Проект безэкипажной боевой машины «Удар»
В последние годы отечественная оборонная промышленность начала активную работу над перспективными проектами беспилотной и безэкипажной техники. Разработка подобных систем позволяет упростить решение некоторых задач, а также значительно снизить риски для личного состава, которому не приходится работать в опасной близости к противнику. В прошлом году промышленность впервые представила перспективный образец сухопутной боевой машины «Удар», управляемой по радиоканалу, а также имеющей автономные средства управления.
Впервые о существовании новой машины стало известно в начале октября прошлого года. Интересный образец необычного вида был снят фотографами во время мероприятий по подготовке выставки «День инноваций министерства обороны». Через несколько дней, уже в ходе самой выставки, разработчики и военные раскрыли некоторые данные о перспективном проекте. В частности, было объявлено, что перспективный образец, получивший условное обозначение «Удар», использует системы дистанционного управления, благодаря чему не нуждается в присутствии экипажа на борту.
Разработка проекта осуществляется специалистами ВНИИ «Сигнал» (г. Ковров). Представители организации-разработчика упоминали, что основной целью проекта является создание унифицированной системы, состоящей из средств управления и вооружения, которую можно будет монтировать на различных базовых платформах. Подобные особенности проекта должны обеспечить дальнейшее его развитие, которое в будущем может привести к появлению новых аналогичных образцов техники.
Новый проект «Удар», как следует из имеющихся данных, представляет собой экспериментальную попытку разработать перспективную боевую машину на основе существующих комплектующих. В качестве основы для «Удара» было выбрано гусеничное шасси боевой машины пехоты БМП-3. Вооружения перспективного образца смонтированы на боевом модуле «Бумеранг-БМ», заимствуемом из иного проекта последнего времени. Кроме того, в рамках проекта «Удар» было разработано некоторое количество совершенно новой аппаратуры. Прежде всего, это системы управления, использующие радиоканал для двухсторонней связи операторского пульта и боевой машины.
Помимо создания некоторых новых систем авторам проекта «Удар» пришлось доработать существующие узлы и агрегаты с целью обеспечения требуемой совместимости. В частности, некоторым доработкам пришлось подвергнуть броневой корпус базового шасси. Также путем изменений и доработок существующей конструкции была решена проблема установки автоматизированных систем управления, в том числе использующих радиоканал.
По имеющимся данным, в качестве основы для экспериментального образца «Удар» было взято серийное шасси боевой машины пехоты БМП-3. Такая техника давно строится и эксплуатируется армией, а также имеет достаточно высокие технические и эксплуатационные характеристики. При строительстве опытного образца «Удара» базовое шасси подверглось некоторым доработкам. К примеру, для установки требуемого боевого модуля пришлось изменить конструкцию крыши существующего корпуса: на ней появилась подбашенная коробка небольшой высоты, имеющая форму усеченной пирамиды. Необходимость такой надстройки обусловлена особенностями конструкции боевого модуля, а именно габаритами деталей, располагающихся ниже уровня погона. Кроме того, была изменена конструкция лобовой части корпуса. Ввиду удаления экипажа машина лишилась курсовых пулеметных установок, что привело к расширению лобового листа корпуса и иному варианту его соединения с бортами.
Остальные агрегаты базового шасси, по-видимому, остаются без значительных изменений. Таким образом, сохраняется корпус с защитой от малокалиберной артиллерии в лобовой проекции и с противопульным бронированием остальных агрегатов. Компоновка корпуса также должна оставаться без значительных изменений. В передней части корпуса имеется отделение управления, в котором помещается часть новой аппаратуры, а также сохраняются рабочие места некоторых членов экипажа. В центре машины остается боевое отделение, а в корме помещается отсек для размещения силового блока.
В базовой конфигурации БМП-3 оснащается дизельным двигателем УТД-29 мощностью 500 л.с. При помощи такой силовой установки машина с боевой массой 18,7 т способна разгоняться до 70 км/ч по шоссе. При помощи водометных движителей обеспечивается передвижение по воде со скоростью до 10 км/ч. Используется гусеничная ходовая часть, имеющая по шесть опорных катков с индивидуальной торсионной подвеской и дополнительными гидропневматическими амортизаторами на каждом борту. Имеется возможность регулировки натяжения гусениц с поста управления водителя.
В рамках нового проекта была предложена небольшая модернизация броневого корпуса, заключающаяся в использовании специальной надстройки на крыше. На этой надстройке, с некоторым превышением над исходным корпусом, располагается погон для установки башни. По-видимому, использование надстройки связано со спецификой компоновки выбранного боевого модуля, которому требуется некоторое пространство ниже погона.
На надстройке машины «Удар» устанавливается боевой модуль «Бумеранг-БМ», оснащенный набором различного ствольного и ракетного вооружения. На поворотной платформе боевого модуля крепится требуемое вооружение и оптико-электронное оборудование для поиска целей или наведения оружия. Важной особенностью системы «Бумеранг-БМ» является использование дистанционного управления. Все операции осуществляются автоматикой по командам с пульта оператора-наводчика. В случае с проектом «Удар» пульт может быть вынесен за пределы боевой машины.
В центральной части боевого модуля размещается автоматическая пушка 2А42 калибра 30 мм. Слева от нее на общих креплениях помещается 7,62-мм пулемет ПКТМ. Боекомплект ствольных систем состоит из 500 снарядов для пушки и 2000 патронов для пулемета. На бортах башни помещаются две пусковые установки с креплениями для двух транспортно-пусковых контейнеров ракет на каждой. Модуль «Бумеранг-БМ» использует противотанковые управляемые ракеты комплекса «Корнет». Также на внешней поверхности боевого модуля присутствует набор дымовых гранатометов.
