Эстония отказалась от самолетов С-23, подаренных США

Эстонские ВВС отказались от двух военно-транспортных самолетов Sherpa С-23B+, подаренных США в 2014 году для замены старых советских Ан-2, сообщил Главный штаб Сил обороны Эстонии. В Эстонию самолеты должны были прибыть в прошлом году.

Sherpa C-23B+ (на фото в заголовке) были выпущены британской компанией Shorts Brothers, которая принадлежит фирме Bombardier Aerospace. ВВС США использовали эти самолеты с 1985 года. На самом деле С-23 это военная конверсия куда более старого гражданского самолета Short-330.

Первопричиной создания в начале 1980-х легкого военно-транспортного самолета стала острая необходимость доставки запчастей самолетов, дислоцировавшихся на 20 авиабазах США в Западной Европе. Специализированный самолет должен был осуществлять полеты на расстояние до 1300 км с грузом до 2300 кг, эксплуатироваться в сложных метеоусловиях, характерных для Западной Европы, базируясь на слабооборудованных полевых аэродромах с укороченными ВПП. Логистически это мероприятие было вполне оправдано. Эксперты заранее подсчитали, что перебои в снабжении на возможном театре военных действий в Европе при отсутствии быстрых средств доставки запчастей и двигателей могли быть равны ежесуточному невыполнению около 800 боевых вылетов.

В конце 1983-го авиационное командование решило закупить два десятка новых самолетов, создаваемых по программе EDSA (European distribution System Aircraft», самолет снабжения европейских авиабаз). При этом уточнялось, что необходим уже разработанный самолет, лишь несколько модернизированный для выполнения своих специфических задач и сертифицированный по программе FAR 25. Общее количество транспортных машин планировалось довести до 64 с ценой по 2 млн. долл. за каждый. По конкурсу EDSA предложили семь самолетов, из которых, в конечном итоге, пригодными оказались «Шорт 330» (Англия) и «CASA» C-12 (Испания). Причем испанцам в получении контракта усиленную поддержку оказывала американская фирма «МакДоннелл-Дуглас». Однако предпочтение отдали английской фирме «Шорт», где ускорили модернизацию самолета «330». При этом учли уже имеющийся опыт разработки в 1975-м на его основе опытного военного грузового варианта SD3-M. Если говорить более конкретно, произошло следующее. Впервые новый грузовой вариант «Шорт 330» фирма предложила в июле 1982-го, сразу же после запроса информации по программе EDSA. Более подробные сведения о машине, получившей название «Шерпа» («Воздушный змей») были обнародованы фирмой «Шорт» на международной авиакосмической выставке в Фарнборо осенью 1982-го. Первый полет «Воздушный змей» совершил 23 декабря. Последовавшие за этим демонстрационные полеты «Шерпы» в странах Западной Европы и на базах ВВС США в этом регионе показали его явные преимущества над испанским С-12 «Авиакар» («Воздушный автомобиль»).

В марте 1984-го фирму «Шорт» признали победительницей и она получила от ВВС контракт на 165 млн.долл. Из этой суммы третья часть предназначалась для производства 18 машин типа «Шерпа», а остаток — на материально-техническое обеспечение и обслуживание их в течение десяти лет. Тогда же предусмотрели возможность увеличения заказа до 66 машин при общей стоимости программы 660 млн.долл. (по курсу 1984-го). Самолету присвоили и личный индекс — C-23A.

По сравнению с английским пассажирским самолетом «Шорт 330-200», от которого и взял свое начало С-23А, в последний было внесено до 60 изменений. Прежде всего, установили новое радиоэлектронное оборудование и увеличили емкость топливных баков, ввели рабочие места для бортмеханика и штурмана. Кроме того, установили кислородную систему для четырех членов экипажа и оборудовали грузовую кабину роликовыми конвейерами с тремя направляющими, облегчающими и ускоряющими погрузку и разгрузку контейнеров. Постройка первого полностью переоборудованного С-23А завершилась в августе 1984-го.

Для «Шерпы» характерны прямоугольные формы крыла, фюзеляжа и хвостового оперения. Тем не менее, плавное сопряжение этих агрегатов, удлиненная носовая часть, гондолы для уборки шасси значительно уменьшили лобовое сопротивление. А прямоугольное крыло с удлинением около 13 позволило довести аэродинамическое качество до 15. При максимальном взлетном весе более 10 т самолет способен развивать крейсерскую скорость до 350 км/ч и преодолевать расстояние более 1200 км.

