Самый массовый истребитель СССР

78 лет назад, 6 июля 1942 года, впервые поднялся в воздух истребитель Як-7ДИ — вариант истребителя Як-7 с металлическими лонжеронами крыла (все остальные элементы каркаса и обшивка делались из дерева) и двумя дополнительными крыльевыми бензобаками.

Вряд ли разработчики и испытатели этой машины предполагали, что она станет самым распространенным советским истребителем Великой Отечественной войны, да и вообще — наиболее массовым истребителем за всю историю советской и российской авиации.

Як-7ДИ пошел в серию под обозначением Як-9. Он выпускался в течение трех лет на трех авиазаводах, а общий объем производства составил 16769 экземпляров. К середние 1944 года истребителей Як-9 (включая модификации Як-9Т, Як-9Д и Як-9ДД) на советско-германском фронте было больше, чем всех остальных советских истребителей, вместе взятых!

При этом нельзя сказать, что самолет обладал какими-то особо выдающимися характеристиками (см. график), а его вооружение было откровенно слабым — всего одна 20-миллиметровая пушка и один крупнокалиберный пулемет.

Боевая живучесть и эксплуатационная долговечность конструкции тоже оставляли желать лучшего. Чтобы нанести «девятке» фатальные повреждения обычно хватало всего двух-трех попаданий из немецкой 20-миллиметровой авиапушки в любую часть самолета, а порой — даже одного.

Однако Як-9 оптимально подходил для советских условий производства и для основной массы советских пилотов с невысоким уровнем летной подготовки, которые ценили его за легкость и простоту пилотирования. Ведь это был прямой наследник двухместного учебного самолета Як-7. Я не припомню другого подобного случая в истории мировой авиации, когда столь массовая боевая машина создавалась бы на базе «летающего тренажера». Но для тогдашних советских ВВС это было именно то, что нужно.

Впрочем, надо заметить, что, насмотря на массовость «девятки», никто из пятерки наиболее выдающихся советских асов на ней не воевал. А из десятки лучших только двое — Арсений Ворожейкин и Александр Колдунов (шестое и девятое место в вписке) некоторое время летали на этой машине, но Ворожейкин не одержал на ней ни одной воздушной победы.

На заставке — Як-9 на аэродроме ЛИИ ВВС в Жуковском.

Материал: https://vikond65.livejournal.com/1085287.html
Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Observer на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@newru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

You may also like...