Артиллерийский подвижный бронированный наблюдательный пункт «Объект 610»

Артиллерия давно и заслуженно носит прозвище «бог войны». Высокая огневая мощь позволяет нанести максимально возможный ущерб противнику, попавшему в зону ответственности орудий. Тем не менее, эффективная «божья кара» невозможна без разведки, целеуказания и корректировки. С момента появления самоходной артиллерии в разных странах неоднократно предпринимались попытки создания подвижных машин артиллерийской разведки. В середине пятидесятых годов прошлого века очередной образец такой техники мог быть принят на вооружение Советской армии. Для совместной работы с имеющимися САУ был создан подвижный пункт наблюдения «Объект 610».

Появлению проекта «Объект 610» поспособствовали предыдущие события в сфере самоходной артиллерии. Еще в середине 1948 года промышленность получила задание создать перспективную самоходную артиллерийскую установку на базе среднего танка Т-54. Новая машина, получившая рабочее обозначение «Объект 600», должна была строиться по традиционной для советских САУ компоновке с передним расположением боевого отделения и нести 122-мм нарезную пушку Д-25. В ходе проектирования такой машины промышленность столкнулась с некоторыми трудностями организационного и технического характера, которые негативным образом сказались на темпах работ.

Те или иные трудности, а также две передачи проекта в другое конструкторское бюро привели к тому, что первый прототип САУ «Объект 600» был построен только в конце 1950 года. Последовавшие за этим испытания показали необходимость доработки машины. В итоге самоходка «Объект 600» или СУ-122-54 была принята на вооружение только весной 1954 года. В следующем году армия получила первые серийные машины этого типа. В то же время было решено начать разработку еще одного проекта бронетехники.

СУ-122-54 и другие самоходки того времени имели набор различного оптического оборудования, предназначенного для поиска целей и расчета поправок при их атаке. Тем не менее, возможности бронемашин по поиску и обнаружению целей считались недостаточными. Требовалось включить в состав артиллерийских подразделений специальную бронемашину, целью которой было бы наблюдение за полем боя и выдача целеуказания самоходкам с вооружением. Такой подход позволял заметно повысить эффективность работы артиллерии в различных условиях.

Для ускорения проектирования и последующего упрощения серийного производства было решено создавать подвижный наблюдательный пункт на основе новейшей артиллерийской самоходки, которой в то время являлась СУ-122-54. Базовая САУ основывалась на агрегатах среднего танка Т-54, что должно было привести к дополнительной экономии при наличии всех прочих плюсов унификации. Кроме того, предложение об использовании готовой техники, по-видимому, сказалось на выборе разработчика нового проекта.

В январе 1955 года Главное артиллерийское управление вооруженных сил сформировало технические требования к новой машине и передало этот документ конструкторскому бюро завода №174 (г. Омск). Чуть ранее ОКБ-174 завершило разработку самоходки СУ-122-54. Таким образом, это бюро могло наиболее быстро справиться с новым заданием, подразумевавшим дальнейшее развитие существующей конструкции. Главным конструктором был назначен А.Е. Сулин. Являясь развитием «Объекта 600», новый проект получил обозначение «Объект 610». Кроме того, использовался шифр «Буйвол». Перспективную машину классифицировали «артиллерийский подвижный бронированный наблюдательный пункт» (АПБНП).

Максимальное использование существующих узлов и агрегатов позволило сократить время разработки проекта. Необходимая документация была подготовлена к середине года. В июле проект получил одобрение заказчика, после чего омский завод №174 приступил к сборке опытных образцов новой техники. К этому времени на предприятии было развернуто серийное производство самоходок СУ-122-54. Благодаря максимальной унификации, предусмотренной двумя проектами, два шасси, изначально строившихся в качестве основы для САУ, были достроены по проекту АПБНП «Буйвол».

При формировании облика подвижного наблюдательного пункта было решено обойтись лишь доработкой существующей техники без создания крупных новых агрегатов. Фактически машина «Объект 610» должна была представлять собой «Объект 600», лишенный артиллерийского вооружения, но оснащенный усиленным набором оптических приборов, средств связи и т.д. Такой подход позволял обеспечить защиту экипажа от различных угроз и эффективное решение основных задач, а также давал максимальную унификацию с существующими образцами.

