Проекты легких танков семейства UDES 14 (Швеция)

В начале семидесятых годов прошлого века шведская промышленность получила заказ на проработку новых конструкций бронетанковой техники. Одним из результатов этой программы могло стать создание перспективного танка, который в дальнейшем должен был заменить существующие Strv 103. К 1973 году в рамках совместных работ нескольких организаций был создан проект UDES 03, доведенный до испытаний нескольких специальных макетов и обкатки ходового прототипа. По результатам работ по этому проекту было решено создать танк иной конструкции, учитывающей недостатки предыдущей разработки. Этот образец бронетехники получил обозначение UDES 14.

К созданию бронетанковой техники в начале семидесятых были привлечены несколько оборонных предприятий. При этом выработка технических заданий, общая координация работ и формирование собственных предложений возлагались на управление министерства обороны FMV во главе со Свеном Берге, отвечавшее за создание и закупки новой техники. За несколько лет промышленность представила целый ряд разнообразных вариантов перспективного танка. Более того, в рамках отдельных проектов предлагалось сразу несколько версий танка. Так, при создании проекта UDES 14 рассматривалось почти два десятка вариантов конструкции техники с теми или иными характерными особенностями. При этом только два проекта были одобрены заказчиком и получили развитие в рамках программы UDES (Underlagsgrupp Direkt Eld Stridsfordon – «Наземная боевая машина, стреляющая прямой наводкой»).

Программа UDES 14 реализовывалась в рамках сотрудничества трех организаций. Общую координацию осуществляла организация FMV при военном ведомстве, а задачи проектирования возлагались на компании Hägglunds и Bofors. Фирма Hägglunds, принимая во внимание требования UDES, первой предложила сразу пять версий перспективного танка. Для обозначения проектов использовались названия с литерами от «A» до «E». Все эти разработки подразумевали использование различных узлов и агрегатов, в том числе и одинаковых для разных проектов. Позже свои воззрения на развитие бронетанковой техники представила компания Bofors. Ее проекты различались при помощи дополнительных цифр в обозначениях.

В техническом задании на проект UDES 14 оговаривалось создание боевой машины с орудием калибра 105 мм и противоснарядным бронированием. Боевая масса должна была находиться на уровне 25 т, удельная мощность – не менее 20 л.с. на тонну. По опыту разработки и испытаний техники семейства UDES 03 было решено отказаться от безбашенной схемы. Оружие следовало поместить во вращающейся башне, способной значительно увеличить размеры обстреливаемого пространства и дать заметные преимущества перед существующим Strv 103. Одновременно с этим серьезные ограничения на конструкцию башни или боевого модуля не накладывались. Одной из главных задач проекта было максимальное сокращение лобовой проекции с целью снижения вероятности обнаружения и поражения.

Проект UDES 14A может считаться базовой разработкой всего семейства проектов от фирмы Hägglunds, поскольку некоторые агрегаты такого танка предлагалось использовать в составе других боевых машин. В таком случае речь шла об унификации по корпусу и его основным узлам. Различия проектов, унифицированных с UDES 14A, должны были заключаться в конструкции башни и размещении вооружения. При этом в нескольких других проектах могли использоваться шасси альтернативных конструкций.

Для танка UDES 14A был разработан броневой корпус со сравнительно мощной защитой. Имелся наклонный верхний лобовой лист толщиной 70 мм. Борта должны были иметь толщину 20 мм. Позади лобового листа корпуса предусматривалась горизонтальная крыша, доходящая до кормы. С учетом наработок по предыдущим проектам была сформирована компоновка корпуса. Передний отсек отдавался под двигатель и трансмиссию, за ним находилось боевое отделение. Кормовая часть корпуса могла использоваться для размещения боекомплекта и в других целях.

Машину планировалось оснастить дизельным двигателем мощностью 544 л.с. При боевой массе 26,4 т давало удельную мощность 20,6 л.с. на тонну. Ходовая часть должна была иметь по шесть опорных катков с торсионной подвеской на каждом борту. Ведущие колеса находились в передней части корпуса. Предусматривалось использование поддерживающих роликов. Расчетная максимальная скорость достигала 70 км/ч.

