Как европейцы Europanzer делали

Мне в своё время стало любопытно разобраться в том, что представлял из себя проект Europanzer, потому что единой картины в голове никак не складывалось. И чем глубже углублялся в тему, тем больше складывалось впечатление, что в интернете всё перепутано и намешано. Особенно в плане фотографий прототипов машин.

Предпосылки к созданию

Долгая разработка французского среднего танка AMX-50 заканчивалась ничем, виной тому послужили как аппетиты военных, так и финансовые причины. И получение помощи союзников в виде американских танков M47 Patton II окончательно приговорило проект. Да и с Batignolles-Chatillon 25t тоже дела не шли гладко. А иметь собственный средний танк очень хотелось.

У ФРГ были не менее веские причины на собственные танки, потому что 5 мая 1955 была официально закончена её оккупация Американскими, Французскими и Британскими войсками и ей разрешалось иметь собственные вооружённые силы. Хотя Франция была слегка против. Она ещё слишком хорошо помнила, как быстро Германия способна восстановиться после поражения, и чем это может закончиться. Но страх перед СССР был сильнее.

А 4 дня спустя Германию приняли в НАТО. Тем более, помимо обширного и богатого опыта проектирования танков во время второй мировой войны, после окончания войны страна уже успела поучаствовать в разработке Indien-Panzer. И естественно, имевшийся парк переданных ей танков M47 Patton II тоже хотелось бы заменить на что-нибудь своё. Тем более они стремительно устаревали.

В 1953 году Западноевропейским союзом была создана группа FINBEL (названая по первым буквам названий стран Франции, Италии, Голландии, Бельгии и Люксембурга – France, Italy, Netherlands, Belgium and Luxembourg), чьей задачей была организация кооперации в части программ вооружений. В 1956 году ею были выдвинуты спецификации на новый средний танк, который должен был заменить английские и американские машины.

В том же году Германия/ФРГ присоединилась к FINBEL, которая тем самым поменяла своё название на FINABEL (А от слова Allemagne, то есть Германия по-французски). 27 октября 1956 года было заключено совместное германо-французское соглашение о совместной разработке танка. Остальные страны практически не участвовали. Совместный танк должен был называться Europa-Panzer или, по-другому, Europanzer.

Были выдвинуты спецификации FINABEL 3A5 на новый танк: это должен был быть мобильный танк массой 30 тонн, что само собой исключало какое-либо тяжёлое бронирование. 23 ноября 1956 года специалистами немецкого военного ведомства Германия сформулировала для себя собственные тактико-технические требования: высокая подвижность, высокая динамика, преодоление крутых склонов и траншей, проходимость в заболоченной местности, плавный разворот танка без рывков и способность мгновенно переключаться на задний ход.

12 февраля 1957 на конференции в Бонне французскими и немецкими инженерами требования были формализованы: масса не больше 30 тонн в связи с ограничениями мостов, мощность 30 лошадиных сил на тонну, 105мм орудие, максимальная ширина 3.15м, максимальная высота 2.15м, торсионная подвеска, бензиновый двигатель воздушного охлаждения, операционная мобильность 350 километров. Жесткие ограничения по ширине и высоте были связаны с перевозкой танков на железнодорожной платформе сквозь железнодорожные туннели.

25 июля 1957 Германия доработала собственные требования: масса не больше 30 тонн, мощность 30 лошадиных сил на тонну, защита от 20-мм снарядов со всех проекций, возможность применения в условиях радиоактивного или химического заражения местности, 105-мм орудие, удельное давление на грунт 0,8 кгс/см2, гидравлическая или торсионная подвеска, снижение вероятности возгорания путём установки дизельного двигателя. На первое место ставилась мобильность. Германия к тому времени начала склоняться в сторону соответствия концепции стандартизации НАТО, и дизельный двигатель сюда хорошо вписывался.

