Секрет успеха ракет Р-27 от Индии до НАТО

Многочисленные модификации ракет большой дальности класса «воздух-воздух» Р-27 продолжают оставаться на вооружении ВВС десятков стран-обладателей истребителей поколения «4/4+/4++» российской разработки. Ракеты «ALAMO» применяются на различных версиях многоцелевых истребителей семейств МиГ-29 и Су-27/30 в странах Европы, Азии, Африки и Южной Америки более 30 лет, но альтернативной замены им пока так и не нашлось. Кроме того, министерства обороны некоторых стран-участниц НАТО заключают новые контракты на закупку этих великолепных ракет. Так сложилось, что серийное производство модификаций с полуактивной радиолокационной, пассивной радиолокационной и инфракрасной головками самонаведения Р-27Р/ЭР/П/ЭП/Т/ЭТ, по большей части, выполняется сегодня украинской компанией ГАХК «Артём», но уникальной модульной конструкцией и отличными лётно-техническими характеристиками изделия производитель «незалежной» обязан нашему ГосМКБ «Вымпел» им. И.И. Торопова. «Вымпел» также выпускает данное семейство ракет, но в меньшем количестве. Так, с 2001 года «неэнергетические» Р-27Р1/Т1 «вымпеловского» производства поставлялись в ВВС Малайзии (Су-30МКМ), Йемена (МиГ-29А), Венесуэлы (Су-30МКВ) и Вьетнама (Су-30МК2).

Конкурентоспособность экспортных версий «неэнергетических» вариантов этих ракет (Р-27Р1/Т1) на современном рынке вооружения значительно выше, чем у американских ракет «воздух-воздух» семейства AIM-7M «Sparrow», а дальнобойные модификации Р-27ЭР1/ЭТ1 по радиусу действия превосходят ракеты AIM-120C-5, «MICA-EM» и Р-77, что очень важно для перехвата удаляющихся низковысотных крылатых ракет и борьбы с высокоманевренной средневысотной и высотной тактической авиацией на дальности более 60 км. В ВВС Ирана ракеты Р-27Р смогли интегрировать в бортовой радиолокационный комплекс AN/AWG-9 перехватчика F-14A «Tomcat», что стало отличной альтернативой стандартной «томкэтовской» связки «AN/AWG-9 — «Sparrow». О втором, малоизвестном, варианте интеграции расскажем позже, а сейчас рассмотрим моменты, касающиеся частичного обновления польских МиГ-29А и конструктивных достоинств ракет семейства Р-27Р1/Т1.

До осени 2016 года между украинским агентом зарубежных поставок ГХВП «Спецтехноэкспорт» и польской «WB Electronics» в рамках единого консорциума будет заключён контракт на поставку ВВС Польши 40 ракет воздушного боя Р-27Р1. Решение о пополнении арсенала Р-27Р1 для МиГ-29, развёрнутых на 23-й базе тактической авиации, было принято польской Инспекцией по вооружению при министерстве обороны с целью сохранить высокий противовоздушный потенциал истребительной авиации. Что интересно, эксплуатационный ресурс 32-х польских МиГ-29А/УБ и их ракетного вооружения поддерживают в должном состоянии даже после закупки 36 одноместных F-16C Block 52+ и 12 двухместных F-16D Block 52+, оснащённых ракетами дальнего боя AIM-120C-7 и ракетами БВБ AIM-9X Block II. Ответ здесь очень простой: поляки знакомы с «Фалкрумом» уже более 25 лет.

Маневренность «изделия 9-12А» в ближнем воздушном бою гораздо выше, чем у любой известной серийной версии F-16C. Скороподъёмность МиГ-29А составляет 330 м/с (F-16C — до 315 м/с), разгонные качества у «МиГа» также выше, что обусловлено почти в 2 раза большим коэффициентом форсажной тяги на мидель. Угловая скорость разворота МиГ-29А с ракетами БВБ Р-60М и Р-73Е (на высоте около 2 км) составляет около 19,5 град/с (у F-16C с «Сайдвиндерами» — до 18,5 град/с). Кроме того, и практический, и динамический потолки у машины российского производства превышают показатели F-16C на 3 и 4 км, достигая 18+ и 22 км соответственно, у F-16C — 15,24 и 18,5. Это и не удивительно, ведь при максимальной скорости F-16C в 2125 км/ч, в сравнении с «миговскими» 2450 км/ч, можно и не мечтать о «динамической горке» более 20 км.

