средних танков. В дальнейшем их производство могло быть продолжено. Таким образом, VK 3002(DB) на определенном этапе имел все шансы стать основным средним танком немецкой армии.

Управление вооружений Вермахта, в свою очередь, предпочло проект фирмы MAN. Средний танк VK 3002(M), в отличие от своего конкурента, выглядел более удачным и перспективным. Специалисты посчитали, что такая машина отличается куда большим потенциалом с точки зрения модернизации, а также более полно соответствует техническому заданию. Кроме того, этот танк не столь сильно выглядел копией советской бронетехники.

В соответствии с имеющимися распоряжениями, фирма Daimler-Benz приступила к строительству опытного образца своего нового танка. Тем не менее, завершение сборки прототипа оказалось под вопросом. Вскоре после принятия неоднозначного решения относительно серийного производства не самого лучшего варианта среднего танка военные собрали специальную комиссию, которая должна была окончательно определить результаты конкурса.

13 мая комиссия вынесла окончательное решение. Проект фирмы Daimler-Benz признавался бесперспективным. Ввиду значительного сходства с советским Т-34 и из-за отставания в некоторых характеристиках эту машину сочли непригодной для серийного строительства и массовой эксплуатации в войсках. Проект VK 3002(M), в свою очередь, получил более высокие оценки и был рекомендован к дальнейшему развитию с последующим началом серийного производства.

В связи с решением комиссии фирме-разработчику VK 3002(DB) пришлось прекратить строительство первого прототипа. К этому времени был изготовлен броневой корпус, на который успели установить некоторые элементы ходовой части и внутреннего оснащения. Катки, гусеницы, башню, вооружение и т.д. опытный танк получить не успел.

По мнению фирмы «Даймлер-Бенц», решение армейской комиссии не было справедливым. Тем не менее, разработчики признали, что проект в существующем виде нуждается в доработках. По этой причине к концу мая был разработан обновленный вариант среднего танка VK 3002(DB), отличавшийся от исходного рядом особенностей. За счет изменения состава установленных агрегатов и переработки части систем планировалось повысить характеристики и вновь заинтересовать заказчика.

Прежде всего, было решено отказаться от дизельного двигателя. Вместо него в кормовом отделении корпуса предлагалось устанавливать карбюраторный Maybach HL 210 P45 мощностью 650 л.с. Ходовая часть была полостью переработана, в результате чего получила по восемь опорных катков большого диаметра с индивидуальной торсионной подвеской, размещенных в шахматном порядке. Расположение направляющих и ведущих колес осталось прежним, а поддерживающие ролики были удалены. Конструкция корпуса была переделана в соответствии с обновленными требованиями. Так, толщина лобового листа увеличилась до 80 мм. Башня, вооружение и т.д. остались без изменений. Одновременно с этим некоторые системы были доработаны в тех или иных целях.

Расчеты показывали, что обновленный вариант танка VK 3002(DB) отличается от базового более высокими ходовыми характеристиками, а также имеет иные преимущества, в первую очередь производственного и эксплуатационного характера. Боевые качества должны были оставаться на прежнем уровне, что было связано с сохранением 75-мм пушки и двух пулеметов винтовочного калибра.

Фирма Daimler-Benz вновь подготовила документацию и построила макет нового танка, которые были представлены заказчику для второго рассмотрения. Командование еще раз ознакомилось с проектом перспективного танка и изучило это предложение, определив его перспективы. Решение осталось прежним. Дальнейшее развитие должен был получить проект VK 3002(M) от фирмы MAN, а разработку VK 3002(DB) следовало прекратить. Конструкторы Daimler-Benz были вынуждены перейти к работе над другими перспективными проектами.

В соответствии с первыми распоряжениями руководства, фирмой «Даймлер-Бенц» было начато строительство первого опытного танка VK 3002(DB). К маю 1942 года, когда специальная комиссия выбрала иной проект, был построен корпус с неполным составом агрегатов. В связи с доработками проекта строительство прототипа было приостановлено. Окончательное закрытие проекта привело к отмене всех дальнейших работ. Опытный образец среднего танка так и остался в виде неокрашенного корпуса с несколькими дополнительными агрегатами. По разным данным, недостроенное танковое шасси так и осталось на заводе Daimler-Benz, где и хранилось до самого конца войны. Только в 1945 году ненужные агрегаты отправили на разделку.

Решением от 13 мая 1942 года фирме MAN было поручено дальнейшее развитие существующего проекта VK 3002(M). Изменение тех или иных особенностей конструкции и различные доработки этого проекта в итоге привели к появлению серийного танка Pz.Kpfw.V Panther. В отличие от своего неудачливого конкурента, бронемашина от фирмы MAN успешно прошла испытания и была принята на вооружение, со временем став одним из основных танков Германии.

Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Ruwar на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@proru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

Комментарии

Подписка
avatar
wpDiscuz