Тайна коффердамов «Замволта»

Боекомплект “Замволта” размещён в 20 пусковых установках MK.57 по периметру корпуса корабля. Каждая из установок представляет независимую секцию из четырёх шахт, предназначенных для хранения и запуска УР со стартовой массой до 4 тонн.

Согласно официальным пресс-релизам, перспективная система позволит сократить эксплуатационные расходы и повысить живучесть эсминца. В отличие от плотно сгруппированных ячеек MK.41, рассредоточенные вдоль борта модули позволят улучшить доступ, упростить локализацию аварий и предотвратить детонацию всего б/к при возникновении нештатной ситуации в отдельной взятой шахте. Конструкция MK.57 предусматривает упрочненную стенку со стороны, обращенной внутрь корабля, и специальную вышибную переборку, направляющую энергию взрыва в забортное пространство.

Наконец, установка позволит разместить на борту перспективные (и более массивные) ракеты, необходимые для решения задач ПРО в ближнем космосе.

Тайна коффердамов «Замволта»

Независимые специалисты, напротив, считают MK.57 пустой тратой средств. По их мнению:

— периферийная установка является нестандартной (применяется только на трёх кораблях серии “Замволт”), что только увеличит затраты на обслуживание, приобретение запчастей и обучение персонала;

— периферийная установка более громоздка по сравнению с предшествующей MK.41, что привело к сокращению числа ракет на борту (80, по сравнению с 90 у ЭМ “Арли Бёрк”);

— идея с рассредоточением пусковых шахт вдоль борта никак не способствует повышению живучести. Наоборот, такой приём лишь повышает риск поражения ракетных шахт при попадании в корабль вражеской ПКР. Заявленные возможности по локализации повреждений при взрыве УР внутри шахты также не подтверждены ни чем, кроме слов самих адмиралов. При выбранной толщине внутренней переборки (12 мм), продукты взрыва неминуемо проникнут внутрь корпуса. Также, в официальных заявлениях отсутствует какая-либо информация об индивидуальной защите каждой ячейки (т.е. при нештатной ситуации пострадают все четыре, находящиеся в модуле ракеты).

Заявленные возможности по увеличению стартовой массы ракет не являются насущной необходимостью флота. В обозримом будущем у ВМС США отсутствуют какие-либо планы по принятию на вооружение 4-тонных ракет. Все существующие перехватчики и “Томагавки” с успехом помещаются в стандартных ячейках MK.41.

Наконец, если новая установка действительно обладает какими-либо серьезными преимуществам, то почему её не используют на перспективных кораблях других классов? В состав вооружения эсминцев “Берк, подсерия 3” включена все та же стандартная УВП MK.41.

Специфическая конструкция MK.57 PVLS делает сложным её внедрение на любом из существующих крейсеров, эсминцев и фрегатов. Эта система разрабатывалась исключительно для стелс-кораблей будущего. Для “Замволтов”, чьи борта имеют обратный наклон, что сократило площадь верхней палубы и заставило конструкторов искать новые схемы размещения боекомплекта.

В этом и была единственная причина появления Mарк-57. Все остальные её достоинства, грозящие обернуться недостатками, лишь следствие нетипичных решений, вызванных размещением шахт в “утюгообразном” корпусе стелс-эсминца.

Перечисленные выкладки и “секреты” хорошо известны и вряд ли представляют интерес для специалистов. Но в конструкции “Замволта” и MK.57 присутствует еще один связанный элемент о назначении которого нам неизвестно ничего. Но хотелось бы узнать многое.

Секреты долго не живут

Многие, едва услышав о “периферийной” УВП, выразят недоумение по поводу опасного расположения пусковых шахт: прямо за внешней обшивкой борта. Кажется, что достаточно одной пули или шального осколка, чтобы воспламенить ракету и вывести эсминец из строя.

Разумеется, в реальности все несколько иначе. Те, кто утверждает о близости ракеты к борту, забывает о том, что корпус “Замволта” похож на усеченную пирамиду с углом наклона граней (бортов) — визуально около 20 град. от нормали (точные данные в открытой печати отсутствуют).

В результате хвостовая часть ракеты отстоит от борта на расстоянии, как минимум 2,5—3 метра. А головная часть — не менее одного-полутора метра, с учетом того, что крышка УВП расположена отнюдь не у края палубы. А сам транспортно-пусковой контейнер с ракетой установлен не у верхнего среза шахты, а заглублен внутрь на расстояние полутора-двух метров (ТПК с “Томагавком” имеет длину 6,2 м, тогда как шахта Mk.57 достигает в длину 8 м).

Боезапас отделён от забортной среды обшивкой борта, переборкой, стенкой ТПК и расстоянием в пару-тройку метров. Но вы заметили один любопытный нюанс?

Между обшивкой борта и ракетными шахтами остается достаточно много места — сводчатый коридор высотой восемь и шириной три метра, имеющий в сечении ⊿-образную форму. Зная длину каждого модуля (14,2 фута) и их количество (20), можно элементарно вычислить весь объём, запертый между бортом и пусковыми шахтами Mарк-57. Свыше 1500 “кубиков” пространства. Эквивалентно объёму всех квартир одного подъезда типовой пятиэтажки.

Тайна коффердамов «Замволта»

Вопрос — что же находится в этих коридорах?

Только не говорите, что там пустота.

Кто-то вспомнит про газоходы ракетной шахты, способные выдерживать давление и термическую нагрузку, развиваемую при “горячем” старте многотонной ракеты. Но официальные источники говорят о “симметричном” расположении газоходов по обеим сторонам шахты, в то время, как секция корпуса с установкой имеет четко выраженную ⊿- образную форму. Значит, объем коридоров никак не используется для обеспечения хранения и запуска ракет.

Что касается контрольных модулей, распределительных щитов и панелей с предохранителями и пр. электроарматурой — на легкой и компактной, созданной сорок лет назад, MK.41 они занимали место размером с большой платяной шкаф. А все коммуникации (кабели, трубы система охлаждения забортной водой) проходят непосредственно внутри пускового модуля УВП. Полезный объем коридоров опять остается незадействованным.

Быть может, эти отсеки используются для хранения топлива? Хе-хе… Сотни и тысячи кг высокобризантной взрывчатки и ракетного пороха, окруженные тысячами тонн керосина JP-5?

Подобное, смелое и экстравагантное решение применялось на боевой технике лишь однажды — баки в створках кормовых дверей советской БМП. Но на кораблях топливо хранится однозначным образом — в пространстве, образованном двойным дном. Много ниже конструктивной ватерлинии.

По своему расположению таинственные коридоры “Замволта” напоминают коффердамы боевых кораблей прошлого. Узкие, непроницаемые и необитаемые отсеки, расположенные между броневым поясом и водонепроницаемой переборкой. Их назначением была локализация повреждений внешней обшивки борта.

Если нечто подобное используется и в конструкции установки MK.57, то эсминец “Замволт” демонстрирует весьма оригинальный (возможно, не самый эффективный), но исключительный по своим масштабам подход к повышению живучести среди всех современных боевых кораблей.

Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Ruwar на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@newru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

You may also like...


Комментарии
Чтобы добавить комментарий, надо залогиниться.