День невезучих самолетов

Интересное совпадение: в один и тот же день, 3 августа 1938 года, в СССР, Великобритании и Италии впервые поднялись в воздух три новых боевых самолета. Однако по разным причинам все три прототипа не устроили военных, на вооружение их не приняли и через некоторое время отправили на слом.
Начнем с нашего неудачника — многоцелевого самолета авиаконструктора Николая Поликарпова под кодовым названием «Иванов». Его первый полет завершился нормально, а во втором, совершенном в тот же день, при посадке подломилось шасси. После ремонта испытания возобновились и продолжались до 1940 года. К тому времени уже был принят на вооружение и запущен в серийное производство конкурентный образец — самолет Су-2, разработанный в КБ Павла Сухого. Поскольку поликарповский «Иванов» имел примерно равные с ним летные характеристики, не было смысла заменять им суховскую машину. В том же году проект закрыли.
В Английской авиации ситуация складывалась аналогично. Фирма «Мартин-Бейкер» по собственной инициативе и на собственные средства разработала и построила опытный экземпляр истребителя МВ-2, совершивший первый полет практически одновременно с «Ивановым». Машина обладала рядом достоинств, но не настолько выдающихся, чтобы ради нее отказываться от одного из только что запущенных в серию истребителей — «Спитфайра» или «Харрикейна». А принятие на вооружение сразу трех разнотипных машин одинакового назначения британские генералы сочли ненужным излишеством. В итоге МВ-2 (на иллюстрации в заголовке) разделил судьбу «Иванова».
МВ-2 разрабатывался как «самолет тотальной войны» с минимальным использованием дефицитных материалов. Его каркас был сварен из стальных труб, а значительную часть обшивки составляло полотно. Самолет имел неубирающееся шасси, что в конце 1930-з годов уже считалось архаизмом, однако, фирма намеревалась в дальнейшем оснастить его убирающимися стойками. Главной «изюминкой» машины была ее оригинальная силовая установка — 24-цилиндровый Н-образный мотор воздушного охлаждения Нэпир «Даггер». Фактически он представлял собой два 12-цилиндровых оппозитных мотора, смонтированных на общем картере. Чрезмерная сложность этого двигателя не оправдала ожиданий.
Наконец, в Италии 3 августа начались испытаниия доработанного прототипа истребителя «Капрони» Са-165. Это был один из последних европейских истребителей бипланной схемы. В первоначальном виде он впервые взлетел еще в феврале, но потом самолет значительно переработали. В частности, на нем установили каплевидный фонарь кабины с круговым обзором, а выдвижной радиатор заменили фиксированным, спрятав его в тоннельный обтекатель.
Самолет получился гораздо более быстрым, чем его основной конкурент — истребитель «Фиат» СR-42, но менее маневренным, а для истребителей-бипланов именно маневренность считалась главной характеристикой. Еще одним важным фактороом стала относительно высокая цена «Капрони» — в полтора раза больше, чем у «Фиата». Сложение этих факторов привело к тому, что военные остановили свой выбор на «Фиате». CR-42 построили почти 1800 штук, а изящный Са-165 остался в единственном экземпляре и вскоре закончил свои дни на свалке.
На верхнем снимке Са-165 в начальной конфигурации, а на нижнем — после доработки.