С двигателями на спине

В публикации, посвященной разработавшему истребитель четвертого поколения авиационному конструктору Михаилу Симонову, которому 19 октября исполнилось бы 90 лет, военный обозреватель ТАСС Виктор Литовкин вспоминает обсуждение специалистами размещения на самолете моторного отсека.

Автор пишет, что на совещании у заместителя министра авиационной промышленности Павла Дондукова Симонов предложил конструктору турбореактивных двигателей Архипу Люльке уменьшить волновое сопротивление Су-27 переброской пары силовых агрегатов «на спину», «в тень третьего лонжерона центроплана», в результате чего «низ самолета получается идеально ровным, что увеличивает скорость машины и ее маневренность».

Литовкин пишет, что «в ответ академик Люлька поднялся и говорит с украинскими интонациями»: «Ты, Михайло Петрович (Cимонов), як прийдешь до дому, скажи жинке, шоб сиськи на спину перебросила».

Я понимаю, что военный обозреватель — это серьезно, но что-то гложут меня сомнения великие, что такой разговор мог состояться в принципе. И вот почему. Архип Люлька — великий конструктор двигательных установок (и не только) для авиации и космонавтики. Культовая фигура советского двигателестроенния. Однако в контексте истории самолета Су-27 его ответственность как конструктора начиналась глубоко в недрах машины, после коллектора и аэродинамического клина воздухозаборника, и заканчивалась выходным сечением сопла двигателя. Никакого отношения к аэродинамике летательных аппаратов Архип Люлька никогда не имел, и спрашивать его о том, куда ставить его двигатели — никто в КБ Сухого не стал бы.

Даже воздухозаборники, непосредственно примыкающие к двигателям, являются частью интегральной аэродинамической компоновки самолета и рассчитываются конструкторами планера, а не двигателя.

PS. На фото в заголовке — нереализованный проект советского атомного сверхзвукового стратегического бомбардировщика М-60 разработки ОКБ Мясищева. Является продолжением бомбардировщика М-50, главным недостатком которого был большой расход горючего (примерно 500 тонн для полёта до США и обратно в СССР). Первоначально конструкторы видели решение задачи в оснащении М-50 специальными двигателями главного конструктора А. М. Люльки (да-да, и тут хохлы).

Что же до КБ Сухого — отголоски компоновки, о которой говорил Литовкин, можно увидеть в проекте самолета Т-60:

Это самолет, который в конце концов превратился в Су-34. От компоновки с двигателями сверху отказались в пользу хорошо отработанного решения а-ля Су-27.

Материал: https://bigdrum.livejournal.com/1126152.html
Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Observer на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@newru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

You may also like...