Крыло — подкосное цельнометаллической конструкции, трехсекционное, высокорасположенное, с профилем NACA 63А. Центроплан — двухлонжеронной кесонной конструкции. Выполнен как одно целое с верхней частью фюзеляжа. Консоли крыла — с постоянной хордой по всему размаху, кессонной конструкции. Панели обшивки — двухслойные: гладкий внешний и гофрированный внутренний слои. Крыло оснащено трехсекционными однощелевыми закрылками площадью 7,74 м2 и однощелевыми элеронами, весовой балансировкой и триммерами общей площадью 2,55 м2.

Фюзеляж изготовлен из алюминиевого сплава. Носовая и нижняя части фюзеляжа выполнены в полумонококовой конструкции. Остальная его часть — монокок, склеенные межу собой гофрированный внутренний и гладкий внешний слои обшивки, подкрепленные шпангоутами.

Самолет С-23 сохраняет многие особенности своего пассажирского предка «Шорт 330-200»: имеет переднюю грузовую дверь и широкую грузовую кабину прямоугольного сечения. Сохранен передний багажный отсек. «Шерпа» отличается от исходного самолета отсутствием боковых окон, за исключением передней части, где оставлены по два иллюминатора с каждой стороны, а также наличием задней погрузочной рампы. Погрузочная рампа проста и надежна по устройству. Она опускается под действием собственной тяжести, а поднимается с помощью гидравлической системы, куда входит и ручной насос, расположенный за задней дверью и приводящий в действие два домкрата. Дополнительные опоры при погрузочно-разгрузочных работах устанавливаются по бокам задней части фюзеляжа. Непосредственно на погрузочной рампе в полете может размещаться груз общей массой до 270 кг. Варианты загрузки кабины самолета такие: два контейнера LD-3 и девять человек личного состава; четыре контейнера LD-3 или семь контейнеров СО8; два патрульных автомобиля и прочие грузы.

Хвостовое оперение — двухкилевое, свободнонесущее. Рули направления с аэродинамической компенсацией, снабжены триммерами. Горизонтальное оперение состоит из стабилизатора с усиленным носком и рулем высоты, снабженным триммером.

Силовая установка C-23A состоит из двух ТВД «Пратт-Уитни» PT6A-45R. Воздушные винты фирмы «Хартцелл» пятилопастные, малоскоростные, с автоматическим флюгированием, реверсивные, диаметром 2,82 м. Топливо размещается в двух основных топливных баках общей емкостью 2182 л, расположенных в местах стыка центроплана крыла с фюзеляжем. Для воздушных винтов, входных каналов двигателей и губ их воздухозаборников, а также стабилизатора и носков крыла предусмотрена электрическая антиобледенительная система.

Штаб системы EDSA и самолеты С-23А расположены на авиабазе Цвейбрюккен в ФРГ. Основная задача этой организации — обеспечить учет и доставку запчастей и вооружения в пределах всего возможного театра военных действий. Запчасти и вооружение складируются также на авиабазах ВВС Англии Кембл и Испании — Торрехон. Система EDSA требует постоянного использования 16 самолетов C-23A в качестве основных и плюс к этому два резервных.

Разумеется, система EDSA давно сдохла. У США осталось лишь три самолета C-23A в летных кондициях, да и у тех почти полностью выработан ресурс. Именно из их числа пару решили подарить Эстонии.

Последние заказы на этот самолет фирмой «Шорт» были получены от Национальной гвардии США в начале 1992 года (для замены находившихся в эксплуатации самолетов de Havilland Canada C-7 Caribous). С тех пор самолет не производится, запчастей к нему нет и не будет.

В настоящее время в состав ВВС Эстонии входят вертолеты Robinson R-44 (маленький двухместный поршневой вертолет), транспортные самолеты Ан-2 и учебные реактивные самолеты L-39. Несомненно, НАТО сильно укрепилось такими мощными ВВС.

Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Observer на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@newru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

You may also like...


Комментарии
Чтобы добавить комментарий, надо залогиниться.