Башня: обитаемая или дистанционно управляемая?

Споры о том, должны ли боевые машины иметь обитаемые или дистанционно управляемые башни, не утихают. Несмотря на все установленные в башне сенсоры, необходимо ли стрелку видеть цель напрямую?

Необитаемые башни, способные принять крупнокалиберное вооружение, стали реальностью, а преимущества и недостатки обитаемых и необитаемых башен горячо обсуждаются как военными, так и производителями.

Технологии башен быстро развивались в последнее десятилетие, особенно стоит отметить прогресс в ряде областей, начиная от прицельных комплексов и кончая боеприпасами. Несомненно, разработки будут продолжаться и в предстоящие годы.

Одна из самых заметных тенденций заключается в применении необитаемой или дистанционной технологии на более крупных башнях, что ранее было уделом относительно небольших дистанционно управляемых боевых модулей (ДУБМ).

Логика, стоящая за этим, заключается в том, что необитаемая башня возможно легче, что позволяет более крупные дистанционно управляемые модели устанавливать на машины меньших размеров. В этом случае оператор может оказать на цель большее летальное воздействие, оставаясь под защитой корпуса машины.

Оставаясь внутри

«Защита своих сил до сих пор является единственным и самым важным элементом в активных боевых операциях. Обеспечение безопасности солдата позволяет лучше сосредоточиться на боевой задаче, провести более тщательное наблюдение и оценку ситуации перед ее выполнением», – рассуждает Памела Уиллгос, исполнительный вице-президент компании Kongsberg Protech Systems.

Норвежская компания Kongsberg известна прежде всего своим ДУБМ Protector, который был поставлен в больших количествах в бригады Stryker американской армии, хотя ее более крупная среднекалиберная башня Protector MCT массой 2000 кг недавно была выбрана для программы повышения летальности машины Stryker, поскольку возможность установки пушки калибра до 40 или 50 мм позволит машине прибавить боевые качеств, которых серьезно не хватало до настоящего времени, и при этом сохранить уровень защиты экипажа.

Кроме пушки в башню Protector MCT можно устанавливать системы постановки дымовой завесы, спаренный пулемет, различные сенсоры и системы идентификации угроз, рассказывает Уиллгос. Предварительный анализ проекта ДУБМ Kongsberg MCT-30 с 30-мм пушкой Orbital ATK был завершен в начале этого года в Норвегии.

Успех компании Kongsberg в программе Stryker подтвердил, что дистанционные технологии становятся более приемлемыми для транспортных средств и вполне есть основания полагать, что больше стран пойдут по этому пути в будущем.

«В бронированной машине стрелок-наводчик является важным элементом и при этом он чрезвычайно уязвим. Дать возможность эффективной работы из-под защиты брони машины – вот что лежало в основе разработки дистанционных систем вооружения, – добавила Уиллгос. – Доступная дистанционная технология пока не используется в полную силу, но мы ожидаем, что тенденции в этом направлении сохранятся и продолжится разработка система с большим уровнем автономности».

Появляются вопросы

Итальянский концерн Leonardo (бывший Finmeccanica) предлагает необитаемый вариант своего семейства башен Hitfist, получивший обозначение OWS (Overhead Weapon System). В компании говорят, что она может быть установлена на любую колесную или гусеничную машину, а ее основным вооружением является 25-мм или 30-мм пушка.

В концерне Leonardo также сообщили, что системой могут дистанционно управлять один или два члена экипажа. Впрочем, там считают обязательным доступ оператора в башню OWS через специальный люк, который позволяет иметь прямой круговой обзор поля боя, загружать боекомплект или выполнять несложное обслуживание.

Здесь уже все зависит от личных предпочтений военных. В случае с ДУБМ меньших размеров, вооруженных 5,56-мм или 7,62-мм пулеметом, оператор может быть счастлив сидеть внутри корпуса и смотреть наружу при помощи системы камер. Но в случае с более крупной башней с 20-40-мм пушкой с большей дальнобойностью оператор может захотеть осмотреть поле боя собственными глазами, чтобы лучше оценить текущую обстановку.

