Летающий броненосец кайзера

Рассказ о бронированных штурмовиках Первой мировой войны будет неполным без упоминания о самой выдающейся и наиболее совершенной машине данного класса Junkers J.I, появившейся на западном фронте в августе 1917 года. В отличие от самолетов фирм «Альбатрос» и AEG она была цельнометаллической, а ее крылья не имели расчалок. Можно сказать, что эта машина опередила свое время на полтора десятилетия, но отсутствие адекватной силовой установки помешало ей полностью раскрыть свой потенциал.

200-сильный мотор Benz Bz-IV, стоявший на «бронеюнкерсе», был слишком слаб для довольно крупного аэроплана со взлетным весом 2200 кг, однако ничего более мощного немецкие моторостроители в то время предложить не смогли. Поэтому J.I обладал невысокими летными данными, поднимал незначительную бомбовую нагрузку, а главное — ему требовалась очень большая взлетная дистанция. Из-за этого он не мог базироваться на коротких прифронтовых взлетно-посадочных полосах. Экипажам обычно приходилось подолгу лететь к своим целям с тыловых аэродромов, впустую расходуя бензин, которого на борту и так было немного. Соответственно, сокращалось время «обработки» целей.

Однако защищенность машины была выше всяческих похвал. Вот, что писал один из пилотов J.I после очередного боевого вылета: «28 марта 1918 года мы вылетели на поддержку пехоты, высота была не более 80 метров. Мой самолет получил свыше 100 попаданий из зенитных пулеметов, но ни одно из них не нанесло ему серьезных повреждений. Я убежден, что только машина Юнкерса в такой ситуации смогла сохранить мне жизнь. Никакой другой самолет не выдержал бы столь плотного огня».

Всего до конца войны успели построить и отправить на фронт 189 бронированных «Юнкерсов». Еще 38 машин сделали уже после перемирия, но их немцам пришлось уничтожить в соответствии с условиями Версальского мирного договора.

Бронекорпус «Юнкерса» J.I, собранный из стальных листов толщиной от 4 до 5,5 мм, полностью закрывал снизу и с боков двигатель, бензобак и кабину экипажа. Радиатор, укрепленный под верхним крылом, также размещался в броневом кожухе.

Бронекорпус "Юнкерса" J.I

Бронированные «Юнкерсы» использовались не только для разведки, штурмовки и корректировки артогня, но и для оперативного снабжения передовых частей. Для упрощения транспортировки J.I имел разборную конструкцию. Консоли крыльев и стабилизатора укладывались вдоль фюзеляжа.

Союзники смогли дать ответ немецким «летающим танкам» лишь в самом конце войны. Первая эскадрилья английских бронированных штурмовиков Сопвич TF.2 «Саламандра» попала на фронт за две недели до окончания боевых действий. Никакой роли в боевых действиях она уже не сыграла. В отличие от немцев, англичане сделали свой штурмовик на базе одноместного истребителя «Снайп» с ротативным двигателем воздушного охлаждения.

Бронекоробка «Саламандры» защищала летчика, бензобак и патронные коробки пулеметов. Мотор находился вне бронекорпуса и был прикрыт только легким алюминиевым капотом. Англичане считали, что двигатели с воздушным охлаждением менее уязвимы, чем «жидкостники», а потому в бронезащите не нуждаются. Аналогично рассуждали в КБ Ильюшина, создавая через 24 года вариант штурмовика Ил-2 со звездообразным мотором М-82, который тоже не был бронирован. Однако, по ряду причин, этот самолет так и не не запустили в серийное производство. «Саламандр» же построили довольно много — 419 штук, но в связи с окончанием войны большинство из них сразу отправили на базы хранения, а оттуда через некоторое время — на свалку.

Источник материала
Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Ruwar на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@proru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

Комментарии

Подписка
avatar
wpDiscuz