Тут стоит понимать, что активное развитие в то время кумулятивных снарядов нивелировало толщину гомогенной брони. И ставка была сделана на мобильность и огневую мощь. Концепция «если в тебя не могут попасть, то и броня не нужна» в полной мере. А возрастающее опасение применения ядерного оружия практически сводило на нет применение качающихся башен (AMX-50 и Batignolles-Chatillon 25t машут ручками), которые было тяжело или невозможно загерметизировать или приспособить для преодоления глубоких водных преград. В мае к разработке как бы присоединилась Италия (которой, как и всем остальным, хотелось чем-нибудь заменить свои Паттоны), но никакого материального вклада не внесла, и до недавнего времени считалось, что её участие вообще было чисто номинальным. Хотя недавно всплыли некоторые интересные документы по представленным ею по FINABEL 3A5 предложениям. Но об этом позже.

Вообще лично у меня до начала изучения темы складывалось ощущение, что была некая совместная разработка двух стран, от которой потом отпочковались в дальнейшем отдельные немецкие и французские разработки. Однако это не так. Важно понимать, что Europanzer – это не какой-то один проект танка, над которым трудились одновременно несколько стран. Скорее это единый набор требований к танку, спецификация пожеланий с учётом географических особенностей европейской местности и текущей военной доктрины. Предполагалось, что под единое техническое задание будут выдвинуты несколько самостоятельных проектов от разных участников, и в конце в ходе честной конкурентной борьбы из них будет выбран один, который и станет единым европейским танком, принятым на вооружение странами Западноевропейского союза.

Но история, как водится, пошла другим путём. Если какое-то соглашение о единой разработке и было заключено – то его влияния на развитие прототипов практически не ощущалось.

На технические требования по разработке танка от Франции откликнулась фирма AMX (Atelier de Construction d’Issy-les-Moulineaux)

От Германии подрядилось сразу несколько фирм, которые были сформированы в три различные группы:

  • Группа A: Dr. Ing. h.c. F. Porsche KG, Atlas – MAK, Jung – Jungenthal, Luther & Jordan Werke. Под общим управлением дизайнероского бюро Dr. Ing. h.c. F. Porsche KG
  • Группа B: Ruhrstahl, Rheinstahl – Hanomag, Rheinstahl – Henschel. Под общим управлением офиса Warneke Ruhrstahl
  • Группа C: C. F. W. Borgward GmbH

Притом, как водится у немцев, корпус танка разрабатывался отдельно от башни. Сами башни должны были быть поставлены раздельно фирмами Wegmann & Co и Rheinmetall. Последняя отвечала и за оружейную систему.

Италия была представлена фирмами:

  • Lancia & C
  • Breda Meccanica Bresciana
  • Fiat S.p.A.
  • Gio. Ansaldo & C of Finmeccanica
  • OTO Melara

Итальянский вклад

Как я уже говорил, считалось, что Италия вообще не приняла участия в проекте кроме как на словах. Но недавно всплыли довольно интересные данные по её предложениям от 1959 года на техническое задание FINABEL 3A5.

В проекте фирмы Lancia & C использовались пятикатковая подвеска без поддерживающих катков, 10-ти цилиндровый двигатель на 680лс, 105мм орудие, притом французское F1, а не английская L7. Масса 33 тонны. В машине отчётливо чувствовалось влияние советской школы танкостроения в виде литой приплюснутой башни сферической формы. Судя по форме ВЛД, корпус тоже планировался частично литой.

Проект Breda Meccanica Bresciana очень напоминал чуть располневший проект фирмы Lancia & C. То же пятикатковое шасси, очень похожая башня. Но более мощный 12-ти цилиндровый двигатель на 750лс и английская L7 в качестве орудия. Конечно, по таким наброскам трудно судить наверняка, но могу предположить, что корпус рассчитывали делать сварным.

В сторону западного танкостроения явно тяготел проект Fiat S.p.A., внешним видом отчаянно мимикрируя под Паттон. Пятикатковое шасси с пятью поддерживающими катками, крупная башня. Он же оказался самым тяжёлым, предполагая массу в 36 тонн. В реальности, как это практически всегда бывает с бумажными проектами, наверняка располнел бы минимум до 40 тонн.

Фирма OTO Melara выдвинула целых два проекта, которые различались лишь используемым двигателем (680 либо 750лс), что влекло за собой разницу в 2 тонны и приподнятым МТО из-за различий в габаритах двигателя. Естественно, для приподнятого МТО приходилось перепроектировать и кормовую часть литой башни. Корпус тоже видимо собирались отливать.