Для проекта «A» была разработана башня оригинальной конструкции. Башня могла получить наклонную лобовую деталь изогнутой формы толщиной 66 мм, в центре которой находился проем для вывода орудийного ствола. Борта и корма башни образовывали прямоугольный агрегат с кормовой нишей, защищенные броней толщиной до 30 мм. Фактически башня разделялась на два объема: казенная часть располагалась в собственном качающемся броневом кожухе, находящимся между двумя агрегатами башни. Ось качающейся артиллерийской части была сдвинута ко лбу башни. По бокам от орудия находились места экипажа, корма отдавалась под укладки боекомплекта.

Танк UDES 14A мог оснащаться 105-мм нарезной пушкой L7 со стволом длиной 45 или 51 калибра. Пушка должна была заряжаться вручную. В укладках боевого отделения можно было разместить 44 унитарных снаряда. Конструкция башни допускала стрельбу в любом направлении с углами возвышения от -5° до +20°. Дополнительное вооружение могло состоять из спаренного и зенитного пулеметов винтовочного калибра.

Экипаж танка состоял из четырех человек. Механик-водитель находился в левой передней части корпуса, остальные танкисты – в башне. Заряжающего поместили слева от пушки, наводчика и командира – справа. Водитель имел собственный люк со смотровыми приборами, в крыше башни предусматривалось еще два люка и набор оптики.

Танк UDES 14A должен был иметь длину 5,6 м, ширину 3,1 м и высоту менее 2,4 м. Боевая масса задавалась на уровне 26,4 т. По расчетам, такая бронемашина могла показывать достаточно высокие характеристики подвижности и иметь хорошие боевые возможности. Интересной особенностью проекта было смещение башни и пушки назад, что позволяло в определенной мере повысить проходимость за счет уменьшения длины выступающей части пушки.

Вторым результатом работ стал проект UDES 14B, представлявший собой незначительно доработанный вариант исходной разработки с литерой «A». Корпус и шасси такой машины было аналогичным, однако предлагалась иная конструкция башни. В этом случае пушка вместе с качающейся установкой смещалась назад, из-за чего кожух ее казенника оказывался в корме башни. Это потребовало оснастить башню автоматом заряжания и отказаться от четвертого члена экипажа.

Танк USES 14B сохранял все основные положительные черты базового UDES 14A, однако получал некоторые новые особенности. Так, за счет дополнительного смещения пушки можно было в некоторой мере улучшить подвижность машины на сложных ландшафтах. Кроме того, появлялись преимущества, прямо связанные с использованием автоматической перезарядки оружия, которые, однако, были связаны с понятными трудностями инженерного характера.

Проект UDES 14C тоже был унифицирован по шасси, но подразумевал применение новой башни. На погоне корпуса располагалась опорная поворотная платформа, размещенная на одном уровне с крышей. На ней предлагалось монтировать прямоугольный кожух, вмещающий казенную часть 105-мм пушки. Экипаж, в свою очередь, полностью располагался внутри корпуса. Отказ от традиционной компоновки башни вновь требовал применить автоматику заряжания, однако позволял резко сократить размеры лобовой проекции и повысить уровень защиты экипажа.

Легкий танк UDES 14D за счет своей конструкции выбивался из остальной линейки. В рамках этого проекта было предложено создать совершенно новую машину, отличающуюся от другой техники семейства. В частности, новый танк планировалось строить по классической компоновке с кормовым моторно-трансмиссионным отделением. Есть основания полагать, что в этом проекте использовались некоторые наработки по легкому танку Ikv 91. Последний был разработан в конце шестидесятых и в середине следующего десятилетия пошел в серию.

Проектом UDES 14E предлагалось объединение основных идей и решений, примененных в иных конструкциях танков этой линейки. Фактически машина «E» должна была стать дальнейшим развитием проекта «B» с рядом интересных доработок. При сохранении общих черт корпуса и шасси, предлагаемых в проекте UDES 14A, эта машина должна была отличаться некоторыми особенностями. Так, корпус получал измененную кормовую часть с наклонной крышей, иным составом бронирования. Увеличение наклона лобового листа позволило уменьшить его толщину до 50 мм при сохранении приемлемого уровня защиты. Борта и корма выполнялись из 10-мм брони. Силовая установка и ходовая части оставались прежними.