Следовательно, при разработке дистанционно управляемых башен производители должны будут решать следующие вопросы: предоставлять ли пространство для оператора и давать ли возможность для перемещения его в башню с люком на крыше, чтобы при необходимости можно было оценить обстановку снаружи машины; должны ли крупные башни быть полностью необитаемыми; и необходимо ли принести в жертву уровень защиты экипажа с целью сохранить полные возможности машины.

Технический руководитель направления систем вооружения в турецкой компании FNSS Ойкун Эрен сказал, что дистанционно управляемые башни имеют ряд недостатков. Например, поскольку экипаж размещается в корпусе, он полностью зависит от сенсоров и оптико-электронных систем в отличие от традиционной двухместной компоновки, когда наблюдение может вестись с высшей точки машины или через перископ. Это «обеспечивает важное преимущество в контексте ситуационной осведомленности».

По этому пути следует компания FNSS, разрабатывающая модульную башенную систему под названием Teber, которая может быть предложена как в необитаемом, так и в обитаемом варианте с вооружением разного калибра. Прототип башни Teber в двухместной конфигурации вооружен 30/40-мм пушкой MK44 с цепным приводом и имеет систему управления огнем, позволяющую вести борьбу с целями в поисково-ударном режиме.

Преимущества по массе?

Эрен также не согласен с тем аргументом, что дистанционные башни имеют преимущество по массе по сравнению с обитаемыми башнями. Это правда что необитаемые системы исключают необходимость в корзине башне, сиденьях экипажа, люках и перископах, но с другой стороны вы теперь должны установить два сиденья для командира и стрелка в корпусе наряду с необходимым им оборудованием, например дисплеями.

«Фокус в том, что уменьшение уровня защиты для необитаемой башни позволяет снизить общую массу, – продолжил он. – Когда экипаж внутри корпуса и у вас есть возможность понизить уровни защиты, тогда вы сможете значительно выиграть по массе за счет установки дистанционной башни вместо обитаемой».

«Решение какую башню ставить, обитаемую или дистанционно управляемую, должно основываться на конфигурации и задачах конкретной машины», – уточнил Эрен. Например, дистанционные башни могли бы быть хорошим решением на командирских платформах, где необходимо больше пространства для рабочих мест и т.д. Это подошло бы и для разведывательной платформы с множеством оптических и оптико-электронных систем.

Впрочем, для БМП в чистом виде, сражающихся «на равных с вражескими машинами двухместные башни дают большую ситуационную осведомленность, а контроль над полем боя позволить получить решающее преимущество». Это также верно и для разведывательных машин, которые теоретически имеют возможность вести огонь по противнику.

В сегменте среднего калибра компания FNSS предлагает совершенно новую систему – одноместную башню Saber, вооруженную пушкой с цепным приводом M242 Enhanced Bushmaster 25-мм и спаренным 7,62-мм пулеметом. Башня Saber была выбрана неназванной страной с Ближнего Востока. «Также недавно завершены испытания башни Saber у заказчика с Ближнего Востока, и в скором времени мы ожидаем позитивное решение», – сообщил Эрен.

Башни против дронов

Роботизированные машины изменили лицо военных действий. Это двояко влияет на конструкцию башен: первое, заставляет производителей искать лучшие способы уничтожения беспилотных летательных аппаратов (БЛА); и второе, компании анализируют возможность интеграции в будущем в роботизированные машины башенных технологий.

«Новой целью в наши дни является дрон, – утверждает руководитель развития башенных систем в компании Nexter Оливье Лекё. – Если вы хотите уничтожить дрона, то это не так-то просто».

Он считает, что в будущем рынок боеприпасов среднего калибра превзойдет по размерам рынок крупнокалиберных боеприпасов. Причина частично заключается в том, что средние калибры имеют преимущество в борьбе с БЛА, которые, как правило, представляют собой малоразмерные цели. Особое место здесь занимают снаряды воздушного подрыва, которые являются, например, частью 40-мм системы вооружения CTAS с телескопическими боеприпасами компании CTA International.

«Невозможно уничтожить дрона крупным калибром, – продолжил он. – Это преимущество калибра 40 мм. Вот почему рынок среднекалиберных боеприпасов в будущем будет более важен, чем рынок крупных калибров».

