Ракета курсом на корабль

На морских учениях высаживают десанты, ведут поиск подлодок и иногда стреляют по мишеням в виде стоящих на якоре барж с выстроенными на палубе баррикадами из контейнеров. (Зачем? «Чтобы облегчить наведение ракет и отрапортовать наверх об успехе» — скажут вам хохлы. А на самом деле для того, чтобы не портить зря баржи — ракету настраивают так, чтобы она поразила именно выстроенный на палубе штабель старых контейнеров). Если выпадает возможность, то бомбят и расстреливают списанные корабли.

Гораздо реже отрабатывается вариант с перехватом воздушных целей. Запускается очередная радиоуправляемая “болванка” (как правило, дозвуковая), по которой ведут огонь корабельные средства ПВО. Если имеются достаточно дальнобойные ракеты и позволяют характеристики радаров, можно попытаться перехватить боеголовку баллистической ракеты. Попасть пулей в летящую пулю. В сверкающий высоко в небе ночной метеорит. Где-то в стороне, на удалении сотни миль от корабля.

Но практически никто и никогда не стрелял по воздушным мишеням, оснащенным активной системой наведения на цель. В тот трагический и опасный момент, когда имитатор боевой ракеты ШЕЛ КУРСОМ НА СТРЕЛЯЮЩИЙ В НЕГО КОРАБЛЬ. Руководители учений знают, насколько опасны такие эксперименты. Что возможности даже самой лучшей эшелонированной ПВО описываются дробью 0,9…, а большинство кораблей вообще беззащитно перед такой угрозой. Слишком мало времени и велика цена ошибки.

Весёлые старты, или Что, если все-таки бахнем?

Дураков и самоубийц на командных должностях не так уж и много. А количество имеющихся, к счастью, не дотягивает до критической массы, необходимой для начала катастрофы. Тем не менее, в ходе боевой подготовки флотов ведущих стран мира иногда и очень редко возникали ситуации, похожие на описанные выше “весёлые старты”. Тех, кто отдавал приказы, трудно заподозрить в злых намерениях. Скорее всего, имела место переоценка возможностей новых оборонительных систем или трагическое (хотя и статистически предсказуемое) стечение обстоятельств.

Для предотвращения возможных последствий были предприняты определенные меры безопасности. Установлена система самоуничтожения ракеты, отключавшая ГСН или подрывавшая имитатор при опасном сближении с атакуемым кораблём.

Разработаны схемы атаки, при которых мишень в случае неудачного перехвата должна была разминуться курсом с атакуемым кораблем (хотя, в данном случае, не поймешь, кто из них мишень).

Расчеты корабельных ЗРК приведены в полную боевую готовность и поставлены в известность, насчет вероятного направления и момента начала атаки.

Точная статистика учений хранится под грифом “секретно”, но из просочившейся в СМИ информации можно делать определенные выводы. Несмотря на свою редкость, подобные “учения” трижды заканчивались ЧП, а однажды — катастрофой.

Инцидент с фрегатом “Энтрим”

10 февраля 1983 года, Атлантический океан. Фрегат USS Antrim (FFG-20) попытался перехватить радиоуправляемую мишень, расстреляв её из новейшего и “не имеющего аналогов” комплекса самообороны “Фаланкс”.

Пара слов о “Фаланксе”: шестиствольная автоматическая пушка и радарная система наведения, установленные на едином подвижном лафете. При сравнении с отечественным аналогом, “металлорезкой” АК-630, интернет-эксперты традиционно недооценивают “Фаланкс”, намекая на низкое могущество 20-мм снарядов в сравнении с 30-мм калибром АК-630. А напрасно. Моноблок из пушки и РЛС обладает меньшей погрешностью при стрельбе, чем установленные отдельно (часто в десяти метрах друг от друга) пушечная турель АК-630 и её РЛС управления “Вымпел”. Также благодаря компактности всей системы сервоприводы “Фаланкса” обеспечивают большую скоростью поворота блока стволов (115 град/сек в любой плоскости против 75 град./сек. у АК-630).

С могуществом также не все просто: этот “военно-морской R2D2” стреляет специально разработанными для него снарядами MK.149 с сердечником из вольфрама. Благодаря отсутствию жестких ограничений на массогабариты и требований к транспортировке корабельные пушки всегда мощнее авиационных и сухопутных аналогов. Начальная скорость снарядов “Фаланкса” — свыше километра секунду. При попадании в ПКР скоростные, плотные и предельно прочные боеприпасы MK.149 должны вызывать выброс тепловой энергии и мгновенную детонацию боевой части ракеты.

Те, кто говорит о слабости “Phalanx CIWS”, сами никогда не стреляли даже из “мелкашки”. Если вспомнить рассказы ветеранов о том, как крушит кирпичную кладку пулемет ДШК, то несложно представить, как “долбит” шестиствольный монстр вдвое большего калибра.