Самым необычным оказался проект Gio. Ansaldo & C of Finmeccanica. Это был явный реверанс в сторону французов с качающейся башней и барабанным механизмом заряжания. Даже пушка использовалась французская CN90 F3. Но требования по радиационной защите вряд ли оставили бы ему шансы на воплощение.

Никаких дальнейших работ по этим проектам не велось, хотя Италия ещё разок всплывёт в немецкой линейке прототипов.

Французское видение

28 ноября 1957 было решено произвести по два прототипа от Франции и Германии, хотя уже к 1958 году отношения между Францией и Германией начали обостряться по различным политическим причинам. Первый прототип танка фирмы AMX был изготовлен в сентябре 1960 года и начал испытания с февраля 1961 года. Второй прототип тоже был изготовлен в 1960 году и пошёл на испытания в июле 1961. Прототипы выделялись характерной округлой литой башней и странным решением по расположению воздухозаборников вдоль всего борта корпуса. Весили 32,5 тонны.

При создании танка было использовано пятикатковое шасси с четырьмя поддерживающими катками. На первые два прототипа ставился бензиновый двигатель Sofam 12 GSds на 720лс. Корпус танка сварной с литой носовой деталью.

Сейчас будет минутка заклёпочника. Второй прототип от первого отличался усовершенствованными траками, чуть доработанным дальномером. Визуально хорошо видно наличие на втором прототипе кожуха на маске пушки. С ВЛД были убраны две фары, на траках резиновые накладки из прямоугольника стали V-образной формы., что видимо способствовало улучшению сцепления с грунтом.

На танке ставилась нестабилизированная французская нарезная 105мм пушка CN-105-F1 (105 mm Modèle F1) разработки EFAB de Bourges длиной 56 калибров. Это был аналог знаменитой 105мм L7/52. Отличалась отсутствием дульного тормоза и эжектора, и большим шагом нарезки канала ствола. Продувка ствола осуществлялась сжатым воздухом, для удаления пороховых газов из боевого отделения использовались специальные вентиляторы. Пушка оснащалась полуавтоматическим вертикальным скользящим клиновым затвором. Размеры затвора были уменьшены таким образом, чтобы увеличить угол склонения орудия.

Пушка была интересна тем, что для неё французами был разработан специальный кумулятивный снаряд OCC 105 F1 (Obus à Charge Creuse de 105 mm Modèle F1). Вернее, взаимопроникновение разработки было двусторонним — пушка разрабатывалась под кумулятив, кумулятив разрабатывался под пушку. Из-за этого у канала ствола больший шаг нарезки, чем на английской L7. За счёт этого создавались более благоприятные условия для выстрела кумулятивным снарядом. Но за счёт этого же бронебойно-подкалиберные недостаточно стабилизировались в полёте, и стрельба ими была неэффективна — хотя всё равно гипотетически возможна (подходили БПС от той же L7).

Кумулятивные снаряды на тот исторический момент были очень перспективны, и их активно развивали практически все страны. Всё таки бронебойно-подкалиберные слишком теряют в пробитии с расстоянием.

Как известно, вращение (которое необходимо нарезной пушке для стабилизации снаряда в полёте) негативно воздействует на бронепробитие кумулятивных снарядов. Поэтому приходится идти на всякие простые ухищрения вроде снижения начальной скорости снаряда, что негативно влияет на баллистику, увеличивает время полёта и прочие радости наводчика. Хотя разрабатывались и более хитрые способы борьбы с этим явлением. О них сейчас и поговорим.

Американцы для нейтрализации такого эффекта воспользовались стабилизацией оперением. Их снаряд был снабжён вращающимся пластмассовым пояском, который заминался нарезами и не передавал вращение на сам снаряд. Стабилизация после выстрела происходила с помощью калиберного оперения, для оптимальной работы которого пришлось пожертвовать аэродинамической формой. Получались и высокая начальная скорость, и отличная пробиваемость, но снаряд быстро терял скорость в полёте. И надо понимать, что производство этого снаряда началось примерно в 1966 году, и этим мы несколько забегаем вперёд нашего рассказа.

