ОБТ Leopard 2: мечты и реальность

Сразу после завершения экспериментальной разработки Keiler совместный германо-американский проект MBT70 был закрыт. После чего Германия решила продолжить работы, начатые по программе Keiler, в рамках нового проекта, получившего название Leopard 2K (Kanone — пушка). Компания Krauss-Maffei была определена головным предприятием по разработке нового ОБТ, после чего в 1969 году было заказано в общей сложности 7 опытных прототипов. Пять машин были заказаны с 105-мм пушками и две с новыми 120-мм орудиями. В 1970 году был подписан дополнительный контракт на 10 предсерийных машин. Поскольку все машины были разными и на них проверялись различные новые технологии, то все 17 танков, в конечном счете, получили статус «прототипов» и специально для войсковых испытаний машины уже не изготавливались.

Более длинный список содержал требования к новой машине и применению определенных компонентов. По логистическим соображениям танк с максимальной боевой массой 45 тонн должен был попасть в категорию MLC50. Предполагалось, что будет установлен двигатель MB 873 Ka-500, разработанный в рамках проекта MBT70. Также должна была быть установлена трансмиссия HSWL 345 разработки компании Renk.

Это решение было мотивировано главным образом повторным использованием, по крайней мере, некоторых технологий проекта MBT70. Германия имела определенный опыт с этим силовым блоком и оба компонента работали превосходно. Недостатком был огромные размеры, что означало глубокую доработку конструкции корпуса платформы Keiler.

Требования к башне были довольно схожими с теми требованиями, которые выдвигались к башне Keiler. Они предусматривали установку системы управления огнем, прицела наводчика EMSES-12, прицела командира PERI-R12, электрогидравлических приводов башни со стабилизированной пушкой и аналоговым компьютером управления огнем.

Глядя на эти требования, неудивительно, что первые официальные прототипы Leopard 2 были весьма похожи на машины Keiler. Основное отличие заключалось в корпусе, который должен был принять большой двигатель варианта Leopard 2. Корпус в задней части был поднят, а решетка выпускного коллектора была уплощена, но при этом стала шире. Передняя часть корпуса была немного изменена, наклон передних броневых плит был уменьшен. Лобовой броневой лист закрывал теперь большую площадь корпуса в передней его части.

В период с 1972 по 1974 год были поставлены 17 прототипов Leopard 2. Корпуса и башни поставлялись отдельно и необязательно проходили испытания в составе одной машины. В конечном счете, было изготовлено только 16 корпусов, корпус №12 так и не был построен. С другой стороны все 17 башен были переданы для войсковых испытаний. Разные комбинации башен и корпусов позволяли испытывать широкий набор различных конфигураций. Это стало возможным за счет полной совместимости корпусов и башен. Танки имели в начале определенную конфигурацию, а затем корпуса и башни интенсивно перемешивались.

Корпуса были более или менее одинаковыми, они отличались лишь броневыми материалами, гусеницами, опорными катками, а также вспомогательной силовой установки (ВСУ). Только о корпусах под номерами 11 и 17 необходимо упомянуть отдельно, поскольку они получили гидравлическую подвеску, которая была в свое время разработана для проекта MBT 70. Она позволяла поднимать или опускать переднюю часть или весь корпус. К сожалению, на то время технологии были самыми передовыми, поэтому возникало множество технических проблем и их необходимо было решать. Наконец было принято решение использовать более отработанную и более надежную торсионную подвеску, после чего позднее она дошла до серийного производства.

В 1973 году между Германией и США был подписан контракт с целью обеспечения, по меньшей мере, высокого уровня совместимости начатых в каждой из стран проектов разработки. По одному из пунктов контракта Германия поставила опытный корпус №7 в США. При сравнении этого корпуса с корпусами, используемыми для более поздних прототипов XM1, влияние немецкого стиля проектирования на американские танки вполне очевидно. Конечно, это никогда не будет подтверждено американской стороной.

Более значительные усовершенствования, чем те, что реализованы на корпусах, можно увидеть при взгляде на опытные башни проекта Leopard 2. Первоначально они были весьма похожи на башню танка Leopard 1A4. Командир имел прицел PERI-R12, а наводчик свой EMES 12 с оптическим дальномером. До башни №10 в качестве дополнительного прицела стрелка-наводчика использовалась модель FERO Z12A1, позднее она уступила место более простой модели TZF 1A. Компаниями AEG и Elektro-Zeis были изготовлены два разных пассивных ночных прицела, испытывавшиеся в двух разных башнях. Ночные прицелы устанавливались вместе с прожекторами в задней части башни и при необходимости снимались.