В ходе предыдущего проекта был разработан обновленный броневой корпус, основывавшийся на агрегатах среднего танка Т-54 и предназначенный для установки артиллерийского вооружения. В проекте АПБНП «Буйвол» было решено вновь использовать этот корпус, внеся некоторые изменения в его конструкцию. Основные черты корпуса оставались без изменений, все доработки были связаны с новой ролью бронемашины.

В связи с таким подходом общая компоновка машины осталась прежней. Передняя и центральная части корпуса, образовывавшая сравнительно крупную и высокую рубку, вмещала общий обитаемый отсек, в котором помещались все рабочие места экипажа. Корма, как и в случае с базовым танком, вмещала агрегаты силовой установки и трансмиссии.

Сохранение конструкции корпуса позволило оставить прежним и уровень защиты. СУ-122-54 отличалась достаточно мощным бронированием, которое без значительных доработок перешло к «Буйволу». Лобовая часть корпуса прикрывалась крупным верхним листом толщиной 100 мм, расположенным под углом 51° к вертикали. Снизу предусматривался меньший 80-мм бронелист. Сбоку рубка защищалась заваленными внутрь бортами толщиной 80 мм, при помощи которых создавались крупные надгусеничные ниши. Крышу выполнили из 20-мм листа. Кормовая часть корпуса защищалась броней толщиной от 20 до 45 мм.

Компоновка моторно-трансмиссионного отделения и состав силовой установки вновь остались неизменными, соответствуя проекту Т-54. Основой силовой установки являлся дизельный двигатель В-54 мощностью 520 л.с. Рядом с ним находилась механическая трансмиссия, передающая крутящий момент на задние ведущие колеса. Проект «Объект 610» сулил некоторое сокращение боевой массы в сравнении с базовой САУ, что позволяло увеличить подвижность без использования нового двигателя или трансмиссии.

Ходовая часть без изменений заимствовалась у СУ-122-54. В ее составе имелось по пять опорных катков большого диаметра на каждом борту. Катки оснащались индивидуальной торсионной подвеской. Еще в предыдущем проекте расположение катков было изменено для компенсации большого веса передней части корпуса. Из-за этого второй и четвертый промежутки между катками были уменьшены в сравнении с первым и третьим. Сохранение конструкции корпуса повлекло за собой использование уже проверенной компоновки ходовой части. Направляющие колеса оставались в передней части корпуса, ведущие – в задней.

В лобовом листе корпуса сохранилось отверстие для установки вооружения, однако на этот раз оно имело значительно меньшие размеры. Для самообороны машина «Буйвол» должна была использовать пулемет КПВ калибра 14,5 мм с боекомплектом 400 патронов. Пулемет монтировался в подвижной установке лобового листа, прикрытой броневой маской. Для маскировки такого оружия и затруднения правильного опознавания бронемашины на поле боя было решено использовать дополнительный кожух. На сферической маске пулемета закреплялась сравнительно короткая труба с расширенной «дульной» частью, имитирующая ствол пушки. Предполагалось, что такая имитация артиллерийского вооружения не позволит противнику сразу определить машину в качестве наблюдательного пункта, являющегося приоритетной целью.

Управлять АПБНП «Объект 610» должен был экипаж из шести человек. В передней части обитаемого отсека помещались водитель и стрелок, остальные члены экипажа находились за ними. В крыше рубки сохранялся набор люков для доступа внутрь. Люки по-прежнему оснащались собственными смотровыми приборами, однако теперь помимо них для наблюдения можно было использовать и другую аппаратуру.

Основной задачей машины «Буйвол» было наблюдение за полем боя и выдача целеуказания другой бронетехнике с артиллерийским вооружением. Для этого она должна была нести развитый набор смотровых приборов, навигационное оборудование и т.д. Так, для определения собственных координат предлагалась навигационная аппаратура «Янтарь-Трасса». В ее составе имелись гирокурсоуказатель «Янтарь-А», датчик пути, курсопрокладчик, а также курсоуказатель механика-водителя.

Помимо сравнительно простых перископических приборов на крыше АПБНП монтировались танковый командирский перископ ТПКУ, оптический дальномер ДС-09, артиллерийская буссоль ПАБ-2, танковый командирский дальномер ТКД, разведывательный теодолит РТ-2, перископ дальнего наблюдения ПДН-2 и прибор управления огнем ПУМО-5. Подобный набор аппаратуры позволял следить за всей окружающей местностью и своевременно замечать потенциально опасные объекты. Также обеспечивалось определение направления на цель и дальности до нее.