У французов в этом плане был самый продвинутый снаряд на то время. Не зря они так держались за свою пушку. Подобные снаряды назывались по имени своего изобретателя Гесснера — Obus G (Obus — снаряд в переводе с французского). Кумулятивный заряд крепился на подшипниках внутри внешнего корпуса снаряда. При выстреле вращение придавалось внешнему корпусу снаряда, что стабилизировало его в полёте. Сам кумулятивный заряд вращался очень слабо (20-30 оборотов в минуту), и это вращение нейтрализовалось миниатюрной турбиной, размещённой в носовой части снаряда и вращающейся под действием набегающего воздушного потока. Это позволяло придать ему начальную скорость в 1000м/сек при пробитии в 380-400мм и при сохранении аэродинамической формы. Прицельно стрелять можно был на дистанции до 3000 метров. Поэтому основным снарядом французского танка являлся именно OCC 105 F1. Бронебойно-подкалиберных для пушки не было вообще, зачем они при таком-то кумулятиве.

Правда у снаряда были и минусы — сложность изготовления, и как следствие — цена. И меньший диаметр кумулятивной воронки по сравнению со снарядами того же калибра (впоследствии спроектированный американский M456 имел большую пробиваемость).

Немцы тоже вовсю трудились над аналогичными снарядами Гесснера, но в итоге не срослось. Англичане при этом почему-то так сильно по кумулятивным снарядам не упарывались. Видимо, считали, что могут обойтись своими привычными бронебойно-фугасными (HESH). Надо сказать, что и оперёнными снарядами они начали заниматься позже всех.

Правда, в 1961 году появился Т-62 с гладкоствольным орудием, и эра нарезных танковых пушек если и не закончилась окончательно, то явно начала скатываться в закат.

Итак, помимо OCC 105 F1 в боекомплекте француза были только осколочно-фугасный OE Mle 60 (Obus Explosif) и специальные снаряды — осветительный OECL 105 F1 (Obus Éclairant), дымовой на основе белого фосфора (по сути копия фугасного с другим наполненем) OFUM 105 F1 (Obus Fumigène) и тренировочный BSCC F1. Первый БОПС для танка разработали только к 1979 году. Хотя пушка и позволяла применять снаряды от английской L7 и её аналогов (впоследствии изобретённые БОПС за счёт большей длины ствола и шага нарезки были даже более эффективны). Притом, насколько мне известно, OCC 105 F1 подходил только к французскому орудию из-за особенности нарезки оного.

Спаренным с пушкой ставился пулемёт 12.7мм M2 Browning.

Вообще с пушкой связан один из разладов между двумя странами. Потому что французы хотели видеть на Europanzer пушку собственного производства, немцам французский вариант не особо нравился. Немцы были бы не против поставить собственную нарезну. пушку производства Rheinmetall, которую те в то время разрабатывали. По одним данным она должна была иметь возможность стрелять французскими кумулятивными снарядами, по другим данным — немецкими разрабатываемыми кумулятивными снарядами аналогичного устройства. Но программа была прекращена по разным причинам, в том числе из-за стоимости и возможных логистических накладок (с производством таких снарядов у немцев тоже не складывалось). И предусмотрительная закупка осенью 1962 года 1500 английских L7A1 со всей их номенклатурой боеприпасов окончательно решила этот вопрос.

В июле 1963 года программа совместной разработки европейского танка окончательно развалилась. Сначала Германия решила развивать свой собственный национальный танк, в тот же месяц аналогичное решение приняла и Франция. Разрабатываемый Францией проект переименовали сначала в AMX-63, потом в AMX-30 (где 30 – вес танка).

7 прототипов были изготовлены в промежуток между 1963 и 1965 годами (последние два сданы в 1965) как пред-серийные образцы. Они были переданы в 501e RCC (501e régiment de chars de combat). Совместные франко-германские испытания 10 прототипов (по 5 от каждой страны) проходили между августом и октябрём 1963 года при участии Италии, Голландии, Бельгии и США. Остановимся на пред-серийных машинах подробнее.

Из значимых изменений была переделана башня танка, которая стала более сплюснутой. На командирской башенке установлен зенитный пулемёт 7.62мм ААТ NF1. В официальном буклете на презентацию для армии предсерийной машины (которая состоялась 6-го июня 1963 года) имеется информация, что в будущем в башенку планировали ставить аж 20-мм пушку, чтобы командиру было совсем не скучно. Были планы и на 12.7-мм пулемёт, но обе идеи были довольно быстро заброшены, и 7.62-мм ААТ NF1 прописался окончательно.

