Хоть «Горшков» назови

Российская школа кораблестроения в классе фрегат наиболее передовая. Наш «Горшков» – первый по степени соответствия боевому предназначению в условиях любых боевых действий. Индийский «Шивалик», созданный на основе российских подходов, – лидер среди «одноклассников» из развивающихся стран.

Насчитывается более 30 типов фрегатов, все их проанализировать невозможно да и ненужно, поэтому «ВПК» оценивал наиболее современные корабли основных регионов – России, Европы (точнее – государств НАТО), стран Ближнего Востока и Индийского океана, Юго-Восточной Азии и Южной Америки. Рассматривались два варианта: действия кораблей в локальной войне против слабого в военно-морском отношении противника в интересах группировки ВВС и СВ, участие в крупномасштабной войне, в частности России против НАТО. В общем случае анализировалось решение основных задач, по которым сопоставляли участников рейтинга: уничтожение групп надводных кораблей и подводных лодок, отражение воздушного нападения, нанесение ударов по наземным объектам. Коэффициент значимости определял вероятность привлечения корабля к решению каждой задачи в военном конфликте. Все сопоставляемые фрегаты оценивались по общим критериям и показателям эффективности, в единых условиях, при которых производилось сопоставление боевых возможностей (подробнее – «Наши над «Горизонтом»).

От каждого по способностям

Анализ свидетельствует: в наибольшей степени соответствует условиям вероятного боевого применения в возможных конфликтах современности российский «Адмирал Горшков» (проект 22350). Он лидирует с большим отрывом от ближайших конкурентов – германского «Сахсена» («Саксония») и испанского «Альваро де Базана». «Немец», мало уступая нашему в большой войне, в существенно меньшей мере соответствует условиям действий в ограниченных конфликтах. «Испанец», равно хорошо приспособленный и к локальным, и к масштабным сражениям, во втором случае все же проигрывает немецкой «Саксонии» и натовскому «Горизонту». Австралийский «Анзак» примерно равносилен «Альваро де Базану» на глобальном ТВД, но несколько слабее в ограниченном конфликте. Вывод: все наиболее передовые корабли – новейшие образцы европейских кораблестроительных школ. Но российская занимает среди них первое место.

За «европейцами» следуют китайский и индийский фрегаты. Занимая применительно к условиям локальной и крупномасштабной войны 7/6 (проект 054А) и 6/7 место («Шивалик»), они заметно оторвались от «одноклассников» из стран-соперниц. Заметим, что у обоих очевидно большое влияние российской корабельной школы. Более того, «Шивалик» по сути дела представляет модернизацию экспортного варианта российского проекта 11356, относящегося по отечественной классификации к сторожевикам. Сопоставляя показатели соответствия боевому предназначению этих двух фрегатов, можно заметить, что они примерно равноценны и отличаются незначительно.

Восьмое место занимает южнокорейский «Ульсан». Он лишь чуть отстает от «индийца» и «китайца» в крупномасштабной войне, однако существенно уступает в локальной. Этот фрегат строился исходя из предположения об ограниченных возможностях участия в боевых действиях второго типа.

Далее следуют корабли, являющиеся отчасти устаревшими фрегатами американской или европейской постройки 70–80-х годов, отчасти совместной с иностранными производителями или самостоятельной разработки. Их модернизировали на «родительских» верфях под требования флотов стран Латинской Америки, Юго-Восточной Азии, Ближнего и Среднего Востока.

Самостоятельно строили фрегаты на своих предприятиях по собственным проектам японцы и иранцы. Но их корабли этого класса устарели. А новые уже не строятся, поскольку они не в полной мере вписываются в концепции боевого применения флотов. Японцы подобно американцам отдают приоритет эсминцам, а иранцы сосредоточились на развитии легких сил, способных прежде всего эффективно бороться с надводными кораблями противника.

Пакистанский F-22 и саудовский «Эр-Рияд», бразильский «Нитерой», аргентинский «Альмиранте Браун» – новые (некоторые относительно) образцы совместной с иностранными производителями постройки. Из четырех бразильских фрегатов два построены в Англии на верфи «Воспер-Торникрофт» и два – у себя. Вся серия спроектирована в Великобритании под тактико-технические требования заказчика. Аргентинский «Альмиранте Браун» создан немцами под условия ВМС Аргентины на основе фрегатов типа МЕКО. Пакистан и Саудовская Аравия располагают образцами новейшей постройки. Первый строился в Китае, второй – в Западной Европе в соответствии с тактико-техническими требованиями заказчика.

