Проект истребителя БИЧ-26 (Че-24, СССР, 1949 год)

Идея реактивного самолета-«бесхвостки» c треугольным крылом переменной по передней кромке стреловидности впервые была предложена в СССР Б. И. Черановским в 1944 году. Немецкого влияния на этот проект не было. Определенные компоновочные преимущества и дополнительное уменьшение балансировочного сопротивления самолета на сверхзвуковой скорости могли быть получены при использовании крыла малого удлинения переменной стреловидности…

Предполагалось, что это решение позволит улучшить управляемость самолета на околозвуковых скоростях. Предлагаемая в указанных проектах форма уменьшала трудности, связанные с компоновкой реактивного двигателя на самолете, позволяла применить схему «летающее крыло», способствовала повышению прочности и жесткости конструкции. Однако ни один из указанных проектов реактивных «бесхвосток» с крылом малого удлинения не был реализован. Опыт применения ракетных самолетов показал, что такие самолеты не обладают необходимой продолжительностью полета.

2
Кроме того, выяснилось, что полеты в околозвуковом диапазоне скоростей связаны с рядом опасных неизученных явлений (в частности, с так называемым затягиванием в пикирование). Для дальнейшего развития сверхзвуковых самолетов требовалось создание мощных турбореактивных двигателей и изучение особенностей устойчивости и управляемости самолета на около и сверхзвуковых скоростях полета.

В послевоенный период конструктор продолжил работу в этом направлении. С ноября 1947 г. по июнь 1949 г. Б. И. Черановский разработал проект сверхзвукового истребителя БИЧ-26 (Че-24) с треугольным крылом малого удлинения и переменной стреловидности по передней кромке.

3
Испытания созданных им экспериментальных планеров-«бесхвосток» Че-22 (1948 г.) и Че-23 (1949 г.) с крылом переменной стреловидности показали, что выбранная схема обеспечивает хорошую устойчивость и управляемость летательного аппарата и может найти применение в сверхзвуковой авиации.

5
Конструкция сверхзвукового истребителя БИЧ-26 (Че-24)представляла оригинальную схему, летающее крыло малого удлинения, переменной стреловидности по передней кромке. Крыло самолета имело развитые зализы на передней кромке в местах изменения стреловидности и весьма напоминало крыло оживальной формы, примененное в конструкции последующих сверхзвуковых пассажирских самолетов Ту-144 и «Конкорд».

4
Двигатели : два ТРД АМ-5 (1500 кгс, потом 2000 кгс тяги). Предполагалось получить скорость, соответствующую 1,7 Маха (!) на высоте 7000 м и потолок до 22 км. Полетная масса (расчетная) около 4500 кг, плошадь крыла — 27,0 кв.м, из которых 11% приходилось на органы управления. Вооружение: 2х23мм и 2х37мм пушки.

Были сделаны чертежи, расчеты, модели, строился полноразмерный макет и некоторые детали.

Дальнейшая судьба проекта и самого конструктора очень туманна. Официально истребитель БИЧ-26 не строился и не испытывался. О других проектах конструктора мне неизвестно. Хотя у него было свое ОКБ с производственной базой. О судьбе самого Черановском, тоже мало что известно, известно только, что он умер 17 декабря 1960 года.

Источники : книги «Secret Projects.Flying Wings & Tailless Aircraft», «Самолёты особых схем» Соболев Д.А, В.Б.Шавров «История конструкций самолетов в СССР (1938 — 1950) «, https://ru.wikipedia.org/

Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Proper на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@proru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

Комментарии

Подписка
avatar
wpDiscuz