Тяжелый огнеметный танк Flammwagen auf Pz.Kpfw. B2(f)

Уже во время первых боев на Восточном фронте первые немецкие огнеметные танки Pz.Kpfw.II (F) показали, что их характеристики оставляют желать лучшего. Небольшая дальность стрельбы огнесмесью в сочетании с недостаточно мощной броней серьезно ограничивали боевую эффективность таких машин. Тем не менее, к этому времени уже велась разработка новой аналогичной бронемашины с более высокими характеристиками защиты и огневой мощи. В качестве базы для новой боевой машины с огнеметным вооружением был выбран трофейный тяжелый танк B1bis французского производства.

Недостаточные характеристики имеющегося огнеметного танка стали понятны еще до начала боев на Восточном фронте. Базовый легкий танк Pz.Kpfw.II не отличался высокими характеристиками, а переделка его конструкции, связанная с установкой нового вооружения, негативным образом сказалась на некоторых параметрах. Так, вместо пушки огнеметный танк получил один пулемет винтовочного калибра. Кроме того, он оснащался двумя брандспойтами огнеметов, однако такое оружие могло применяться на дальностях не более 25-30 м. Как следствие, живучесть танка на поле боя вызывала сомнения. Позже такие сомнения были подтверждены практикой.

В марте 1941 года было принято решение о создании нового огнеметного танка с повышенными характеристиками защиты и огневой мощи. В качестве базы для такой машины выбрали трофейный французский тяжелый танк B1bis. Броневой корпус этой машины позволял защитить экипаж и элементы огнемета от артиллерии противника, а имеющийся комплекс вооружения обеспечивал сохранение высокой огневой мощи вне зависимости от применения огнемета.

Заказ на разработку проекта модернизации трофейной техники был размещен в марте 1941 года. В течение нескольких следующих месяцев промышленность должна была создать проект и собрать прототип обновленной бронемашины. В ноябре предполагалось начать серийную сборку. До января 42-го планировалось изготовить до 20-25 огнеметных танков нового типа. К разработке проекта привлекли несколько организаций. Общая координация работ и модернизация базовой машины поручались специалистам «Даймлер-Бенц». Разработку огнемета и всех его компонентов поручили «Кёбе», а на заводе «Вегманн» должна была осуществляться сборка техники.

В соответствии с существовавшей в то время системой обозначений новый проект получил название Flammwagen auf Panzerkampfwagen B2(f). Также в разных источниках могут встречаться другие обозначения, отражающие тип базовой бронемашины и наличие нового огнеметного вооружения.

Трофейный танк отличался достаточно высокими характеристиками, которые позволяли использовать его в качестве носителя огнеметного вооружения. Главными причинами выбора B1bis в качестве базы для огнеметных танков стало бронирование толщиной до 60 мм и наличие двух артиллерийских орудий, одно из которых можно было заменить огнеметом. Кроме того, необходимость монтажа нового оборудования привела к некоторым доработкам конструкции корпуса с добавлением набора нестандартных агрегатов.

Базовый танк имел корпус клепаной конструкции, состоявший из листов толщиной до 60 мм. Наиболее мощное бронирование применялось при изготовлении лба и бортов корпуса. Кормовой лист имел немного меньшую толщину, 55 мм. Сверху и снизу корпус защищался деталями толщиной 20-25 мм. На крыше монтировалась башня с защитой до 56 мм. Использовалась классическая компоновка корпуса с размещением артиллерийского вооружения в корпусе. Передняя часть машины отдавалась под рабочие места водителя и артиллеристов, обслуживавших лобовое орудие. Боевое отделение продолжалось в центральной части корпуса, а корма выделялась под размещение силовой установки и трансмиссии.

Французский танк оснащался шестицилиндровым двигателем Renault мощностью 307 л.с. При помощи трансмиссии производства фирмы Naeder, включающей пятискоростную коробку передач, крутящий момент двигателя передавался на ведущие колеса. Танк B1bis имел характерную ходовую часть. В ее составе присутствовало по 14 опорных катков, собранных в несколько блоков с рессорной подвеской. Для повышения характеристик подвижности гусеница имела большие размеры и охватывала бортовую часть корпуса.

В исходной конфигурации французский тяжелый танк нес 75-мм полуавтоматическую пушку в лобовом листе корпуса и 47-мм орудие в башне. Также рядом с пушками монтировались два пулемета калибра 7,5 мм. Изначально предполагалось, что башенная пушка меньшего калибра будет применяться для уничтожения бронетехники противника, а задачей лобового орудия станет атака живой силы и укреплений.

В ходе модернизации по новому проекту базовый танк должен был получать ряд новых комплектующих того или иного назначения. Кроме того, часть деталей удалялась. Все эти изменения конструкции корпуса и других агрегатов были направлены на решение основной задачи, заключавшейся в установке огнемета.

В соответствии с новым проектом, оборудование огнемета должно было разделяться на несколько агрегатов, распределенных по разным частям базового танка. Так, брандспойт должен был помещаться в передней части машины, баллоны для сжатого воздуха помещались внутри корпуса, а для перевозки огнесмеси был разработан специальный внешний бак.