Иностранные корабелы использовали экспортные варианты технических средств для комплектования фрегатов. Это сказалось на их боевых возможностях. При этом «Нитерой», «Альмиранте Браун» и «Эр-Рияд» существенно превосходит F-22 китайской постройки, что отражает общее технологическое отставание в недалеком прошлом китайского судпрома от более передового западноевропейского. Но материальная база КНР интенсивно развивается и, надо полагать, в скором будущем достигнет европейского уровня, а то и превзойдет его.
Далее следуют устаревшие фрегаты американской (турецкий тип G), итальянской (венесуэльский «Усовершенствованный Лупо») и нидерландской (чилийский «Якоб ван Хемскерк») постройки, модернизированные под заказчика. Все они по критерию соответствия предназначению сопоставимы с «Нитероем», «Альмиранте Брауном» и «Эр-Риядом». При этом «турок», «венесуэлец» и «чилиец» больше подходят для ведения боевых действий в крупномасштабной войне, чем в локальной. Это естественно, ведь в 70–80-е годы прошлого столетия они создавались для противодействия советскому ВМФ.

Школьные баталии

Как итог: основные группы фрегатов являются отражением прогресса кораблестроительных школ в данном классе. К наиболее передовым с полным правом следует отнести российскую. Ее представители – самый совершенный на сегодня фрегат «Адмирал Горшков», полностью основанный на наших технологиях и использующий технику РФ индийский «Шивалик». К этой же школе относится и китайский проекта 054А. Хотя он и спроектирован полностью в КНР, но опирается на российские подходы в этой области, использует системы, в частности средства ПВО, созданные на основе наших образцов, или лицензионные (порой и нелицензионные) копии отечественной техники.

Следом идет западноевропейская школа кораблестроения. Ее новейшие фрегаты, безусловно, превосходят в боевой эффективности все остальные корабли этого класса, уступая только «Горшкову». Экспортные варианты западноевропейских разработок, как сравнительно давней постройки, так и новые, проигрывают аналогичным версиям наших фрегатов, что подтверждает приоритет отечественной школы кораблестроения.

Относительно высокий уровень демонстрирует специфическая южнокорейская школа. Японский представитель не отражает возможностей военного судостроения Страны восходящего солнца, поскольку новых фрегатов в составе ее флота нет. Однако тот факт, что «Абукума» занимает достойное место в рейтинге, свидетельствует о хорошем потенциале. Этот вывод надо признать весьма тривиальным, если вспомнить японский флот Второй мировой, в частности суперлинкоры типа «Ямато» и крупнейший на тот момент авианосец «Синано».

На четвертую позицию следует поставить самую молодую – кораблестроительную школу КНР. Хотя чисто китайский фрегат – пакистанский F-22 занимает предпоследнее место в рейтинге.

Наконец, пятой среди кораблестроительных школ назовем иранскую, фрегат которой, построенный для своего флота, оказался на 18-м месте. Но в Исламской Республике эта отрасль по сути дела только формируется.

Главное – «Калибр»

Анализ свидетельствует о том, что наш «Горшков» отличается сбалансированностью вооружения: по всем боевым задачам он не опускается ниже третьего-четвертого места, имея явный приоритет ударных возможностей – здесь он первый. Это отвечает концепции, принятой в российском флоте: фрегаты – многоцелевые корабли, важнейшая задача которых – борьба с надводными силами противника и нанесение ударов стратегическими ракетами «Калибр-НК» по наземным целям.

Западноевропейские проекты направлены на решение задач ПЛО и ПВО и тут они первые. Но возможности наносить удары по надводным и наземным целям у них существенно меньшие. Это отражает роль и место фрегатов в системе флотов НАТО – преимущественно эскортных кораблей, предназначенных для действий в составе крупных соединений или самостоятельных в составе корабельных поисково-ударных групп в борьбе с подводными лодками в системе зональной ПЛО НАТО на Атлантическом ТВД. Аналогична ситуация с «японцами», которые создавались для зональной обороны побережья. Их возможности существенно меньше, чем «европейцев», поскольку это довольно старые корабли.

Фрегаты остальных стран характеризуются относительной сопоставимостью боевых возможностей по решению всего круга основных задач, поскольку почти во всех флотах они наиболее крупные боевые единицы, способные решать все основные задачи.

В заключение следует отметить, что среди всех рассмотренных кораблей только «Горшков» обладает возможностью наносить удары по наземным объектам в стратегической глубине как обычными высокоточными, так и ядерными ракетами. Фактически он встает в один ряд с американскими крейсерами и эсминцами УРО, оснащенными СКР «Томагавк».

Источник материала
Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Ruwar на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@newru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

You may also like...

1 Комментарий
старые
новые
Встроенные Обратные Связи
Все комментарии
Чтобы добавить комментарий, надо залогиниться.