Боевые роботы Гитлера

Многие знают о советских работах по созданию телеуправляемых танков, закончившихся тем, что к началу Великой Отечественной войны СССР имел небольшое количество радиоуправляемых Т-26, которые в конце концов переделали обратно в обычные. Однако об успехах немцев по созданию бронированных роботов известно куда меньше.

В 1939 году Управление вооружений сухопутных сил Германии (нем. Heereswaffenamt, HWaA, далее – Управление) провело конкурс на создание двух машин, разных по своему функциональному назначению, но сходных по конструкции. Первая являлась радиоуправляемым минным тралом с индексом Sd.Kfz.300 (Sonderkraftfahrzeug – транспортное средство специального назначения). Вторая машина с индексом Sd.Kfz.301 предназначалась для дистанционного подрыва ДОТов и бронетехники противника. Конкурс на проектирование этих машин, шасси которых должны были быть практически идентичными, выиграла компания «Боргвард».

Существовало три серийные модификации телетанкетки B-IV:

Sd.Kfz.301 Ausf.A

Главное отличие от остальных машин гусеничные траки с резиновыми подушками, которые на Sd.Kfz.301 Ausf.B-C были заменены другими траками (без подушек). Ведущее колесо имело вместо зубьев цилиндрические ролики и было устроено по тому же типу, что и ведущее колесо на «Ганомаге». На машине был установлен двигатель Borgward 6M мощностью 49 л.с. (по немецким данным, советские испытания в Кубинке показали другую мощность — 50 л. с., в дальнейшем в статье будут фигурировать данные, полученные на НИБТПолигоне в Кубинке при испытаниях телетанкетки Sd.Kfz.301 Ausf.B, они немного разнятся с некоторыми изданиями). Боевая масса составляла 3,45 тонн. Изготовлено 616 машин, а также 12 прототипов.

Sd.Kfz.301 Ausf.B

Антенна была перенесена вперёд, также изменения коснулись ходовой части, ведущее колесо в связи с переходом на новые траки стало абсолютного другого вида (как на обычном танке). Изготовлено 260 машин.

Sd.Kfz.301 Ausf.C

В машине был установлен более мощный двигатель Borgward 6B мощностью 78 л. с., благодаря чему её скорость возросла до 40 км/ч, а также было увеличено бронирование. Всё это привело к увеличению массы машины до 4,85 тонн. Сама броня составляла 20 мм (оба борта, корма и лоб), а днище и крыша были забронированы 6-мм бронёй. Кроме того, место механика-водителя (он вёл машину на марше) было перенесено к левому борту. Было изготовлено 305 машин.

Для движения машины в ходе перемещений (на марше) было предусмотрено ручное управление, которое осуществлял механик-водитель. Управление машиной по радио осуществлялось одним оператором во время боя или проведения разведки. Радиус управления по радио до 1,5 км.

В лобовой части машины должен был находиться отсек для помещения туда заряда, который по прибытии транспортера на место дистанционно открывался оператором. Мина скатывалась по наклонной направляющей на грунт, а транспортер задним ходом возвращался в место запуска. Транспортер был способен перевозить до 450 кг взрывчатки.

Механизмы трансмиссии состояли из гидротрансформатора и автоматической четырёхскоростной коробки передач (две передачи вперёд — две назад). Гусеничная цепь мелкозвенчатая, шириной 205 мм, состоит из 75–76 траков. Ведущие колёса — передние, направляющие — задние. Подвеска торсионная с расположением торсионных валов на одной оси. Опорные катки двойные с резиновыми бандажами.

В-IV комплектовалась коротковолновым радиоприемником EP-3, электронным дешифратором и блоком реле системы взрыва. Посредством радиосигнала мог осуществляться пуск и остановка двигателя, движение (вперёд и назад), изменение скорости, повороты и остановка машины, сброс и подрыв заряда. Напряжение бортовой сети составляло 12 Вольт.

Предусматривалась система автоматического подрыва (самоуничтожения) телетанкетки вместе с контейнером при попадании её на мину (под воздействием взрывной волны замыкались два контакта и на взрыватель шел электрический сигнал от малогабаритной батареи).

Для недопущения несанкционированного подрыва контейнера со взрывчатым веществом (например, при транспортировке в расположении своих войск) применялся своего рода предохранитель, представлявший из себя блокиратор электрических цепей взрыва, недопускающий подрыв взрывчатого вещества до момента ухода машины на определённое (заблаговременно введённое оператором) расстояние (от 0 до 900 метров). При попадании телетанкетки на мину при действующем блокираторе, взрывчатое вещество, размещённое в контейнере, могло быть подорвано только вследствии воздействия на него детонации (взрывной волны) от мины (устройство автоматического подрыва в этом случае не функционирует).