Танк предложили оснастить новой башней уменьшенного размера. Имея схожие обводы, башня отличалась меньшей высотой, но увеличенной длиной. Казенник пушки и его кожух находились в корме башни. Конструкция орудия допускала наводку в секторе от -3° до +20°. Рассматривалась возможность вооружения танка 105-мм пушкой L7 либо перспективным орудием калибра 120 мм. В обоих случаях машина должна была нести автомат заряжания. При применении изделия L7 автоматику можно было заимствовать у серийного танка. Размещение экипажа было прежним: водитель находился в корпусе, наводчик и командир – в башне.

Танк UDES 14E должен был иметь длину 6,35 м, ширину 3,1 м и высоту всего 2,1 м. Боевая масса определялась в 24,7 т. Двигатель мощностью 544 л.с. мог дать удельную мощность 22 л.с. на тонну, что позволяло получить максимальную скорость до 70 км/ч. С точки зрения преодоления препятствий возможности машины соответствовали характеристикам других танков того времени.

Уже после создания пяти вариантов проекта легкого танка фирмой Hägglunds к работам присоединилась компания Bofors. Она учла полученные результаты и сделала определенные выводы. На основании своего и чужого опыта, а также с учетом результатов анализа уже созданных проектов, эта организация предложила несколько вариантов конструкции перспективной бронетехники. Они подразумевали использование унифицированных гусеничных шасси с установкой различного комплекса вооружения на основе 105-мм пушки.

Были предложены два варианта базовых шасси схожей конструкции, имевшие наклонные лобовые листы и моторный отсек переднего расположения. Примечательно, что размещение боевого отделения в разных проектах отличалось, из-за чего место для размещения водителя могло изменяться. В одних проектах водитель находился рядом с двигателем, в других – в центре корпуса. Подобные шасси могли нести башни или рубки различных типов.

Рассматривалась возможность применения «традиционной» трехместной башни без автоматики заряжания. Такая башня могла находиться в центральной или кормовой части корпуса. Куда интереснее выглядят иные варианты боевого отделения. Так, один из проектов подразумевал высвобождение площадки в кормовой части корпуса, на которой должна была находиться поворотная башня, полностью вынесенная за пределы шасси. В центре такой башни помещались цапфы пушки. Автоматика заряжания вместе с укладкой помещались в крупном кожухе на качающейся части установки. Схожая компоновка оружия прорабатывалась и в сочетании с внутренним размещением рабочих мест экипажа. В таком случае над крышей корпуса поднималась платформа с креплениями для качающегося орудия.

Особый интерес представляют оригинальные проекты с размещением пушки в корпусе наподобие артиллерийских установок времен Второй мировой войны. В таком случае орудийная установка должна была монтироваться в передней или центральной части корпуса. Свободные объемы обитаемого отсека отдавались под укладки и автомат заряжания, а также под рабочие места экипажа. Во всех вариантах такого проекта двигатель и трансмиссия должны были находиться в корме корпуса.

Разработка большого числа проектов перспективного легкого танка завершилась к концу 1973 года. Специалисты организации FMV и военного ведомства рассмотрели все предложенные конструкции и выбрали наиболее удачные. По результатам сравнения было решено продолжить работы по проектам UDES 14E от Hägglunds и по UDES 14-2 разработки фирмы Bofors. Это были танки с башнями и 105-мм нарезными орудиями, но с отличающимися составом силовой установки, экипажами и т.д. Компании-подрядчики должны были продолжить разработку двух проектов и позже представить макеты, а затем и полноценные опытные образцы. Для большего удобства два проекта получили новые обозначения: UDES 15 (проект от Bofors) и UDES 16 (Hägglunds).

Проект легкого танка UDES 03 не привел к началу перевооружения сухопутных войск Швеции, однако все же позволил определить перспективы тех или иных путей развития бронетехники. Некоторые особенности этой разработки стали поводом для критики, из-за чего было принято решение о прекращении работ по танку UDES 03 с одновременным запуском проекта UDES 14. Силами двух проектных организаций при содействии специалистов министерства обороны было создано большое число предварительных проектов, отличавшихся друг от друга теми или иными особенностями конструкции. По результатам их сравнения заказчик выбрал два наиболее удачных предложения, которые было решено развивать в дальнейшем. Результатом такого решения стало появление не менее интересной версии легкого танка.

Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Ruwar на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@proru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

Комментарии

Подписка
avatar
wpDiscuz