Модуль оснащается двумя блоками оптико-электронного оборудования, которые должны использоваться наводчиком и командиром боевой машины. Аппаратура наводчика располагается справа от ствольного вооружения, на одном уровне с ним. Командирский прицел, в свою очередь, вынесен на крышу и может поворачиваться вокруг своей оси. Оптико-электронное оборудование «Бумеранга-БМ» обеспечивает поиск целей в оптическом и инфракрасном диапазонах, что позволяет использовать боевой модуль в любое время суток и в различных метеоусловиях. Система управления огнем имеет возможность автоматического сопровождения целей, способна вести огонь по внешнему целеуказанию, а также обстреливать две цели одновременно.
Главным нововведением проекта «Удар» является оригинальная система управления, обеспечивающая решение нескольких основных задач. По имеющимся данным, шасси и боевой модуль сохраняют возможность управления силами экипажа. При необходимости, например на марше, боевая машина может управляться экипажем. В таком случае за движение отвечает механик-водитель, а командир и наводчик могут следить за обстановкой и заниматься самообороной. При решении боевых задач в тех или иных условиях экипаж получает возможность покинуть свою машину и использовать для управления ей выносные пульты. Пульты системы управления по радиоканалу поддерживают двухстороннюю связь с аппаратурой машины и обеспечивают решение поставленных задач при использовании нескольких режимов.
Экипаж имеет возможность вести машину, находясь за ее пределами. В таком случае бортовая автоматика получает команды управления, а также передает на пульт сигнал с нескольких видеокамер, установленных по периметру бронекорпуса. Кроме того, передаются данные о работе тех или иных систем. Ориентируясь по изображению от видеокамер, водитель получает возможность управлять движением машины. Аналогичным образом обстоит дело с аппаратурой для управления боевым модулем. При помощи двухсторонней связи оператор-наводчик может получать данные от системы «Бумеранг-БМ», а также передавать ей необходимые команды.
Также разработан режим полностью автономной работы. В таком случае автоматика машины «Удар», получив задачу, начинает движение самостоятельно. До выхода в заданную точку машина не передает и не принимает никакие сигналы, что способствует скрытному ее использованию. Прибыв в указанный район, бронемашина может восстановить связь с оператором для ведения разведки или уничтожения обнаруженных целей.
Частным случаем применения полностью автоматического управления может стать применение платформы «Удар» в транспортных целях. Предлагается режим, в котором боевая машина сможет пройти определенный маршрут по командам водителя, запоминая его. Затем автоматика управления сможет самостоятельно пройти по этой трассе, не нуждаясь в помощи человека. Предполагается, что такой режим найдет применение в рутинных работах, например, при неоднократной перевозке грузов или личного состава по одному и тому же маршруту.
Согласно некоторым источникам, при работе в пилотируемом режиме боевая машина «Удар» использует стандартные органы управления БМП-3 и модуля «Бумеранг-БМ». Экипаж при этом располагается в отделении управления. Дистанционное управление предлагается осуществлять при помощи набора пультов и другой аппаратуры. В случае с выставочным образцом, показанным в прошлом году, рабочие места операторов были смонтированы на стандартном армейском автомобиле. Часть необходимых приборов была установлена внутри кузова, а ряд агрегатов – на крыше. Во время показов «Удара» машина управления находилась недалеко от него и контролировала все действия.
Имеющиеся сведения о проекте «Удар» позволяют предполагать, что в будущем он может привести к модернизации некоторого количества имеющихся в войсках БМП-3 с применением новой аппаратуры, повышающей характеристики боевой машины. Тем не менее, некоторые особенности показанного прототипа могут противоречить этому предположению. В частности, в обсуждениях опытной машины неоднократно указывалось на специфическую доработку корпуса. Установка новой подбашенной коробки и боевого модуля требуемой модели приводит к значительному росту габаритов машины. Также при модернизации должен значительно возрастать вес всей конструкции. После такой переделки следует ожидать некоторое ухудшение характеристик подвижности. В частности, могут проявится серьезными проблемы с преодолением водных преград вплавь. Увеличение массы может ухудшить плавучесть, а крупные агрегаты, помещенные над корпусом, способны серьезно испортить остойчивость. В итоге существующий образец по некоторым параметрам может опережать существующую машину БМП-3, но по другим отставать от нее.
Такие особенности проекта можно объяснить его экспериментальным характером. Ранее представители ВНИИ «Сигнал» утверждали, что целью проекта «Удар» является создание унифицированной системы, объединяющей боевой модуль и средства дистанционного управления с несколькими режимами работы, в том числе автоматизированной. После успешного завершения подобных работ военному ведомству для заказа может быть предложен новый вариант модернизации различной бронетехники с повышением основных характеристик и появлением новых возможностей.
В будущем новая аппаратура, созданная в рамках проекта «Удар», сможет использоваться при модернизации других боевых машин. К примеру, можно ожидать установки такого оборудования на новые платформы, разрабатываемые в настоящее время. Таким образом, не следует исключать возможность создания безэкипажных машин семейств «Курганец-25», «Бумеранг» и т.д. Такая техника будет иметь некоторые преимущества перед базовыми образцами, которые обеспечат решение некоторых боевых задач в сложных условиях.
Первая демонстрация перспективной боевой машины с возможностью работы без экипажа состоялась в октябре прошлого года. В настоящее время прототип «Удара», по-видимому, проходит различные испытания, дорабатывается и совершенствуется. Вероятно, на новых мероприятиях, посвященных развитию отечественных вооружений и техники, организация-разработчик и министерство обороны вновь покажут интересный и многообещающий образец. Каким будет будущее опытного образца и чем завершится разработка проекта – пока до конца не ясно. Следует ожидать, что в ближайшем будущем промышленность и военные раскроют свои планы относительно новой разработки.