Брандспойт огнемета должен был монтироваться в установке лобового листа. Для этого с танка следовало снимать 75-мм пушку и демонтировать часть лобового листа. Вместо выгнутой маски орудия и верхней части наклонного лобового листа должны были монтироваться новые детали. В верхней части лба теперь помещалась рубка, аналогичная установленной на рабочем месте водителя. Вместо маски орудия монтировался лист с цилиндрическим выступом, в котором монтировалась установка брандспойта. За счет таких доработок в передней части корпуса удалось разместить не только огнемет, но и рабочее место управляющего им стрелка.

Стрелок имел возможность наведения огнемета в пределах небольших секторов. Обеспечивалась горизонтальная наводка в пределах 10° вправо и влево от нейтрального положения и возвышение от -2° до +10°.

Еще одна заметная доработка коснулась кормовой части корпуса. На кормовом листе предлагалось монтировать бак сложной формы, собиравшийся из бронелистов толщиной 30 мм. Бак для огнесмеси достаточной емкости не удалось поместить внутри корпуса, из-за чего его вынесли на корму машины. Такое расположение бака имело некоторые преимущества. Так, корпус танка мог защитить емкость от обстрела из передней полусферы, а при поражении бака снижалась вероятность возгорания самой машины.

Обеспечивать подачу огнесмеси из бака в брандспойт и к цели должна была пневматическая система. Внутри корпуса предлагалось монтировать несколько баллонов для сжатого воздуха, используемых при стрельбе. Кроме того, танк получил дополнительный двухтактный мотоциклетный двигатель, связанный с компрессором для подачи воздуха в баллоны. По другим данным, баллоны и двигатель использовались в разных модификациях огнемета. Согласно некоторым источникам, ранний вариант огнемета должен был выбрасывать огнесмесь за счет сжатого воздуха, а следующая модификация получила компрессор на основе бензинового двигателя.

Экипаж нового огнеметного танка должен был состоять из четырех человек. В корпусе размещались водитель и стрелок-радист, управлявший огнеметом. Еще двое танкистов находились в башне и могли использовать 47-мм пушку со спаренным пулеметом. Все члены экипажа располагали собственными люками и наборами смотровых приборов.

К осени 1941 года фирмы-подрядчики завершили разработку всего проекта в целом и отдельных его элементов в частности. После завершения проектирования была построена первая партия огнеметных танков Flammwagen auf Pz.Kpfw. B2(f) в количестве пяти единиц. Эти машины с обновленным составом вооружения вышли из сборочного цеха фирмы Wegmann в ноябре 41-го.

Испытания выявили достаточно высокий потенциал новой техники. Сравнительно мощное бронирование позволяло защитить огнеметный танк от различных угроз, а 47-мм пушка в башне обеспечивала эффективную самооборону или атаку целей с достаточно большой дальности. Установленный в лобовом листе огнемет позволял выбрасывать огнесмесь на дальность до 40-45 м. Полного бака хватало на 200 выстрелов. Новая разработка получила одобрение, что позволило продолжить модернизацию трофейной техники.

Изначальный план подразумевал сборку пяти огнеметных танков в ноябре 1941 года. В декабре и январе промышленность должна была поставить еще 20 машин. При этом, однако, в заказе отмечалось возможное снижение темпов производства, обусловленное недостатком базовой техники. Как показала практика, производству новых танков действительно не удалось сразу выйти на требуемые темпы. В декабре 41-го успели модернизировать только три трофейных танка. Еще три машины сдали в марте 1942 года. С апреля по март включительно изготовили еще девять машин. В связи с загрузкой фирмы Wegmann другими заказами сборку огнеметных танков Flammwagen B2(f) передали французской промышленности. Предприятия оккупированной Франции передали заказчику еще несколько десятков тяжелых танков с огнеметным вооружением. По разным данным, в общей сложности огнеметы получило не менее 60 танков французского производства.

Переданные войскам огнеметные танки нового типа передавались в состав рот, вооруженных базовыми B1bis с пушечным вооружением. В составе таких подразделений огнеметные B2(f) принимали участие в различных сражениях на разных фронтах. Известно об участии такой техники в штурме Севастополя и в некоторых других операциях на Восточном фронте. Кроме того, около половины огнеметных танков успели принять участие в сражениях в Западной Европе. Также подобная техника участвовала в сражениях на территории Югославии.

К моменту начала сборки новых огнеметных танков базовая машина французской разработки успела устареть. Как следствие, характеристики танков Flammwagen auf Pz.Kpfw. B2(f) со временем все меньше отвечали требованиям времени. Тем не менее, эксплуатация подобной техники продолжалась в течение длительного времени. Имеющиеся сведения о сохранении некоторого количества таких танков на вооружении в конце 1944 года позволяют предполагать, что несколько машин могли даже дожить до конца войны в Европе.

Тем не менее, огнеметная модификация тяжелого танка B1bis по объективным причинам не смогла оказать заметного влияния на ход войны. За время производства было построено лишь 60 таких машин, что было крайне мало для полноценного боевого применения на всех фронтах. Одновременно с этим в рамках проекта Flammwagen auf Pz.Kpfw. B2(f) удалось успешно решить все поставленные конструкторские задачи, а также найти достойное применение устаревающей трофейной технике.

Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Ruwar на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@proru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

Комментарии

Подписка
avatar
wpDiscuz