Проблемы с боеспособностью истребителя F-35

В то время как ВВС США недавно заявили о начальной боевой готовности «базовых» возможностей Block 3i, большая часть ограничений и недостатков F-35A в конфигурации Block 3i, заявленные в моем ежегодном докладе за 2015 финансовый год и на слушаньях в Конгрессе, сохраняются и будут негативно влиять на боевую эффективность и соответствие требованиям. Фактически, программа находится не на пути к успеху, а на пути к срыву отработки конфигурации Block 3F, за которую министерство обороны заплатит почти 400 миллиардов долларов к намеченному в 2018 году окончанию разработки и демонстрации системы. Если бы первоначальные эксплуатационные испытания и оценка (ПЭИО) самолета в конфигурации Block 3i проводились сегодня, а ВВС недавно заявили о начальной боевой готовности этой конфигурации, система, скорее всего, была оценена как неэффективная и не подходящая во всем спектре боевых задач и против развернутых в настоящее время угроз.

В реальном бою истребителю в конфигурации F-35 Block 3i, которая эквивалента по возможностям конфигурации Block 2B, будет необходима поддержка для определения и захвата современных угроз, избежания угроз, а также ведения боя с вражескими истребителями в связи с в высшей степени недостаточными боевыми возможностями и ограниченным боекомплектом (т.е. две бомбы и две ракеты класса «воздух-воздух»). Нерешенные недостатки Block 3i касательно слияния информации, радиоэлектронной борьбы и применения вооружения приводят к неопределенности при отображении угроз, ограниченной способности эффективно реагировать на угрозы и в некоторых случаях к необходимости в удаленных источниках выдачи точных координат для высокоточной атаки.

Хотя в рамках программы недавно были решены некоторые проблемы конфигурации Block 3i, остается множество значительных недостатков, к которым добавляются другие недостатки, определяемые испытательными группами и боевыми летчиками, многие из которых должны быть откорректированы, если программа собирается обеспечить ожидаемые «полные боевые возможности», описанные в «Документе оперативных требований».

Оценка боевых возможностей F-35A в конфигурации Block 3i и проблемы, перед которыми стоит программа перед завершением этапа разработки и демонстрации системы, основывается на результатах наблюдений и данных доводочных испытаний, ограниченных эксплуатационных испытаний и реальной эксплуатации. Оценка автономной логистической информационной системы Autonomic Logistics Information System (ALIS) основана на наблюдениях и данных демонстраций оборудования ALIS в конфигурации Version 2 (V2) в стандартном рабочем блоке для самолетов Block 2B и Block 3i, тестировании компьютерной безопасности, что позволит завершить разработку оставшихся необходимых возможностей ALIS. Кроме того, эта оценка полностью согласуется с выводами, содержащимися в докладе ВВС по оценке готовности к переходу к начальным боевым возможностям.

Обзор системы

Block 3i – это промежуточный набор возможностей, предназначенный для работы на более новых процессорах «TR-2» серийных самолетов F-35 начиная с партии Lot 6 и позднее, который эквивалентен набору возможностей Block 2B, реализованных на предыдущих серийных самолетах. Block 3i также включает более новые нашлемные дисплеи 3-го поколения HMDS Gen III (Helmet Mounted Display System Generation III), поставки которых начались с самолетов партии Lot 7. Шлем Gen III HMDS разработан с целью замены дисплеев Gen II HMDS, развернутых на предыдущих самолетах, имеющих значительные недостатки. Самолет F-35 в конфигурации Block 3i может нести комбинацию двух ракет класса «воздух-воздух» AIM-120 и, либо две бомбы с лазерным наведением GBU-12, либо две бомбы GBU-31 (на F-35A/C) или GBU-32 (на F-35B) с комплектом рулей и системой наведения Joint Direct Attack Munitions (JDAM).

Программное обеспечение ALIS version 2.0.1 обслуживает самолеты Block 2B и Block 3i. Следующее приращение возможностей, ALIS version 2.0.2, планировалось выпустить до начальной эксплуатационной готовности ВВС, но оно продолжает отставать от графика из-за проблем интеграции двигателя и данных. В результате, ALIS 2.0.2 была разделена на релизы с целью обеспечения непрерывности обновления, но без интеграции ALIS 2.0.2 характеристик двигателя, что теперь ожидается в лучшем случае в октябре 2016 года. Далее в конце года последует еще один релиз с интеграцией характеристик силовой установки. Задержки в разработке и тестировании ALIS 2.0.2 добавляют рисков к графику выполнения релиза ALIS 3.0.

Полную боевую готовность F-35, совместимую с Документом оперативных требований, планируется реализовать в конфигурации Block 3F, которая пока находится в разработке, поскольку проходит летные испытания, а также в программном обеспечении ALIS version 3.0, разработка которого незакончена, а тестирование еще не началось из-за задержек с версией ALIS 2.0.2. Несмотря на продолжающиеся задержки в программе разработки и испытаний F-35, темпы производства F-35 наращиваются, что заставляет вооруженные силы в повышенном темпе принимать и развертывать серийные самолеты в конфигурации Block 3i, большая часть из которых потребует крупных и дорогостоящих модернизаций. На конец июля ВВС приняли 48 самолетов в конфигурации Block 3i, которые добавились к 44 самолетам в более ранней конфигурации Block 2B. ВВС примут еще 35 самолетов в конфигурации Block 3i, до того как по программе планируется с января 2018 года начать поставки самолетов в конфигурации Block 3F партии Lot 10.

