22 июня 1941 года для авиации СССР

Приведу несколько цифр, взятых из монографии Михаила Тимина «Огненное крещение сталинских соколов», напечатанной еще в 2013 году в спецвыпуске журнала «Авиапарк». Тираж у журнала был небольшой, так что, думаю, далеко не все, кого интересует даннная тема, читали эту монографию.

Итак, к утру 22 июня 1941 года в составе ВВС Северо-Западного фронта насчитывалось восемь истребительных авиаполков (сокращенно — ИАП) первой линии, а в их составе — 414 истребителей, в том числе 136 новеших МиГ-1 и МиГ-3.

К исходу этого дня ситуация была уже вот такая:

В 10-м ИАП осталось 25 самолетов из 58.
В 15-м ИАП — 26 из 88.
В 31-м ИАП — 12 из 65.
В 42-м ИАП — 11 из 79.
В 148-м ИАП — 27 из 68.
В 237-м ИАП — 3 из 13*
В 238-м ИАП — 6 из 30*
В 240-м ИАП — 7 из 13*
* полки находились в стадии формирования и к началу войны имели неполный комплект самолетов.

Суммируя цифры, получаем, что за один день было безвозвратно потеряно 324 истребителя из 414. Немцы заплатили за это четырьмя сбитыми истребителями Bf-109F и двумя бомбардировщиками Ju-88. Таким образом, соотношение потерь составляло 1:54 в пользу Люфтваффе. А если к нему добавить еще и потери фронта в бомбардировочной и штурмовой авиации, то оно возрастет примерно до 1:100.

При этом нельзя сказать, что наши летчики не пытались сопротивляться. За день истребители Северо-Западного фронта совершили порядка 700 боевых вылетов и провели несколько десятков воздушных боев. Но результатом этих боев стало уничтожение всего четырех «мессершмиттов» и двух «юнкерсов» ценой потери 20 самолетов. Причем два «мессера» — на счету 42-го ИАП, вооруженного, вы будете смеяться, даже не И-16, а «Чайками» И-153. Новейшие МиГ-1 и МиГ-3 ни одного самолета не сбили.

Еще примерно 50 советских истребителей разбились в авариях и катастрофах (возможно, часть из них была вызвана боевыми повреждениями), а абсолютное большинство потерь пришлось на самолеты, уничтоженные при авианалетах или оставленные на аэродромах при поспешной эвакуации из-за повреждений, неисправностей, либо — из-за нехватки летного персонала. Таков был первый итог многолетней подготовки к войне в зеркале одного из фронтов.

Почему же И-153 оказались результативнее новейших истребителей? Эти бипланы являются третьей модернизацией довольно древнего биплана Поликарпова И-15, впервые полетевшего в октябре 1933 года. В 30-х годах самолёт И-15 не имел равных по манёвренности на горизонтали (8-8,5 с. время выполнения виража), был устойчив на всех режимах полёта, прост в пилотировании и обладал хорошими взлётно-посадочными качествами. Потом из него сделали И-15-бис, ну а потом — И15-3, который для краткости стали писать как И-153.

Как он получился? Да просто. Для увеличения скорости решено было установить более мощный двигатель, убираемое шасси, применить новый профиль крыла Clark-YH. Хотели сделать и закрытую кабину — но летчики наотрез отказывались с ней летать, потому что мотор забрасывал стекло маслом, и из кабины было тупо ничего не видно. А в открытой кабине летчик просто высовывался из-за лобового козырька — и что-то мог разглядеть. Конструктор снова вернулся к верхнему крылу типа «чайка», как на И-15, которое по требованию ВВС заменили обычным на И-15 бис.

Все эти меры позволили достичь скорости 430 км/ч. Также наконец введена бронеспинка сиденья летчика.

К началу Великой Отечественной войны самолет окончательно устарел и не мог, ввиду низкой скорости, догнать даже некоторые модификации Ju.88 и Dornier, не говоря уже про истребители Bf.109. Однако, поскольку немцы были вынуждены защищать бомбардировщики, им пришлось вступать в бой с советскими И-153, и тут сказалась высокая горизонтальная маневренность последних. И главное — у русских имелись в некоторых (небольших) количествах И-153П с двумя синхронными 20-мм пушками ШВАК (плюс 2 пулемета ШКАС), это явилось для немцев неожиданностью.

К сказанному можно добавить, что, согласно советским документам, найденным в ЦАМО тем же Михаилом Тиминым, на Западном фронте обстановка складывалась для советских ВВС не менее катастрофично. Так, уже к 10 часам утра 22 июня, после первых двух немецких налетов на наши аэродромы, в 33-м и 74-м ИАП не осталось ни одного боеспособного самолета, в 123-м уцелело 13 машин, в 126-м — шесть и в 124-м — одна. А до конца дня были уничтожены в полном составе 41-й, 122-й, 126-й и 129-й истребительные, а также — 13-й, 16-й и 39-й бомбардировочные авиаполки.

И эта печальная статистика — далеко не полная. Всего же в первый день войны на аэродромах Западного фронта было уничтожено или захвачено противником 528 самолетов, 151 — сбит в воздухе, 53 — пропали без вести и еще шесть разбились в авариях, итого — 738. Со своей стороны Люфтваффе в полосе группы армий «Центр» безвозвратно потеряли по всем причинам 30 самолетов.

Материал: https://vikond65.livejournal.com/1462045.html
Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Observer на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@newru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

You may also like...

Подписка
На почту
guest
0 комментариев
Встроенные Обратные Связи
Все комментарии
Чтобы добавить комментарий, надо залогиниться.