Ведущий инженер проекта CV90 в компании BAE Systems Дэн Линделл подчеркнул важность боеприпасов воздушного подрыва, системы автоматического сопровождения и других автоматических систем для борьбы с беспилотными системами.

«БЛА уже находят широкое применение, и я полагаю это только начало… вы должны их сбивать. Поэтому все больше и больше башенных систем пойдут по пути башен бронемашины CV90, в которые со временем были добавлены противовоздушные возможности», – сказал он.

Впрочем, вполне вероятно, что в будущем в сами необитаемые системы будут включены элементы башенных технологий. Директор по развитию бизнеса Ричард Мьюир в компании Lockheed Martin отметил, что роботизированный аппарат поддержки отделения Squad Mission Support System разработан для выполнения целого ряда задач. На него можно было бы установить ДУБМ или небольшую необитаемую башню. «Нет причин, не позволяющих вам в перспективе установить на него вооружение».

Коммерческий директор компании CTA International Дэвид Кофтри сказал, что он «может представить машину с очень низким профилем с башней, вооруженной нашей пушкой, управляемой автоматически или дистанционно», хотя это относится к не очень близкому будущему.

В поле зрения

Господин Эрен сказал, что одной из основных сфер технологического развития в прошедшем десятилетии стали прицельные комплексы с панорамными прицелами для командира и продвинутые системы автоматического сопровождения целей, которые когда-то были доступны только на танках, а «в настоящее время интегрируются в среднекалиберные башни боевых машин пехоты».

Также бурно развивались технологии систем управления огнем (СУО), компьютеры которых способны проводить почти мгновенные баллистические вычисления с учетом скорости ветра, температуры и других факторов. Повысилась также летальность башен, в которые все чаще устанавливается вооружение калибров 30 мм, 35 мм и 40 мм.

Господин Лекё сказал, что когда дело доходит до сравнения обитаемых башен с дистанционно управляемыми, то «на данном этапе способность видеть напрямую очень важна, так как качество восприятия человеческого глаза лучше, чем у любого прицела». Впрочем, он заметил, что это может измениться в будущем, поскольку технологии продолжают развиваться. «Через пять-шесть лет возможно положение дел изменится и техническое зрение компьютеров улучшится».

Лидирующей башней в портфолио компании Nexter является модель T40, выбранная французской армией для своей перспективной разведывательной машины Jaguar. Эта модель уже устанавливается на бронетранспортер VBCI-2 (Vеhicule Blindе de Combat d’Infanterie), где она вооружена 40-мм системой с телескопическими боеприпасами Cased Telescoped Armament System (см. раздел «Вооружение башни»).

Компания BAE Systems Hаgglunds, изготавливающая БМП CV90, не видит никакой необходимости установки на машину необитаемой башни. Ведущий инженер проекта CV90 в компании сказал: «Мы изучили несколько, но до сего дня в сегменте БМП не было требований от заказчиков… Напротив, пока предпочтительны обитаемые башни. Впрочем, у нас нет проблем в поставке заказчикам также необитаемой башни».

Компания Hаgglunds изготавливает несколько моделей башен, от 30 и 35 мм до сдвоенных 120-мм минометов. Линделл сказал, что оба типа башен, как обитаемые, так и не обитаемые, имеют преимущества и что «если дело касается живучести экипажа башни, тогда его лучше спустить вниз в шасси». Впрочем, когда дело касается ситуационной осведомленности «все же глаза и мозг более совершенны, чем электроника на борту». Тем не менее, он заметил, что компания попробовала автоматизированные системы в такой сфере как обнаружение угроз и видит здесь большой простор для их совершенствования.

Ограниченная видимость

Малькольм Робинсон, главный инженер в компании Lockheed Martin (LM) UK, согласился, что необитаемые башни могут накладывать ограничения на ситуационную осведомленность. Он рассказал, что примерно 10 лет назад участвовал в проекте, которым предусматривалось установка полностью необитаемых башен на машину, разрабатывавшуюся в рамках британской программы Scout (с тех пор развилась в проект Ajax).