Был заменён двигатель на 12-ти цилиндровый дизельный многотопливный Hispano-Suiza HS 110 мощностью 720лс в моноблоке с механической трансмиссией 5SD200D. Трансмиссия была создана фирмой ARE в 1957-1962 годах, и по всей видимости использовалась и на первых двух прототипах. В её состав входили двухдисковый главный фрикцион сухого трения центробежного типа, простая механическая пятиступенчатая коробка передач, механизм поворота дифференциального типа с двойным подводом мощности и два бортовых редуктора.

Надо сказать, что именно на трансмиссию впоследствии были все нарекания по надёжности танка. Она требовала как грамотного обслуживания, так и бережного отношения в применении. Что выливалось в постоянные технические поломки танков. Популярности танку это естественно не прибавило. Проблемы с трансмиссией были решены только в модификации AMX-30B2 аж в 1980 году.

На предсерийных прототипах так же были переделаны воздухозаборники, которые перенесли на МТО. Видимо догадались, что воздухозаборники по всему борту снижают и без того не выдающееся бронирование. Стоит обратить внимание на катки, которые постепенно видоизменялись и их было как минимум три разных типа. На пушке отсутствует кожух, который был установлен только на серийных машинах. Количество поддерживающих катков увеличили с четырёх до пяти.

Вообще, в танке используется весьма интересное решение по подвеске. Вместо того, чтобы городить частокол из торсионов, французы сгруппировали их, таким образом выиграв пространство внутри корпуса танка. Возможно, это позволило снизить высоту машины на несколько сантиметров:

Буквально на лбу башни над маской пушки был установлен массивный инфракрасный прожектор SOPEM/Sopelem PH-8-B. Даже если прожектор демонтирован, видны крепления для него над маской пушки. Створки прожектора можно было дистанционно открыть изнутри танка. В инфракрасном режиме прожектор был эффективен на расстоянии до 1000 метров, в режиме прожектора без использования инфракрасного фильтра — до 500 метров. Его можно было использовать для освещения в ночном бою, притом инструкция предписывала действовать группами по два танка — двое ведут стрельба, двое освещают, но длительность освещения не дольше 10 секунд.

И наконец в июне 1966, спустя три года после предсерийных машин, с производственной линии Ateiler de Roanne были выпущены первые серийные танки AMX-30. Чтобы не путаться в названиях, предсерийные танки назвали AMX-30A, серийные AMX-30B (от char de Bataille). В принципе, танк был готов к серийному производству и раньше, но возникли проблемы с финансированием и подготовкой заводов. И первые пять лет танк выпускался в количестве всего 10-15 танков в месяц. Что отнюдь не способствовало экспортному потенциалу.

Серийные танки отличались установкой защитного кожуха пушки. На верхнем лобовом листе корпуса размещалась крышка, которая надевалась на моторную плиту при хождении под водой. Выхлопные трубы были прикрыты дополнительными кожухами, хотя они встречаются и на предсерийных машинах. Могу предположить, что танкисты так и норовили наступить на выхопную трубу при проведении работ в МТО, и их решили оградить от посягательств. В очередной раз поменялось ограждение фар.

Думаю, не у меня одного возникли вопросы достаточной обзорности из танка при таком массивном прожекторе, явно заслоняющем вид из перископов комадирской башенки. И его переставили на борт башни. Мало того, поменяли и саму командирскую башенку. Изначальную низкую S-470 сменила более массивная TOP-7 (Tourelleau d’Observation Panoramique N°7), что ещё сильнее улучшило ситуацию с обзором.

В дальнейшем машины постепенно модернизировали, но это уже тема для отдельной статьи.

Из самых значимых модернизаций без смены индекса танка можно отметить, что в 1973 году спаренный пулемёт 12.7мм M2 Browning был заменён на спаренную пушку 20mm CN20 F2 (20mm M693 Model F2), которая могла использоваться в том числе для стрельбы по воздушным целям за счёт возможности наведения по высоте независимо от основного орудия на угол возвышения до 40 градусов.

Материал: https://thunder-games.livejournal.com/477786.html
Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Observer на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@newru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

You may also like...


Комментарии
Чтобы добавить комментарий, надо залогиниться.