Зубастый толстячок Мицубиси J2M «Райдэн»

Любопытное совпадение: ровно через 10 лет после первого полета «Пишутера», буквально день в день, 20 марта 1942 года, на противоположной стороне Тихого океана впервые поднялся в воздух другой перспективный истребитель — японский перехватчик Мицубиси J2M «Райдэн» («Гром»). Сравивая эти машины, можно оценить впечатляющий прогресс боевой авиации за предвоенное десятилетие.

Прежде всего, бросается в глаза разница в аэродинамике. На «Райдэне» нет никаких расчалок, кабина — закрыта и вписана в обводы фюзеляжа, стойки шасси убираются в крыло и закрываются щитками, гораздо тщательнее закапотирован двигатель. Вместо простейшего кольцевого капота применен полностью закрывающий все элементы мотоустановки тоннельный капот, обеспечивающий минимально возможное при радиальном моторе аэродинамическое сопротивление.

Наиболее интересна в «Райдэне» форма фюзеляжа. Казалось бы — зачем он такой «пузатый»? В районе кабины его можно было бы сделать гораздо тоньше, соответственно, снизив массу конструкции и площадь миделя, напрямую влияющую на лобовое сопротивление. Однако главный конструктор «Райдэна» Дзиро Хорикоси знал, что делает. Он спроектировал фюзеляж по принципу «идеально обтекаемого тела», зная, что минимальным коэффициентом лобового сопротивления обладают вытянутые вдоль направления движения фигуры, у которых наибольшее поперечное сечение приходится примерно на середину длины. То есть, в данном случае — именно в районе кабины. Поэтому от пола кабины «Грома» до днища фюзеляжа — довольно много пустого пространства.

По этой же причине двигатель сильно сдвинут назад и соединен с винтом длинным валом, на который насажена крыльчатка вентилятора. Без принудительного охлаждения нормальная работа мотора в таких условиях была бы невозможна. Разумеется, на вращение вентилятора расходуется некоторая часть мощности, но эта потеря с лихвой компенсируется выигрышем в аэродинамике.

Посмотрим, к какому результату привели все эти ухищрения, для чего сравним «Райдэн» с его ровесником — советским истребителем Ла-5, появившимся на свет в том же марте 1942 года. На «Райдэне» первой серийной модификации J2M2 стоял 14-цилиндровый двухрядный звездообразный мотор «Мицубиси Касэй-23» взлетной мощностью 1340 л.с. и 1040 л.с. — на высоте 5 километров.

При этом максимальная скорость самолета составляла 596 км/ч, скороподъемность у земли — 970 метров в минуту, а рабочий потолок — 11680 метров. Включение системы водо-метанольного форсирования позволяло кратковременно повысить взлетную мощность мотора до 1800 л.с., а скорость самолета — до 660 км/ч, но этот режим мы оставим за скобками, поскольку на Ла-5 его не было.

Лавочкинский истребитель был оснащен мотором М-82, аналогичным «Касэю» (14-цилиндровая двухрядная «звезда»), но гораздо более мощным. На взлетном режиме он развивал 1700 л.с, а на высоте — 1330. При этом максимальная скорость Ла-5 составляла 580 км/ч, скороподъемность — 833 метра в минуту, а потолок — всего лишь 9500 метров.

Таким образом, Ла-5, значительно превосходя «японца» мощностью силовой установки, столь же значительно проигрывал ему во всех летных характеристиках. К этому можно добавить, что «Райдэн» был намного тяжелее Ла-5, поскольку он нес более сильное вооружение (две пушки и два пулемета против двух пушек на Ла-5) и больший запас топлива. Взлетная масса Ла-5 составляла 3230 кг, а «Райдэна» — 3650. И тем не менее…

Кстати, в использовании принципа «идеально обтекаемого тела» Хорикоси не был первопроходцем. Ранее по тому же принципу были спроектированы фюзеляжи американских истребителей Брюстер «Буффало» и Грумман «Уайлдкэт», по поводу которых у нас тоже многие удивлялись и даже хихикали — а чего это их так раздули в талии? Но ничего смешного в этих машинах нет, а есть лишь продуманный инженерный расчет.

Однако надо заметить, что у Ла-5, все же, было одно неоспоримое и подавляющее превосходство перед «Райдэном». «Лавочкиных» за годы войны у нас сумели «настрогать» в общем счете 9920 штук, а «Райдэнов» в Японии — всего-навсего 671, включая прототипы. То есть, в 15 раз меньше.

Первый прототип «Райдэна» J1M1 и первая серийная модификация J1M2 в стандартной окраске. Видно, что трехлопастный винт заменен на четырехлопастный, установлены индивидуальные выхлопные патрубки цилиндров двигателя и увеличен фонарь кабины для улучшения обзора.

Источник материала
Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Ruwar на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@proru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

Комментарии

Подписка
avatar
wpDiscuz