«В то время действительно возникла серьезная проблема, поскольку ситуационная осведомленность критична для трех членов экипажа (если учитывать водителя). Необитаемые башни имели очень значительное ограничение. Прежде всего, если вы сажаете командира, разведчика и водителя в корпус, у них получается очень ограниченное поле зрения даже с современными стабилизированными системами наблюдения. И хотя вы можете предоставить экипажу информацию со всех мыслимых сенсоров, у него всё равно будут очень ограниченные уровни ситуационной осведомленности».

«Но, даже если дистанционно управляемые башни не подходят для каждого сценария, это определенно тот случай, когда автономные технологии становятся все более важной составляющей подобных систем, – продолжил Робинсон. – Автоматизация может охватывать всё: от систем информационно-управляющих до автоматического сопровождения». Он сказал, что компания LM разработала широкоформатный прицел кругового обзора Primary Sight для британской машины Ajax, который может быть заменен боевым модулем Kongsberg Protector.

«Поэтому здесь имеется множество путей реализации ваших потребностей, вы можете изменить назначение некоторых из этих башен для ряда других задач и это почти как получить лучшее от обоих миров».

Заказчики компании все же предпочитают сохранить максимальный контроль. Робинсон развивает свою мысль: «Достаточно часто мы выясняем, что пользователь желал бы некий уровень автоматизации, но, в общем и целом, ему хотелось быть участвовать в процессе и принимать окончательные решения. Поэтому они не слишком страстно желают полностью автоматизировать процессы обнаружения целей, сопровождения, захвата и ведения огня – они не должно проходить без ведома экипажа».

Участник программы

Компания LM UK возглавляет разработку башен в двух больших британских программах по боевым машинам. Это программа WCSP (Warrior Capability Sustainment Programme – программа продления возможностей БМП Warrior), в которой она является головным подрядчиком и программа по БМП Ajax, в рамках которой она разрабатывает башню для General Dynamics UK. Две башни с 40-мм пушками очень похожи, вплоть до уровня подсистем, основное отличие заключается в прицеле для машины Ajax.

Первоначальными планами предусматривалась модернизация существующей башни БМП Warrior. Впрочем, во время предварительного анализа проекта в 2014 года было принято решение о том, что было бы лучше создать для этой машины новый боевой модуль с автоматической системой обработки боеприпасов и пушкой CT40.

По словам господина Мьюира, эта новая башня предлагается на внешнем рынке и на заводе в Эмпхилле ведутся работы по ней.

«Башня для Warrior является основой для новой экспортной башни, которая в настоящее время предлагается нескольким зарубежным заказчикам, реализующим свои крупные программы, при большой поддержке британского министерства обороны… мы планируем устанавливать ее на колесные и гусеничные платформы», – пояснил он.

Зарубежные заказчики компании LM UK запросили для башни противотанковые ракеты, хотя на данный момент это не входит в тактико-техническое задание для Ajax или Warrior. Машина средней категории по массе, как правило, имеет пушку калибра 30 или 40 мм с действительной дальностью 1500 метров. Добавление ПТУР позволило бы этим машинам «бороться с тяжелой бронетехникой на существенно больших дистанциях, больше 4 км».

Компания LM изготавливает ракеты Javelin в сотрудничестве с Raytheon, так «что это безусловно наше предпочтительное предложение по ПТУР». Мьюир сказал, что LM UK уже разработала решение по ПТУР для одного из своих заказчиков, хотя компания пока не может предоставить больше информации.

«Поскольку в мире имеется много пользователей системы Javelin, мы полагаем, что она станет весьма эффективным по затратам вариантом для многих армий», – добавил он.

Робинсон сказал, что способность иметь дополнительные возможности подобные ПТУР будет очень важна в будущем «поскольку, если вырос уровень угрозы, то нам необходимо превзойти эту угрозу».

Вооружение башни

Систему вооружения с телескопическими 40-мм боеприпасами CTAS (Cased Telescoped Armament System) изготавливает компания CTA International, совместное предприятие BAE Systems и Nexter.

Система CTAS включает пушку, телескопический боеприпас, систему обработки боеприпасов, приводы пушки и необходимую электронику. Во Франции система будет устанавливаться на перспективную боевую бронированную машину Jaguar EBRC, также пушка CT и боеприпасы к ней входят в британские программы по машинам Ajax и Warrior (WCSP).