Все прототипы Leopard 2 были оборудованы современной СУО. Различные датчики, как например датчики давления воздуха, бокового ветра или температуры пороховой смеси, непрерывно передавали точные значения, которые учитывались при расчете прицельной точки. Эта довольно сложная система обеспечивала существенное повышение точности основного вооружения. Стереоскопическое изображение прицела наводчика позволяло своевременно и более точно обнаруживать и захватывать цели. Бинокулярный прицел снижал усталость и продлевал работоспособность наводчика. Все эти идеи и новые технологии могли бы вывести танк Leopard 2 на новый уровень огневого могущества и эксплуатационной готовности. Но в то время конструкторы остались верны старому, доброму оптическому дальномеру. Он доказал свои возможности и был очень точным. Но как следствие, измерение дальности могло выполняться только во время остановки танка. Сражаться с современной армией в движении не представлялось возможным. Еще один недостаток заключался в используемой системе стабилизации. Прототипы Leopard 2 имели стабилизированную основную пушку, связанную с прицелом наводчика механическим приводом. Это означало, что система должна была стабилизировать большую массу основной пушки, что не способствовало повышению общей точности. Поскольку передаваемые данные были, тем не менее, точнее данных сравнимых систем, никто не подвергал сомнению уместность подобной схемы.

Первые десять опытных башен были оснащены 105-мм гладкоствольной пушкой без эжекционного устройства. На последние семь башен, в конечном счете, была установлена 120-мм гладкоствольная пушка. Эта новая система вооружения с самого начала подтвердила свои характеристики, тем самым, превзойдя своих оппонентов.

Прототип танка Leopard 2 с установленной 120-мм гладкоствольной пушкой

Прототип танка Leopard 2 с установленной 120-мм гладкоствольной пушкой

Вспомогательное вооружение прототипов состояло из одного спаренного 7,62-мм пулемета, зенитный пулемет не устанавливался. Еще одна интересная деталь – установка небольшого гранатомета на крыше башни. Конструкция была схожа с конструкцией для проекта Keiler. Гранатомет устанавливался за люком заряжающего на вращающейся опорной плите, которую можно было поворачивать изнутри башни. Экипаж мог вести огонь различными типами боеприпасов, как дымовыми, так и осколочно-фугасными. Эта разработка была позднее остановлена и в серию не пошла.

Башня №11 также была вооружена 20-мм автоматической пушкой, установленной на крыше башни. Это оружие было очень точным, но ее размеры и размещение боекомплекта повлекли за собой ряд проблем. Эта разработка также не пошла в серию.

Особо стоит отметить модификации, проведенные на башне №14. Эта платформа стала первой, где был учтен боевой опыт, полученный в войнах на Ближнем Востоке. С целью повышения уровня защиты экипажа башня была доработана и получила новую разнесенную броню, которая существенно улучшила защиту от кумулятивных снарядов. Кроме того, были установлены электрические приводы башни, заменившие собой гидравлическую систему.

Прототип танка Leopard 2 №14 с модифицированной башней №14

Прототип танка Leopard 2 №14 с модифицированной башней №14

Также танк получил новый прицел EMES 13, в состав которого входил корреляционный дальномер. Этот совершенно свежий продут инженерной мысли позволял очень точно измерять дальность даже во время движения. Но из-за высокой стоимости позже был интегрирован лазерный дальномер, а корреляционный оптический дальномер был предан забвению.

Испытания новых машин проводились в период с 1972 по 1975 год в различных климатических условиях в Германии, Канаде и США. За 10000 часов испытаний было пройдено 12000 км и отстреляно 11000 снарядов. Но только сравнение с проектом XM1 и новые требования, выдвинутые американской армией, позволили, наконец, довести танк до совершенства.

Leopard 2AV
Первое появление: 1976 год

Leopard 2AV

Leopard 2AV

В 1973 году Германия и США начали оценку совместимости систем для будущих танков Leopard 2 и Abrams M1. Уже год спустя Соединенные Штаты провели прямое сравнение немецкого танка с прототипами XM1. Одной из основных его целей была оценка возможной эксплуатации танка Leopard 2 в американской армии. Для того чтобы воплотить это в реальность, необходимо было выполнить различные и довольно несовместимые требования и доработать под них танк Leopard 2 соответствующим образом. В конечном счете, было принято решение изготавливать и модернизировать танки на основе уже имеющихся планов и не разрабатывать совершенно новую машину. Основные требования, предъявляемые американцами к машине, заключались в улучшенной защите экипажа, использовании лазерного дальномера и интеграции другой системы стабилизации.

Всего в Германии и США было изготовлено и испытано два корпуса и три башни. Эти машины также были использованы для подготовки серийного производства Leopard 2 и проверки последних модификаций. Поскольку по этому проекту были построены упрощенные или «аскетичные» вариант Leopard 2, он получил обозначение Leopard 2AV (austere version – упрощенный вариант).