О высоких лётно-технических качествах МиГ-29А отзывался командир польского авиакрыла подполковник Пётр Ивашко: отмечена высочайшая скороподъёмность, угловая скорость вертикального разворота, надёжность двигателей РД-33, а также достойное ракетное вооружение для ведения воздушного боя, включая 30-мм авиационную пушку ГШ-301 со скорострельностью 30 выстр./с. В командовании польских ВВС прекрасно понимают, что в случае эскалации военных действий на Восточноевропейском ТВД, воздушные бои придётся вести с белорусскими и российскими Су-27СМ и МиГ-29С/БМ, и если дойдёт до «собачьей свалки», на F-16C Block 52+ особо не «попрыгаешь» даже с AIM-9X второго «блока», учитывая, что на наших машинах установлены улучшенные оптико-электронные прицельные комплексы с нашлемной системой целеуказания. МиГ-29А же гораздо более способная машина.

Известно также, что польские МиГ-29А были модернизированы в плане сетецентрического БРЭО и индикационного оборудования кабины пилота. Самолёты получили обновлённый интерфейс на базе шины обмена тактической информацией MIL-STD-1553, новую БЦВМ, а также новые многофункциональные индикаторы и оптико-электронный визир, работающий в ТВ-канале визирования для точной идентификации целей. Усовершенствование проводилось израильским концерном «Israel Aerospace Industries» (IAI) и польским предприятием «WZL-2». Модернизировали лишь половину одноместных и все двухместные машины. В плане ПВО на польские МиГ-29А возлагаются большие надежды: самолёты привлекались к воздушной операции по патрулированию воздушного пространства Балтии. Понятно, что в ДВБ против наших Су-27С и Су-35С и МиГ-29С с ракетами РВВ-АЕ они обречены, а вот против белорусских — шанс хоть и невелик, сохраняется. Бортовая РЛС Н019 «Рубин» обнаруживает цель с ЭПР 1 м2 на дальности 55 км, что сильно ограничивает возможности в ДВБ и работе по морским и наземным целям.

Ракета Р-27Р1, как и все остальные модификации, является продолжением «Изделия 470» (К-27, по натовской классификации АА-10 ALAMO). Ракета оснащается полуактивной радиолокационной головкой самонаведения 9Б-1101К, работающей в Х и Кu-диапазонах сантиметровых волн. Захват цели с ЭПР 1 м2 обеспечивается на дальности 18,5 км, до этого ракета управляется с помощью инерциального наведения и по каналу радиокоррекции от СУО носителя. Скорость ракеты в стратосфере составляет 4,42М, а масса 253 кг, что способствует малому коэффициенту замедления на высотах свыше 16 — 17 км: в этом случае дальность в ППС может доходить до 80 км. При пусках на высотах 9 — 12 км, эффективная дальность для сохранения маневренных качеств ракеты составляет 58 км. Максимальная скорость поражаемых целей — 3,3М, а высота 25 км. Аналогичными параметрами, за исключением принципа наведения, обладает и ракета Р-27Т/Т1 с инфракрасной ГСН.

Маневренные качества ракет семейства «ALAMO» — отдельный разговор. Из всех ракет с аэродинамическими органами управления, лишь Р-27 и Р-77 обладают наиболее продвинутыми конструктивными особенностями аэродинамических рулей. У Р-77 (РВВ-АЕ) это решётчатые аэродинамические рули, которые позволяют реализовать угловую скорость разворота в 150 град./с и перегрузки до 40 ед. У Р-27 — «бабочковидные» аэродинамические рули с точками крепления к гидроприводам по верхнему основанию трапециевидной плоскости. Каждая плоскость имеет примерно 2-кратное сужение к корпусу, что позволяет избавится от сильных аэродинамических возмущений на задние стабилизаторы малого удлинения, поскольку основные рабочие площади плоскостей вынесены далеко за пределы продольной оси ракеты. Полёт Р-27 более устойчивый при больших углах атаки.