Оценка возможностей Block 3i

Поскольку конфигурация Block 3i является промежуточной возможностью на основе Block 2B, она имеет многочисленные неустранимые ограничения, которые снизят боевую эффективность и потребуют обходных путей, если F-35A в конфигурации Block 3i будет участвовать в боевых действиях. Эти ограничения влияют на следующие описанные ниже боевые задачи.

Непосредственная авиационная поддержка (НАП). F-35A в конфигурации Block 3i имеет многочисленные ограничения, которые делают его менее эффективным в задачах НАП по сравнению с большинством в настоящее время состоящих на вооружении самолетов, например F-15E, F-16, F-18 и A-10, в обстановке благоприятной для выполнения задачи или с низким уровнем угроз, где обычно проводится НАП. Следующие наблюдения согласуются с докладом ВВС США:

Ограниченная боевая нагрузка, две бомбы (наряду с двумя ракетами для самообороны), снижает боевую эффективность F-35A Block 3i во многих задачах НАП. По сравнению с существующим истребителем, который имеет множество вооружения разного типа и класса на подвеске, ограниченная нагрузка Block 3i означает, что только ограниченное число и типов целей может быть эффективно атаковано.

Недостаточная эффективность пушечного комплекса. Устанавливаемая в самолете пушка является основным оружием для некоторых сценариев НАП, когда бомбы не могут применяться из-за риска косвенных потерь или когда противник находится «в опасной близости» от своих сил. Пушка также может быть эффективным оружием для атаки по движущимся целям. Впрочем, даже при ее установке внутри самолета Block 3i F-35A, требуется значительная доработка орудийной системы и самого самолета, а также программного обеспечения для высокоточного ведения огня (WDA) в конфигурации Block 3F. По этим причинам испытания WDA с необходимыми модификациями и программами должны быть проведены осенью 2016 года (как можно быстрее).

Ограниченные возможности в борьбе с движущимися целями. Хотя F-35A Block 3i не имеет работоспособной пушки, он может нести бомбу с лазерным наведением GBU-12, которая может применяться по движущимся целям. Однако, Block 3i не имеет функции автоматического слежения с упреждающим лазерным наведением (т.е., автоматического расчета и позиционирования лазерного пятна перед движущейся целью для того, чтобы повысить вероятность поражения цели) для поражения движущихся целей бомбой GBU-12 в отличие от большинства существующих самолетов, которые в настоящее время выполняют задачи НАП. Наведение по упреждающему лазерному лучу не планируется для Block 3F. Вместо этого, для уничтожения движущихся целей бомбой GBU-12 пилоты F-35 вынуждены использовать только базовые эмпирические методы (на глазок), что ведет к ограничению боевой эффективности.

Для подтверждения корректности передачи информации по цифровой связи необходим подчас голосовой обмен данными. Проблемы с форматом передачи сообщений и каналом Link-16, включая потерянную информацию или некорректные форматы, иногда вынуждают пилотов использовать обходные методы для подтверждения или «повторной отправки» информации по радиостанции, что исключает проведение полностью цифровой операции.

Ограниченные возможности ночного видения. Хотя самолеты, начиная с партии Lot 7, поступают с нашлемным дисплеем Gen III HMDS, у которого были исправлены недостатки предыдущей системы Gen II HMDS, ограничения возможностей ночного видения остаются. Пилоты, использующие шлем Gen III для ночных операций, докладывают о меньшей оптической резкости по сравнению с существующими очками ночного видения, используемыми на существующих самолетах, что делает идентификацию целей и опознавательных знаков затруднительным, а порой невозможным. Также до сих пор вызывает озабоченность «зеленое свечение» – состояние, когда утечка света по краю дисплея в условиях низкой освещенности делает чтение проецируемой информации затруднительным. Наконец, испытания пушки на точность с дисплеем HMDS пока не завершены, хотя запланированы на конец 2016 года. Проверка прицельной точности пушки в комбинации дисплея HMDS и выводимой на стекло фонаря информации до сих пор не проведена в сценариях ведения огня из пушки по воздушным и наземным целям.

Отсутствие возможностей маркировки – ключевая возможность для передовых авиационных наводчиков и НАП. Существующие платформы НАП могут маркировать цели ракетами, сигнальными трассерами и/или инфракрасными указателями. На данный момент ничего этого нет на F-35. В самолете F-35 имеется лазерный указатель, но для наведения бомбы GBU-12 или наведения вооружения другого самолета. На этом этапе устранение этого ограничения не планируется.