Коммерческий директор компании CTAI Дэвид Кофтри сказал, что за последний год он увидел повышение интереса к ДУБМ и необитаемым башням, хотя компания не видит особой разницы здесь, ведь система вооружения CTAS способна работать в обеих категориях.

Боеприпасы является одной из основных сфер деятельности компании. В систему вооружения CTAS входит снаряд воздушного подрыва GPR-AB, на данный момент проходящий совместную британо-французскую квалификацию, в то время как снаряд для борьбы с вертолетами/БЛА под обозначением A3B пока находится на этапе разработки. Для Великобритании и Франции компания также работает над практическим выстрелом с пластиковым корпусом уменьшенной дальности.

«Они были проверены и испытаны на стрельбищах, включая стрельбу экипажем, – сказал он. – Эти боеприпасы прошли множество испытаний за последние три-пять лет. Как можно представить, квалификация двух стран – довольно тщательный и сложный процесс. Теперь мы находимся в конце этого процесса, то есть у нас есть пушка и два типа снарядов, которые в настоящее время могут использоваться на реальных машинах».

Преимущества точности

Существуют, конечно, помимо высоких уровней автоматизации и другие сферы технологического развития. Робинсон отметил здесь повышенную точность боеприпасов, а также вооружение прямой наводки и разработки в области направленной энергии.

Линделл обратил внимание на развитие боеприпасов воздушного подрыва и систем автоматического обнаружения и сопровождения целей. Прицельные системы также становятся все более эффективными, но «появилась еще одна проблема – идет быстрое развитие комплексов активной защиты (КАЗ) для машин потенциальных противников».

«Как с ними бороться? Поскольку противотанковые ракеты и подобные системы окажутся бесполезны… Сегодня они устанавливаются на многие системы. Мы уже решаем вопросы борьбы с КАЗ».

Господин Эрен заметил, что ожидает увидеть новые подходы в сенсорных технологиях, слияние данных, «которое позволит улучшить процесс обнаружения целей, например как в случае с двухдиапазонными тепловизорами».

Робинсон отметил также реальный прогресс в сенсорных системах, сказав, что распределенные сенсоры, например на БЛА, могут во многом изменить положение дел. «Поэтому, вместо того чтобы иметь несколько сенсоров дальнего действия, которые к тому же платформозависимы, лучше иметь побольше сенсоров ближнего действия. Вы развертываете их на переднем крае, имеете возможность автономно контролировать их, получать от них информацию и распространять ее по надежной широкополосной сети. Эта концепция получит дальнейшее развитие, я считаю».

В будущем башенная технология может развиваться по любым направлениям, хотя многие эксперты надеются увидеть возрастающее применение компьютеров и автоматики, даже если это не означает полностью необитаемую башню.

Господин Эрен полагает, что было бы «логичным ожидать некоторые интеллектуальные алгоритмы в помощь стрелку-наводчику, как например в системах автоматического обнаружения и идентификации целей, которые будут классифицировать цели и назначать им приоритет» на основе заранее предустановленных критериев. Он также считает вполне реальным появление нашлемных дисплеев (стандартны для современной истребительной авиации) и интеграцию с башнями боевых машин.

«Методики обработки изображений помогут совмещать изображения с камер, установленных на корпусе и башне, выдавать их на шлем стрелка и обновлять их при движении головы. Это позволит существенно повысить уровень ситуационной осведомленности и контроля для стрелка».

Эрен еще раз отметил развитие сенсорной технологии, сказав, что интеграция новых сенсоров в СУО позволит экипажу обнаруживать местоположение противника гораздо быстрее. Среди них большое распространение получат акустические и лазерные системы обнаружения выстрела, а также усовершенствованные системы предупреждения о лазерном облучении.

«Также я бы не удивился появлению управляемых снарядов, отстреливаемых из основного вооружения, ведь они весьма эффективно поражают цели вне зоны прямой видимости», – добавил Эрен.

Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Ruwar на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@proru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

Комментарии

Подписка
avatar
wpDiscuz