Вторая особенность — место расположения аэродинамических рулей. В отличие от других ракет схемы «утка» (ЗУР 9М331 и т.д.), в Р-27 рулевой модуль смещён к аэродинамическому фокусу ракеты, что позволяет управлять не просто доворотом носовой части ракеты на цель, а воздействовать непосредственно на подъёмную силу в центре масс ракеты, благодаря чему ракета приспособлена к энергичному манёвру даже при относительно небольших скоростях в 1,4 — 1,5М. На носовом модуле с головкой самонаведения устанавливаются трапециевидные дестабилизаторы, за счёт которых формируются дополнительные несущие качества ракеты. Максимальная перегрузка перехватываемой маневрирующей цели может достигать 8 ед., а ракеты Р-27 — 20-25 ед.

Целеуказание по радиоканалу коррекции может поступать от любого комплекса СУО самолёта-носителя: БРЛС, ОЛПК и НСЦ. Наиболее вероятно, что вариант ракеты с пассивной РГСН Р-27П1, разрабатываемый вариант с АРГСН Р-27АЭ, а также с ИКГСН Р-27Т могут наводиться не только по данным бортовых РЛС, но и по целеуказанию современных СПО. «Энергетические» модификации ракет семейства Р-27 обладают значительно более мощным двухрежимным двигателем с суммарным временем работы 10 секунд (обычные варианты Р-27 имеют однорежимную СУ с временем работы 6 секунд и тягой 2614 кгс), 2-секундный стартовый режим Р-27ЭР/ЭТ создаёт тягу в 7500 кгс, 8-секундный маршевый — 2238 кгс. За счёт двух режимов дальность этих ракет в ППС достигает 120 км.

Характеристики «энергетических» ракет Р-27 позволяют вести конкуренцию со всеми существующими ракетами «воздух-воздух» большой дальности. Также была разработана специализированная версия Р-27ЭМ для перехвата низковысотных малоразмерных крылатых и противокорабельных ракет на высоте 3 м над гребнем волны или земной поверхностью на больших дальностях, чем любая версия ракеты «Спэрроу».

ИНТЕГРАЦИЯ Р-27 НА «MIRAGE-2000»: НЕРЕАЛИЗОВАННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Согласно информации тайского военно-аналитического портала thaimilitaryandasianregion.wordpress.com, в ВВС Индии велись работы по унификации ракет воздушного боя семейства Р-27 с комплексом управления вооружением многоцелевых истребителей «Mirage-2000H». Индийская сторона никогда официально не заявляла о подобных работах, но через приближённых к компании HAL и ВВС Индии лиц, информация всё же вышла в широкие просторы Интернета. Данные машины являются экспортной версией «Mirage-2000E» и были поставлены индийским ВВС в количестве 40 единиц ещё в 1984 году. На вооружении самолётов появились продвинутые на то время французские ракеты класса «воздух-воздух» «Super-530F» и «Super-530D», но их малый радиус действия в 25 и 40 км уже в начале 90-х перестал удовлетворять требованиям дальнего воздушного боя, который с 50-60 км передвинулся на 80-100-километровый рубеж. ВВС Китая начали активное перевооружение с устаревших J-7 и J-8III (китайские версии МиГ-21 и Су-15) на новейшие Су-27СК и J-11 с дальнобойными ракетами Р-27ЭР, что превратило бы всю 225-ю эскадрилью ВВС Индии в бесполезное для дальней ПВО подразделение ВВС, приспособленное лишь для «собачьей схватки», боёв средней дальности и нанесения высокоточных ударов по наземным и морским целям.

