Как немцы зажгли на Новый год

Если-бы кто-то решил провести конкурс на самый эффектный и зажигательный новогодний фейерверк, то, пожалуй, главным претендентом на победу стало бы командование Люфтваффе, организовавшее утром 1 января 1945 года массированный авиаудар по англо-американским аэродромам в Бельгии, Голландии и Франции. Расчет был на то, что после бурного празднования союзники вряд ли сумеют сохранить бдительность и боеспособность. Однако этот расчет не оправдался.

К концу декабря 1944 года немецкое контрнаступление в Арденнах, начатое двумя неделями ранее, стало выдыхаться. Авиация союзников обладала подавляющим численным перевесом и полным господством в воздухе. Под ее непрерывными ударами танковые и мотопехотные части Вермахта были вынуждены сперва замедлить темп наступления, а потом и вовсе остановиться, так и не решив поставленных задач. Чтобы переломить ситуацию, требовалось хотя бы на время вывести из игры англо-американские воздушные силы. Для этого была срочно разработана операция под кодовым названием «Боденплатте» (в переводе — «фундамент» или «опорная плита»), в ходе которой намечалось уничтожить вражескую авиацию на аэродромах или, по крайней мере, нанести ей такой урон, который заставят английские и американские ВВС резко снизить свою активность.

К операции привлекли всё, что можно было наскрести на Западном фронте — 1035 самолетов, в том числе 835 истребителей-бомбардировщиков. К тому времени немецкая штурмовая авиация испытывала острую нехватку летных кадров. Чтобы собрать необходимое количество экипажей пришлось даже привлечь летчиков из эскадрилий ПВО, которых не учили бомбить, а также — инструкторов летных школ и недоучившихся курсантов, еще не прошедших штурманскую подготовку и не умевших ориентироваться на местности. Из них этих курсантов сформировали группы, которым было приказано строго следовать в строю за лидером и бросать бомбы по его команде.

Операция готовилась в строгой тайне и это сыграло с немцами злую шутку, так как о «Боденплатте» не были предупреждены расчеты германской занитной артиллерии, прикрывавшие стартовые позиции ракет V-2 в Голландии. Когда на рассвете зенитчики увидели приближение воздушной армады, они приняли ее за вражескую и открыли ураганный огонь. В результате было сбито, по разным данным, от 17 до 35 «Мессершмиттов» и «Фокке-Вульфов», еще несколько десятков машин получили повреждения. В общем, с самого начала всё пошло наперекосяк. К исходу пятого года войны немецкий «орднунг» уже трещал и разваливался, допуская подобные промахи.

Некоторые группы так и не нашли своих целей, из-за чего три из семнадцати намеченных к атаке аэродромов остались невредимыми, а еще три получили лишь незначительные повреждения. Несколько эскадр вышли на цель с опозданием, позволив союзникам поднять в воздух истребители. Вести воздушные бои с подвешенными бомбами немцы не могли и им приходилось либо прорываться, очертя голову, как камикадзе, либо поспешно избавляться от боевой нагрузки, не выполнив задачу. Впрочем, и в этом случае у пилотов-недоучек почти не было шансов против «Мустангов», «Спитфайров» и «Темпестов». Многие участники налета из-за неопытности оторвались от своих групп и попросту заблудились, выработали горючее и совершили вынужденные посадки где придется, зачастую — на вражеской территории.

Все это вместе взятое привело к тому, что результаты «Боденплатте» оказались для немцев катастрофичными. Некоторые из участвовавших в нем эскадр потеряли до половины летного состава, а общий безвозвратный урон составлял 274 самолета и 213 летчиков, из которых 143 человека погибли и 70 попали в плен. Таких потерь за один день и в одной операции германская авиация не имела еще ни разу за всю войну. Особенно фатальной была гибель целого ряда опытных пилотов, вроде майора Гюнтера Шпехта — воздушного аса, имевшего на счету 34 воздушные победы, в том числе 11 «Летающих крепостей».

Чоюзники потеряли 305 самолетов различных типов, уничтоженных на земле, 15 истребителей, сбитых в воздушных боях, и еще шесть, разбившихся по техническим причинам, либо — из-за ошибок пилотирования. Это было менее трех процентов от общей численности англо-американских ВВС на Западноевропейском театре военных действий. Безвозвратные потери летного состава составляли всего 11 человек: девять англичан, один американец и один поляк. Таким образом, союзники потеряли больше техники — 326 машин против 274, но их потери в летных кадрах оказались в 25 раз меньше, чем у немцев. Такое соотношение означало, что операция «Боденплатте» потерпела полный крах, особенно, с учетом десятикратного численного перевеса ВВС антигитлеровской коалиции на Западном фронте.

В итоге, «Боденплатте» стала не опорной, а могильной плитой, накрывшей ударную авиацию Люфтваффе. Но прощальный салют получился впечатляющим.

boden
Немецкие самолеты, принимавшие участие в операции «Боденплатте». Внизу — один из реактивных бомбардировщиков Арадо-274, нанесших утром 1 января 1945 года отвлекающий удар по городу Антверпен.

bodenplatte-debacle-at-y-29-2__29432.1453220186.1280.1280

«Фокке-Вульфы» и «Мессершмитты» атакуют американский аэродром.

263f1521a98417f983212f42b691c130

31925

Английские истребители-бомбардировщики «Тайфун», сгоревшие при штурмовке аэродрома «Эйдховен». Всего на этой авиабазе было уничтожено 26 «Тайфунов» и четыре истребителя «Спитфайр» в варианте фоторазведчика. Еще один «Спитфайр», успевший взлететь, погиб в воздушном бою с «Фокке-Вульфами». Атака «Эйдховена» — один из наиболее удачных для немцев эпизодов операции «Боденплатте». На большинстве других атакованных аэродромов потери союзников были гораздо меньше.

Metz_Airfield_-_Destroyed_P-47s_Operation_Bodenplatte

Два из двенадцати американских «Тандерболтов», сожженных на аэродроме «Метц-Фрескати».

wpid-wp-1422870069455

Английский связной самолет Авро «Энсон», уничтоженный на аэродроме «Брюссель-Мельсброк».
Далее — самолеты Люфтваффе, сбитые или совершившие вынужденные посадки на вражеской территории в ходе операции «Боденплатте».

black12

Bf-109G14-13.JG53-(W13+-)-Herbert-Maxis-784993-Bodenplatte-1945-00

Messerschmitt

Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Postwar на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@newru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

You may also like...


Комментарии
Чтобы добавить комментарий, надо залогиниться.