В 1996 году на учениях RIMPAC-96 такая пушка за доли секунды разрубила пополам штурмовик “Интрудер”, случайно залетевший в зону поражения “Фаланкса”.

Зачем я здесь нахваливаю этот “Фаланкс”? Чтобы пресечь дебаты о неэффективности американской оборонительной системы, которая могла стать причиной нижеописанных событий.

Однако причина была отнюдь не возможностях зенитных средств.

В тот день ПВО отработала на “отлично”. По словам очевидцев, зенитка “раскромсала” дрон на отдельные фрагменты, которые рухнули в воду в пятистах метрах от фрегата. Цель была поражена и полностью уничтожена.

Но победу отметить не успели. Словно по сюжету фильма о терминаторе, обгоревшие куски дрона срикошетили от воды и через секунду ВОНЗИЛИСЬ В НАДСТРОЙКУ ФРЕГАТА. Разлившееся топливо вызвало возгорание в отсеке вычислительной техники, жертвой инцидента стал один моряк.

Несмотря на всякое отсутствие боевой части и миниатюрность самого дрона (стартовая масса — 250 кг), фрегат был выведен из строя.

Нетрудно представить, что станет с любым современным фрегатом при встрече со стаей “Ониксов” и “Калибров”. Даже если он сумеет перехватить их все, обломки сбитых ракет гарантированно искалечат корабль.

В подтверждение этого — следующая короткая история.

Летом 1990 году американцы провели забавный и поучительный эксперимент. На борту списанного эсминца “Стоддард” (времен Второй мировой войны) были установлены многочисленные датчики, видеокамеры и “Фаланкс” новой модели. Покинутый экипажем эсминец был превращен в подобие плавучего форта, которому предстояло отражать атаки со всех румбов. Добровольцев-самоубийц среди моряков не нашлось, потому все стрельбы производились в полностью автоматическом режиме.

По словам самих янки, в ходе тестов им удалось перехватить весь спектр ракет — от примитивных BQM-74 до сверхзвуковых “Вандалов”. Однако результативность “Фаланкса” все равно оказалась ниже 100%. Обломки ракет долетали до эсминца. А один недобитый дрон ударил в область надстройки, и, по словам очевидцев, разрубил пополам установленный там дизель-генератор. Как я уже говорил, эффективность оказалась ниже 100%.

Гибель “Муссона”

— “Первый”, я “Третий” (позывной МРК “Вихрь”), во “Второй” (позывной “Муссона”) попало “изделие”. “Второй” горит. Люди покидают корабль…”

Эта известная история случилась 16 апреля 1987 года, в 33 милях от острова Аскольд. Отряд малых ракетных кораблей Тихоокеанского флота отрабатывал совместные стрельбы ЗРК. Обнаружив идущую на него ракету, МРК “Муссон” дал по ней двухракетный залп морским зенитным комплексом “Оса-М”. Обе ЗУР разорвались вблизи мишени, повредив противокорабельную ракету шквалом осколков и энергией ударной волны. Однако, по трагическому стечению обстоятельств, учебная ракета-мишень РМ-15М “Термит-Р” продолжила свой полет и врезалась в надстройку атакуемого корабля. Возникший пожар полностью обесточил МРК и создал угрозу детонации находящегося на борту боекомплекта. Подошедшие корабли также не решились приблизиться к погибающему “Муссону”. В результате трагедии погибли 39 из 76 находившихся на борту моряков.

РМ-15М “Термит-Р”

РМ-15М “Термит-Р”

В рамках данной статьи не стоит задача нахождения виновных среди командования и полного анализа действий членов экипажа погибшего МРК. Приведенный случай с “Муссоном” — очередной пример того, что сбитая ракета продолжает представлять угрозу для корабля и всех, кто находится на его борту.

Об этой угрозе моряки знали еще со времен Второй мировой войны. Столкнувшись с атаками “камикадзе”, американцы быстро выяснили, что даже могучие и автоматизированные “Бофорсы” калибра 40 мм в такой ситуации не способны эффективно защитить корабль. Горящий самолет с мертвым пилотом продолжал свой скорбный путь к цели. Не случайно в первые послевоенные годы янки стали вооружать корабли зенитками калибра 76 мм.

Сбивать ПКР на дальних рубежах — предложение хорошее, но нереальное. С учетом того, что Земля круглая, а современные ПУР летят низко над водой, их обнаружение происходит в последнюю минуту, на расстояниях в 10-20 миль от корабля. Соответственно вся надежда только на средства ближнего боя. Которые ничего сделать не могут: слишком велика кинетическая энергия у трансзвуковых объектов, имеющих массу с легковой автомобиль.

Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Ruwar на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@newru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

You may also like...

5 комментариев
старые
новые
Встроенные Обратные Связи
Все комментарии
Чтобы добавить комментарий, надо залогиниться.