Судя по всему, именно в этот период, за 5-10 лет до появления перспективных ракет с АРГСН «MICA-EM/IR», и возникла идея оснащения «Миражей» ракетами семейства «ALAMO». В основе комплекса управления вооружением «Mirage-2000H» находится бортовая РЛС RDM от компании «Thomson-CSF» с дальностью обнаружения цели типа «J-10A» 70 км. RDM представляет собой РЛС обратной системы Кассегрена с возможностью сопровождения на проходе 6 и обстрела 2-х целей одновременно. Станция работает I/J-диапазоне сантиметровых волн, что в плане унификации с Р-27Р/ЭР даёт преимущества в построении программного алгоритма подсвета цели (ПАРГСН 9Б-1101К также охватывает этот диапазон).

В то же время БЦВМ, инерциальная система, а также модуль получения радиокоррекции от носителя у ракет Р-27Р/ЭР, серьёзно отличается от тех которые установлены на французских ракетах «Super-530D». Часть электронной начинки Р-27 необходимо было заменить, либо перепрограммировать для применения в связке с БРЛС RDI, имеющей отличия от наших РЛС Н019 «Рубин» (МиГ-29А) и Н001 (Су-27) в программном построении режимов работы по воздушным целям. Многочисленные сложности в адаптации ракет семейства Р-27Р можно отметить на примере доводки БРЭО «Изделия 470» до совместимости одновременно с двумя системами управления вооружением- СУВ-29 (МиГ-29) и СУВ «Меч» (Су-27). Правильность доводки оборудования ракеты под обе СУВ подтверждалась нашими специалистами лишь в ходе десятков реальных пусков по воздушным целям, что для Индии, стремящейся как можно скорее парировать китайскую воздушную мощь, было не очень выгодным решением, занимающим много времени.

Был у индусов и упрощённый вариант интеграции Р-27 на «Миражи». Вместо «радийной» модификации ракеты под унификацию могли браться инфракрасные Р-27Т1/ЭТ1. Приспособить их к СУВ «Миража» значительно проще: инфракрасная головка самонаведения 9-Б-1023 (36Т) не нуждается в подсветке бортовой РЛС RDI, а захватывает цель автоматически, либо на подвеске носителя, либо на траектории. Сектор захвата охлаждаемым и неохлаждаемым матричными фотоприёмниками составляет 110 градусов. Р-27Т1/ЭТ1, аналогично «радиолокационной» версии ракет, имеют канал радиокоррекции, приёмник которого заменить или перепрограммировать на получение ЦУ от СУВ «Миража» гораздо проще, чем менять приёмник ПАРГСН. Даже после интеграции на «Mirage-2000H» стандартных версий ракет Р-27Р/Т, дальность воздушного боя этих истребителей достигла бы 65 км, «энергетические» же версии позволили бы работать на пределе возможностей RDI — 85 км по целям с ЭПР 3м 2 и 100 км по целям с ЭПР 5 м2.

В 2011 году стартовала программа глубокой модернизации БРЭО индийских одноместных «Mirage-2000H» и двухместных «Mirage-2000TH». Согласно контракту, заключённому между индийской «Hindustan Aeronautics Limited» и французскими компаниями «Dassault Aviation» и «Thales», первая получила от последних необходимое оборудование, а также документацию для модернизации французских машин. Уже в октябре 2013 года, начались испытания первого обновлённого самолёта «Mirage-2000TI». Его оснастили более мощной и производительной БРЛС RDY-2, нашлемной системой целеуказания (НСЦ), более совершенным комплексом радиоэлектронного противодействия и т.д. Продолжились испытания 28 июля 2016 года с 45-минутного полёта очередной машины версии FOC (Final Operational Configuration).

Наличие РЛС RDY-2 в случае адаптации ракет Р-27АЕ (модификация с АРГСН) дало бы возможность одновременного перехвата 4 воздушных целей в радиусе 100-110 км, что на текущий момент недостижимо с ракетами средней дальности «MICA». Но в HAL, ввиду наличия 245 современнейших многоцелевых сверхманевренных истребителей Су-30МКИ, а также возможности закупки для «Миражей» 150-километровых MBDA «Meteor» подобный метод модернизации уже не рассматривают, что вполне логично.

Ракеты же Р-27 благодаря своей оригинальной конструкции и отличным лётно-техническим параметрам ещё успеют показать все свои достоинства далеко не в одном военном конфликте ближайшей пары десятилетий.

Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Proper на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@newru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

You may also like...