Ограниченное время пребывания в заданном районе и большая зависимость от топливозаправщика. Хотя это ограничение характерно не только для конфигурации Block 3i, F-35 имеет большой расход топлива и низкую скорость дозаправки в воздухе, что увеличивает время дозаправки и сокращает общее время пребывания в заданном районе, что может влиять на боевую эффективность.

Другие боевые задачи. Кроме ограничений конфигурации Block 3i, связанных с выполнением задач НАП, следующие ограничения Block 3i также будут негативно сказываться на боевых возможностях F-35A при выполнении других задач:

Плохие геолокационные возможности для определенных типов излучателей и при определенной дислокации угроз.

Нет оружия, применяемого вне досягаемости средств поражения. Имея только бомбы прямой атаки, F-35 в конфигурации Block 3i будет вынужден подлетать гораздо ближе для поражения наземных целей и, как следствие, сможет уничтожать только неприкрытые объекты или объекты, прикрытые системами ближней ПВО.

Ограниченная боевая нагрузка Block 3i F-35 делает эффективное преследование многих типов целей на типичном ТВД сложной задачей.

Пилоты докладывают о том, что несоответствие интерфейсов пилота и недостатки тактического ситуационного дисплея снижают уровень ситуационной осведомленности и увеличивают нагрузку на пилота. Обходные решения по устранению этих недостатков занимают много времени и снижают эффективность выполнения боевой задачи.

Конфигурация Block 3i имеет значительные недостатки, которые должны быть устранены. Кроме ограничений, перечисленных выше, Block 3i также имеет сотни недостатков, самые существенные из которых должны быть исправлены в Block 3F с целью достижения полной боеспособности, требуемой от F-35. Эти недостатки включают, но не ограничиваются следующими:

1. Возможности слияния данных сенсоров до сих пор неприемлемы.
2. Возможности радиоэлектронной борьбы, включая электронные атаки, недостаточны и в некоторых случаях неэффективны против обязательного набора целей.
3. Каналы связи работают ненадлежащим образом. Сообщения, отправляемые по MADL (канал связи между несколькими самолетами), зачастую пропускаются или приходят неточными.
4. Разработка, оптимизация и тестирование данных для полета не соответствуют требованиям.
5. Необходимы многочисленные исправления программного обеспечения функциональных систем Block 3F, прежде чем начнутся испытания высокоточной доставки вооружения. Также до сих пор нет подобной информации по конфигурации Block 3i.

ВВС США определили семь недостатков идущих из Block 2B, которые должны быть исправлены в Block 3i для соответствия требованиям начальной боевой готовности. Состояние этих семи дефектов представлено ниже.

1. Неспособность положительно подтвердить координаты целеуказания для следующего открытия огня – решено
2. Сектор обзора радара по азимуту представляется пилоту неправильно – решено частично
3. У пилота нет индикации ошибки слияния данных о тактической обстановке – доработки касательно стабильности и индикации уменьшили влияние этой проблемы
4. У пилота нет индикации выхода из строя или снижения характеристик интегрированного основного процессора – доработки касательно стабильности и индикации уменьшили влияние этой проблемы
5. Индикация состояния вооружения – решено не полностью
6. У пилота нет индикации неисправности радара – решено не полностью, доработки позволят исключить необходимость этой индикации
7. В связи с большой продолжительностью передачи полетных данных слишком много времени занимает отчет о выполнении задания – не решено; рассматриваются варианты доработки

Рекомендации

Программа по самолету F-35 должна незамедлительно получить на 2017 финансовый год ресурсы, необходимые для нормального завершения разработки, испытаний, устранения неисправностей и развертывания всех возможностей конфигурации Block 3F. В частности, программа должна быть обеспечена достаточными ресурсами для завершения следующих действий:

1. Продолжить устранение недостатков в слиянии данных, которые в настоящее время негативно сказываются на тактической ситуационной осведомленности, представляемой пилоту на дисплеях;
2. Обеспечить соответствующее финансирование для надлежащего завершения разработки Block 3F, включая план по корректировке и верификации недостатков, которые будут обнаружены во время ПЭИО перед Block 4;
3. Перед началом ПЭИО профинансировать и выполнить все предусмотренные контрактами действия с целью выполнения всех необходимых модификаций для всех самолетов, намеченных для ПЭИО;
4. Как можно скорее обеспечить финансирование и завершение контрактных работ для необходимого уже несколько лет обновления лаборатории перепрограммирования;
5. Завершить разработку и тестирование программы «автономная логистическая информационная система» ALIS 3.0;
6. Обеспечить планирование, поиск ресурсов и проведение соответствующего тестирования контейнера телеметрии и сбора данных с целью готовности к ПЭИО;
7. Обеспечить планирование, поиск ресурсов, описание и выполнение интеграции пушечных систем самолета во всех трех вариантах до сертификации и официальных ПЭИО;
8. Оперативное решение текущих и возникающих неисправностей функциональных систем, системы ALIS, которые был определены боевыми летчиками и бригадами испытателей.

Подпись:
Майкл Гилмор
Директор Управления эксплуатационных испытаний и оценки

Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Ruwar на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@newru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

You may also like...


Комментарии
Чтобы добавить комментарий, надо залогиниться.