Корпуса №19 и №20, а также башня №20 были поставлены в США для испытаний. Корпус №19 и башня №20 были поставлены как одна машина; корпус №20 получил весовой муляж башни для проведения механических и динамических испытаний в реальных условиях. Второй танк был также поставлен для испытаний на бронепробиваемость.

В результате, дополнительные требования, выдвинутые американской армией, доступ к американским технологиям, а также разработка платформы Leopard 2AV стали настоящей находкой для Германии, поскольку они придали новому танку окончательный облик. Без этого проекта танк Leopard 2 был бы в меньшей степени бронирован, имел бы менее мощную СУО и только оптический дальномер. Поэтому Германия должна благодарить США за проведенные совместную работу и испытания. Но в тоже время были ли немцы разочарованы в связи с выбором американцами проекта XM1 в качестве своего основного боевого танка?

После испытаний платформы AV Германия сразу же начала подготовку к серийному производству и постройке необходимых производственных мощностей. Насколько Leopard 2AV был близок к первым серийным вариантам Leopard 2, можно легко заметить при сравнении изображений двух танков, хотя на танке Leopard 2 были проведены различные усовершенствования еще до того, как первый танк вышел из стен завода. Но они были достаточно мелкими и скорее должны называться оптимизацией, чем развитием проекта.

Конструкция

Leopard 2AV с конструктивной точки зрения довольно сильно похож на предыдущие прототипы Leopard 2. Но новые требования, связанные с повышением уровня защиты, привели к изменению конструкции корпуса и башни. Корпус почти идентичен более позднему корпусу серийного производства. В отличие от остальных прототипов передний лобовой лист имеет больший наклон между двумя гусеницами. Борта корпуса вертикальны, что позволяет проще интегрировать броневые модули и топливные баки.

Башня установлена по центру корпуса и за счет этого был получен оптимальный центр тяжести. За ее основу был взят прототип башни №14. В связи с установкой разнесенной брони башня имеет специфическую форму. Передняя часть имеет наклон к бортам, при этом борта башни прямые.

Силовая установка

Был установлен проверенный дуэт из двигателя MB873 Ka-500 и трансмиссии HSWL354. Здесь не планировалось уступать американским партнерам, а наоборот дать им четкий сигнал.

СУО

Leopard 2AV оборудован аналоговым компьютером, взятым с танка Leopard 1A4. Так как американская армия потребовала упростить систему, почти все датчики для измерения внешних параметров были сняты за исключением датчиков температуры пороховой смеси и измерения скорости бокового ветра. Башни № 19 и 21 были оборудованы новым прицелом EMES 15 от компании Hughes. Он имел блок зеркал со стабилизацией по двум плоскостям, дневной канал и лазерный дальномер. Это позволило получить новые возможности, но также привело к некоторым ограничениям. Новый прицел имел только один объектив, который не был способен создавать стереоизображения, и поэтому на распознавание целей уходило больше времени. Чтобы облегчить работу наводчика в прицеле была установлена бинокулярная насадка. Так как лазерный дальномер использовал стабилизированный блок зеркал прицела, теперь стало возможным измерение дальности во время движения. То есть самым заметным улучшением в СУО стал блок зеркал. Поскольку он имел относительно небольшую массу, то стабилизация стала менее сложной по сравнению со стабилизацией основной пушки. Результаты стабилизации стали существенно лучше и, как следствие, повысилась точность. Чтобы использовать полностью возможности прицела, его сделали ведущим элементом при стабилизации тяжелого основного вооружения. Прицел и пушка больше не имели механической связи. Блок зеркал прицела наводчика стабилизирован, а полученные данные позиционирования выдаются в СУО. Далее учитываются такие дополнительные параметры, как упреждение и угол вертикального наведения, и рассчитывается прицельная точка основного орудия. Это значение передается на приводы пушки, которые и направляют ее на цель. СУО машины Leopard 2AV также шло с постоянно активированным динамическим углом упреждения, поскольку этот параметр предпочитали американские военные.

Башня, прошедшая испытания только в Германии, была оборудована немецким прицелом EMES 13A1 с лазерным дальномером. Он был менее мощным, чем EMES 15 и поэтому не вошел в окончательную конфигурацию Leopard 2.

Все башни проекта AV получили PERI-R12A1 в качестве командирского прицела. Независимо стабилизированный дневной канал позволял задействовать его в поисково-ударном режиме.

Вооружение

Башня №19 была вооружена 105-мм нарезной пушкой L7A3. Она была знакома разработчикам еще с проекта Leopard 1 и соответствовала строгим требованием американской армии. Танк был вооружен этой пушкой на протяжении всех испытаний. Позже в эту башню установили новую 120-мм пушку и повторно провели с ней оценочные испытания на корпусе №7. Новые испытания ясно показали превосходство этой новой пушки. Прототип башни №20 проекта Leopard 2AV был также вооружен 105-мм пушкой, но испытывался только в Германии. Башня №21, ставшая финальным прототипом башни для танка Leopard 2, была поставлена с 120-мм гладкоствольной пушкой. Она стала единственным предсерийным образцом, выбранным для проекта Leopard 2.