Собрав необходимые данные о цели, экипаж «Буйвола» мог передать их другой технике. Для этого на борту наблюдательного пункта имелись радиостанции 10РТ и Р-108.

Использование готового корпуса, а также отказ от применения артиллерийского вооружения привели к тому, что по общим габаритам АПБНП «Объект 610» почти не должен был отличаться от СУ-122-54. Длина машины по корпусу достигала 6 м, ширина – 3,27 м, высота по крыше рубки – 2,06 м. Отсутствие крупных и тяжелых агрегатов в виде пушки и ее установки привело к сокращению боевой массы до 33 т. Как следствие, удельная мощность машины выросла до 15,75 л.с. на тонну. Это не дало прироста максимальной скорости, которая так и осталась на уровне 48 км/ч, однако повысило запас хода до 490-515 км.

Проект «Объект 610» был разработан к середине 1955 года. Вскоре документацию по новой разработке представили заказчику, после чего проект был утвержден. Завод №174 получил разрешение на строительство двух опытных образцов АПБНП «Буйвол». Наличие задела в виде частично готовых самоходок СУ-122-54 позволило изготовить обе требуемые машины до конца года. После этого опытная техника была выпущена на испытания. За следующие полгода два прототипа справились со всеми необходимыми предварительными испытаниями.

Летом 1956 года опытные «Буйволы» были переданы Главному артиллерийскому управлению для следующих проверок. Машины успешно справились с государственными испытаниями, после чего новый тип техники мог быть рекомендован к серийному производству и массовой эксплуатации в войсках. Вопрос принятия техники на вооружение должен был решиться в самом ближайшем будущем.

Несмотря на соответствие всем предъявляемым требованиям и успешное прохождение всех необходимых испытаний, артиллерийский подвижный бронированный наблюдательный пункт «Объект 610» не был принят на вооружение и не пошел в серию. Выпуск этой техники ограничился всего двумя машинами, предназначенными для использования в испытаниях.

Причины отказа от машины типа «Буйвол» были прямо связаны с судьбой самоходки СУ-122-54, а также с основными тенденциями развития вооруженных сил в целом. Повышенное внимание к ракетным вооружениям и планируемое сокращение роли ствольной артиллерии, а также различные проблемы технического и технологического характера серьезно ударили по темпам выпуска САУ СУ-122-54. В общей сложности было построено не более восьми десятков таких машин. Из-за столь малого их количества необходимость унифицированного наблюдательного пункта могла стать предметом споров.

Очевидно, что все плюсы проекта «Буйвол» могли в полной мере раскрыться только при массовом производстве и полномасштабной эксплуатации самоходок СУ-122-54 и подвижных наблюдательных пунктов. В таком случае армия действительно могла сэкономить на строительстве и обслуживании двух типов техники, имеющих максимально возможную степень унификации как между собой, так и с серийным танком Т-54. Тем не менее, САУ со 122-мм пушкой не строилась крупной серией, из-за чего необходимость в АПБНП «Объект 610» пропала. Развертывание производства этой машины «в интересах» других самоходок, по-видимому, посчитали нецелесообразным.

Согласно имеющимся данным, во второй половине 1955 года заводом №174 было построено лишь два «Объекта 610», после чего подобная техника не выпускалась. Тем не менее, в некоторых источниках упоминается, что подобные машины в дальнейшем могли строиться на базе серийных СУ-122-54 после их снятия с вооружения и списания. Такая версия может иметь право на жизнь, поскольку достоверно известно, что значительное число самоходок после снятия с вооружения было перестроено по новым проектам. Однако достоверные подтверждения появления новых подвижных наблюдательных пунктов пока отсутствуют и вряд ли когда-либо появятся.

Артиллерийские подвижные бронированные наблюдательные пункты «Объект 610» / «Буйвол» должны были пополнить состав подразделений сухопутных войск и повысить их боевой потенциал. Однако эта техника появилась в не самое лучшее время, а также базировалась на не самой лучшей платформе. Как следствие, даже успешное прохождение испытаний не позволило «Буйволу» добраться до войск. Тем не менее, армия все еще нуждалась в подобной технике, из-за чего вскоре появились новые варианты бронемашин артиллерийской разведки.

Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Ruwar на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@proru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение На metall.vip анкера для крепления георешетки. будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

Комментарии

Подписка
avatar
wpDiscuz