Истребитель Kosar (Kowsar) пошел в серию

Запущена производственная линия первого истребителя собственного производства «Косар» в субботу утром в присутствии министра обороны и главнокомандующего армии Ирана.
Истребитель «Косар» использует четвёртое поколение боевой цифровой сети передачи данных и оснащён системой heads-up display (HUD) для увеличения ударной точности орудий. Также в числе оснащения передовой и многоцелевой радар для управления огнём с повышенной точностью отслеживания целей.
Цинк — http://www.irna.ir/ru/News/3654523
Напомню, что это иранский клон учебно-боевого (двухместного) варианта американского истребителя Northrop F-5F Tiger II, которая официально была представлена в августе этого года, естественно, машина по сравнению с оригинальными F-5F имеет совершенно новую авионику.
Для большего эффекта, похоже, иранцы выкатили все «Косары», что сейчас собираются и испытываются на авиазаводе, от фюзеляжей до уже собранной машины, которую по-моему и показывали иранскому президенту в августе.
Вообще, как я уже ранее писал, хроническое недофинансирование авиационных проектов для ВВС Ирана и отсутствие достаточно мощных современных двигателей вгоняет иранский военный авиапром в бесконечный цикл работ по модернизации и копированию F-5. С другой стороны, в условиях фактически продолжающих действовать против Ирана санкций ООН, запрещающих без предварительного согласия СБ ООН (а это согласие невозможно из-за позиции США) поставки туда многих вооружений, включая боевых самолетов и запчастей для них, у Ирана особо и выбора не остается. Для сохранения подготовки пилотов и т.п. в любом случае нужны самолеты.
У меня главный вопрос остается по поводу иранской копии двигателя J85 — Owj, насколько двигатель готов к серийному производству, так как на «Косары» предполагается именно их ставить.
Надо отметить, что иранцы, разумеется, не собираются применять эту машину в качестве истребителя. Их версия больше напоминает канадский клон Canadair CF-5, который представляет из себя легкий сверхзвуковой бомбардировщик.
При этом сам самолет весьма неплох — в Советском Союзе была проведена серия учебных боёв трофейных F-5E на ближней дистанции с истребителями МиГ-21бис и МиГ-23М. Испытатель В. Н. Кандауров указывает, что все его бои закончились победой американского самолёта. Согласно В. Марковскому и И. Приходченко, в 18 проведённых воздушных боях МиГ-21бис ни разу не смог зайти в хвост американскому истребителю. Самолет чрезвычайно маневренный, что позволяло ему с успехом уходить от ракет ПЗРК и зенитных систем более крупного класса.
После окончания войны кубинцы организовали серию учебных боёв на своих МиГ-21 против эфиопских F-5. Как и во время испытаний в СССР, успех оказался на стороне F-5. Кубинский генерал Рафаэль дель Пино также организовал учебные бои F-5 с МиГ-23, самыми современными кубинскими самолётами того времени. С кубинской стороны участвовали два лучших лётчика, с эфиопской — случайно отобранный пилот. По результатам боёв с участием МиГ-23 кубинское командование сказало дель Пино прекратить эксперименты, поскольку у лётчиков могло сложиться неблагоприятное впечатление, что американские технологии превосходят советские.
За всё время войны с Ираком иранские F-5 одержали по крайней мере 18 воздушных побед (6 Ми-8, 5 МиГ-21, 3 Су-20, 1 Су-22, 1 Су-7, 1 Ми-25 и 1 Sa.342). Также, согласно неподтверждённой информации, одна победа была одержана над МиГ-23 в 1980 году и одна победа была в 1983 году над МиГ-25 в результате совместных действий «Томкэтов» и «Тигров». Но надо заметить, что на средних дистанциях МиГ-23 имел над ними значительное преимущество.
Машина очень легкая, пустой самолет весит 4.275 кг (двухместный, одноместный меньше 4 тонн). При этом максимальная взлетная масса 11.561 кг. Максимальная скорость М=1,63. Боевая нагрузка более 3 тонн, 7 точек подвески.
В новой иранской машине применена РЛС с ФАР, современная кабина с многофункциональными ЖК индикаторами, в общем — считать этот аппарат отсталым я бы поостерегся, хотя планер у него, разумеется, родом из 60-х годов.