Как дегенераты Спитфайр разбили

На YouTube появилось видео аварии самолета времен Второй мировой войны Supermarine Spitfire Mk XIX. В сюжете видно, как самолет разбегается по грунтовой взлетно-посадочной полосе, утыкается носом в землю и переворачивается. Инцидент произошел на аэродроме Лонгюйон-Виллет на северо-западе Франции. Пилот самолета в результате случившегося не пострадал.

Давайте же разберем, что случилось и почему. Ведь на этих истребителях летали наши деды, и всё было ОК.

Сейчас большинство самолетов имеют шасси по системе «передняя трехточка». А когда-то большинство самолетов строились по схеме «задняя трехточка». А эти типы самолетов по-разному ведут себя на взлете…

У задней трехточечной схемы на стоянке задран нос. Потому полосы практически не видно. Чтобы взлететь, пилоту нужно набрать определенную скорость, удерживая ручку на себя, затем дать ручку от себя, чтобы заднее колесо оторвалось от полосы, а сам самолет принял горизонтальное положение, и выдерживать самолет в таком положении до достижения взлетной скорости. Потом ручка на себя — и вперед.

На передней трехточке все немного иначе. Передняя стойка шасси уже упирается в землю, и потому ручка отдается только для того, чтобы исключить подскок переднего колеса на кочке при разбеге. Потому самолет разгоняется на трех стойках до достижения взлетной скорости, потом ручка на себя — и в небо.

Главные стойки шасси находятся вблизи центра масс самолета. В передней трехточке центр масс довольно далеко за передней точкой опоры — передней стойкой — и потому капотаж (переворот на нос) затруднен. В задней трехточке вынесенного вперед колеса нет, и любая кочка дает самолету «подножку». И так как расстояние от центра масс до передней точки опоры, проходящей через ось колес главных стоек, мизерное — самолеты с задним расположением третьего колеса склонны к утыканию носом.

В процессе разгона самолет должен выдерживать горизонтальное положение, чтобы иметь минимальное воздушное сопротивление, раз, и чтобы подъемная сила крыла была близка к нулю до достижения взлетной скорости, два. На передней трехточке это достигается удержанием передней «ноги» на земле, на задней трехточке — отрывом заднего колеса и балансировкой самолета на весу в потоке до момента отрыва. И только когда набирается взлетная скорость, в обеих системах идет ручка на себя, крыло рывком увеличивает подъемную силу и поднимает самолет в воздух.

Как видно, самолеты задней трехточечной схемы весьма сложны на взлете, так как требуют сложной балансировки «на весу» при разбеге, проблемы с каковой балансировкой выглядят так, как на видео выше. То есть — как капотаж.

В приведенном видео пилот совершил несколько ошибок.

1. Как видно, при рулежке он держал ручку на себя. Это нормально.
2. Как видно, в начале разбега он установил ручку в нейтральное положение. ЭТО ЕГО КРИТИЧЕСКАЯ ОШИБКА!
3. Когда пилот дал газ (а на этом Спите 1200-сильный Мерлин), тяга винта потянула самолет вперед. Пилот дал газ слишком резко, и самолет, не успев набрать скорость, оторвал заднее колесо (с рулями в нейтральном положении) от земли.
4. Как видно на видео, когда самолет начал наклоняться вперед, пилот взял ручку на себя, чтобы удержать самолет, НО ЭТО НЕ ПОМОГЛО, ПОТОМУ ЧТО СКОРОСТЬ БЫЛА БЛИЗКА К НУЛЮ.

Правильные дествия были бы такими. По окончании руления ручку на себя, плавная дача газа и отпускание тормозов. Самолет медленно разгоняется, и при достижении минимальной скорости управляемого полета (там около 50-70 км/ч), когда рули уже эффективны, ручка постепенно отдается от себя, а газ наращивается. Уже разогнавшийся самолет подпрыгивает на кочках, не упираясь в них рогом, руль высоты работает — можно балансировать до взлетной скорости.

В данном же случае пилот действовал как на самолете с передней трехточкой, то есть рули высоты в нейтраль, и газ на максимум.

Материал: http://bigdrum.livejournal.com/609442.html
Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Observer на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@proru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

Комментарии

Подписка
avatar
wpDiscuz