Первые транспортеры начали поступать в войска в мае 1942 года. 1-й батальон минного траления был реорганизован в 300-й танковый батальон радиоуправляемых машин, состоявший из трех рот, в каждой из которых было по 10 танков управления (в их роли использовались танки Pz.Kpfw.III, оборудованные соответствующей радиоаппаратурой) и по 24 единицы Sd.Kfz.301. Из десяти танков два был командирскими, а каждый из остальных восьми управлял тремя танкетками. В состав каждой роты входило три бронетранспортера Sd.Kfz.251/1 Hanomag, перевозивших механиков-водителей 24 телетанкеток B-IV. В конце мая батальон поступил в распоряжение командование Группы армий «Юг». Из подробностей участия батальона в боевых действиях известно лишь то, что если на 7 июня 1942 года в его составе числилось 27 боеспособных танков Pz.III, то через месяц, 11 июля – уже 20.

Вот отрывок из боевого донесения, дающий представление о характере использования телеуправляемых танкеток В-IV 312-й роты, воевавшей в составе 505-го батальона (31 «Тигр» и 15 Pz.Kpfw.III) с 5 по 8 июля 1943 года: «Один B IV был послан с расстояния 800 метров против узла противотанковой обороны из 2 или 3 ПТ пушек. Взорвавшись, машина уничтожила пушки и пехотное охранение пушек. Второй B IV был послан с расстояния в 400 метров против T-34, который столкнувшись с радио машиной, взорвался. Три B IV были посланы с расстояний от 400 до 600 метров против бетонных бункеров и разрушили их. Два B IV были посланы с расстояния 800 метров против противотанковой позиции и позиции пехотных орудий, разрушив обе. Один IV, достигнув русских позиций, был подожжен бутылкой с зажигательной смесью. В результате взрыва русская позиция была уничтожена».

В Красной армии не могли не заметить новое оружие Вермахта, и советским командованием были разработаны средства противодействия. Красноармейцам рекомендовалось уничтожать танкетки огнем крупнокалиберных пулеметов, противотанковых ружей и артиллерии, а случае возможности ведения флангового огня с дистанции 50–75 метров – стрелковым оружием с использованием бронебойных патронов. Правда, если учитывать, что уничтожать танкетки рекомендовалось на расстоянии двадцати метров от них, становится понятно, что для солдата, ведшего такой фланговый огонь, это занятие было весьма опасным. Указывалось, что уязвимыми зонами поражения являются задняя часть левого борта (там находился двигатель) и средняя часть правого борта (место крепления радиоаппаратуры).

Уничтоженные советской артиллерией немецкие танки-роботы B-IV и танки управления Pz.Kpfw. III (один из танков имеет номер F23). Cеверный фас Курской дуги у деревни Глазуновка

Уничтоженные советской артиллерией немецкие танки-роботы B-IV и танки управления Pz.Kpfw. III (один из танков имеет номер F23). Cеверный фас Курской дуги у деревни Глазуновка

Использовавшиеся первоначально в качестве танков управления Pz.Kpfw.III несли большие потери — и были последовательно заменены сначала на самоходки StuG-III, а затем на Пантеры и Тигры.

На 1 марта 1945 года на вооружении Вермахта имелось 397 телетанкеток B-IV. Круг функций, выполняемых ими, значительно расширился – они использовались и для транспортировки небольших грузов, для постановки дымовых завес, а часть машин переоборудовали в своеобразные противотанковые установки:

Бойцы Красной армии на трофейной немецкой танкетке «Боргвард» с установкой из шести 88-мм «панцершреков». Берлин, май 1945 года

Бойцы Красной армии на трофейной немецкой танкетке «Боргвард» с установкой из шести 88-мм
«панцершреков». Берлин, май 1945 года

Одна такая САУ была захвачена в полной исправности частями Красной армии в центре Берлина, недалеко от Бранденбургских ворот. Эта машина была вооружена тремя гранатометами для постановки дымовой завесы, а для стрельбы по танкам на ней была закреплена импровизированная установка, представлявшая собой шесть «панцершреков», стрелявших 88-мм реактивными снарядами.

Также известны фотографии еще одной подобной САУ, вооруженной четырьмя «панцершреками». Эта машина имела собственное имя – «Ванце».

Дальнейшим развитием данного типа машин явилась управляемая по радио машина «Springer» («Прыгун») фирмы NSU.

Материал: Observer специально для GUNM.RU
Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Observer на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@proru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

Комментарии

Подписка
avatar
wpDiscuz