Первые атаки роботов
Ровно 100 лет назад состоялось первое относительно успешное применение беспилотной дистанционно-управляемой боевой машины против другой военной машины. Германский скоростной глиссер «Фернленкбот», управляемый по проводу с берега, таранил английский монитор «Эребус», участвовавший в блокаде бельгийского побережья.
Дальность действия этого оружия составляла 20 километров — такова была длина провода. Однако на такой дистанции управлять небольшим 12-метровым катером невозможно, он просто теряется из виду. Поэтому атаку сопровождал гидросамолет, с которого по радио передавались на пульт управления данные о направлении движения «Фернленкбота». В соответствии с этими данными оператор осуществлял корректировку курса.
Система получилась довольно сложной и инерционной, но она сработала, глиссер врезался в «Эребус» прямо посередине корпуса. Контактный взрыватель подорвал 700-килограммовый заряд, однако монитор не затонул. Его спас укрепленный вдоль борта противоторпедный кессон, принявший на себя энергию взрыва. «Эребус» (на фото в заголовке он уже без противоторпедных кессонов) своим ходом ушел в порт на ремонт.
«Фернленкбот» был разработан в 1915 году на фирме «Сименс». По заказу германского ВМФ в том же году построили опытную партию из 12 таких катеров, часть из которых направили на западный фронт — во Фландрию, а остальные — на восточный — в Курляндию. Первая попытка их применения была отмечена еще 24 апреля 1916 года, но тогда из-за отказа рулевого управления катеру пришлось дать команду на самоликвидацию.
25 сентября 1916 года в очередной атаке у глиссера заглох мотор и его вновь пришлось уничтожить во избежание захвата противником. 1 марта 1917 года — первый успех, «Фернленкбот», управляемый с борта боевого корабля, подорвал английскую береговую батарею, охранявшую вход в порт Ньюпорта. 6 сентября еще один катер атаковал британский блокадный монитор, но был вовремя замечен и потоплен его скорострельными противоминными пушками. Так же закончилась предпринятая 3 ноября попытка таранить русский эсминец в Рижском заливе.
В 1918 году оставшиеся «Фернленкботы» переоборудовали под «чистое» радионаведение с гидропланов. 25 мая была предпринята единственная атака «радиоглиссера», но она не увенчалась успехом из-за поломки радиостанции на самолете-наводчике. Неуправляемый глиссер проскочил мимо цели, а потом на нем сработал смоликвидатор.
ЗЫ. Насколько я помню, F-катера использовали кодирование команд частотой звукового сигнала, передававшегося по кабелю. Декодирование на камертонах — соответствующий начинал резонировать на своей частоте и замыкал контакты. Довольно остроумная система.