Вспомогательным вооружением AV были три пулемета MG3A1. Один был установлен соосно с основной пушкой. Второй был установлен на люке заряжающего и выполнял задачи ближней ПВО. А чтобы американцы не были лишены своей обязательной игрушки, для них третий пулемет был установлен на командирском люке.

Экипаж

Экипаж Leopard 2AV состоит из четырех человек: командир, стрелок-наводчик, заряжающий и механик-водитель. Места экипажа располагаются также как в других вариантах Leopard 2. Изменения заключались лишь в том, наводчик получил новый прицел, а у заряжающего была убрана система подсказок по заряжанию.

Защита

С целью соответствия новым требованиям к защите корпус и башня Leopard 2AV были доработаны. Броня корпуса была оптимизирована для защиты от мин, а по лобовой дуге – от кумулятивных снарядов. Передняя часть башни была доработана для защиты от кумулятивных и бронебойных снарядов. Это было достигнуто за счет оптимизации ее формы и установки разнесенной брони. Башня платформы AV эквивалентна башне №14 ранних прототипов Leopard 2, но имеет более толстую лобовую броню. Еще одно новшество – это установка для боекомплекта танка закрытого контейнера с вышибными панелями. Он разместился слева в корме башни и доступ к нему получил только заряжающий. Остальные снаряды разместили в передней части корпуса слева от водителя.

Средства связи

В танке Leopard 2AV была установлена стандартная система внутренней связи. Каждый член экипажа имел шлемофон с ларингофоном. Кроме того, были установлены две радиостанции.

Сравнение

Leopard 2AV оценивался в сравнении с двумя прототипами XM1. Немецкий проект показал себя более продвинутым. В связи с продолжительной разработкой и большим количеством прототипов для испытаний проект Leopard 2AV был гораздо более зрелым с технической точки зрения, он имел превосходную эргономику и подвижность и существенно большее огневое могущество при установке 120-мм гладкоствольной пушки. Ни один из прототипов танка XM не имел поисково-ударного режима. Американские танки имели лучшую защиту лобовой проекции, а 105-мм пушки были более точными на ближних дистанциях.

Leopard 2AGT
Первое появление: 1977

Одна из частей контракта между Германией и США по стандартизации компонентов перспективного ОБТ предусматривала интеграцию силовых установок. Чтобы не огорчать американских партнеров, Германия согласилась оборудовать и испытать один танк Leopard 2 силовой установкой танка M1 Abrams.

В 1977 году опытный образец был оснащен силовым блоком от платформы XM1, состоящим из газотурбинного двигателя AGT1500 и трансмиссии X1100. Эта работа потребовала полной перекомпоновки задней части корпуса. Турбина и особенно выхлопной коллектор были выше обычной комбинации трансмиссия/радиатор. Также задняя часть корпуса должна была быть открыта для выброса отработавших газов. Наконец, воздушные фильтры были доработаны, но так и не показали ожидаемых характеристик.

Оценочные испытания танка показали недостатки этого силового блока и стало понятно, что он не подходит для установки на Leopard 2. Газотурбинный двигатель AGT1500 развивал очень хороший крутящий момент, но потребление топлива было гораздо больше, чем у немецких дизельных двигателей. Установка ВСУ на танк Leopard 2 не планировалась, хотя один из важнейших боевых сценариев предусматривал занятие оборонительной или наблюдательной позиции. В этом случае пока танк стоит на месте, двигатель должен работать. Дизельный двигатель в этом случае расходовал бы много топлива, вращая электрогенератор, но турбина, скорее всего, «сожгла» бы в два-три больше.

Трансмиссия X1100-3B при работе с газотурбинным двигателем также не показала себя должным образом. Нагрузочные характеристики были неудовлетворительными, а тормоза слабыми. Немецкие дорожные правила весьма строги и транспортным средствам на дорогах с твердым покрытием необходимы мощные тормоза.

Не совсем понятно, надеялся ли всерьез кто-либо из американских партнеров, что Германия перейдет на газотурбинный двигатель для танка Leopard 2. Результаты были предсказуемы и итог не удивителен. Оценочные испытания завершились очень быстро, после которых газотурбинный двигатель не был рекомендован для установки на танк Leopard 2.

Продолжение следует…

Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Ruwar на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@proru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение Наша компания предлагает куплю диплом о высшем образовании на любой выбор, действуют скидки. будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

Комментарии

Подписка
avatar
wpDiscuz