ОТРК 9К716 «Волга»
В 1987 году СССР и США подписали Договор о ликвидации ракет средней и малой дальности, запрещавший разработку, строительство и эксплуатацию комплексов с дальностью стрельбы от 500 до 5500 км. Выполняя условия этого соглашения, наша страна была вынуждена отказаться от продолжения эксплуатации нескольких существовавших ракетных комплексов. Кроме того, договор привел к закрытию нескольких перспективных проектов. Одной из разработок, не доведенных до эксплуатации из-за появления Договора о РСМД, был проект оперативно-тактического ракетного комплекса 9К716 «Волга».
По имеющимся данным, создание проекта с условным обозначением «Волга» началось не позже середины восьмидесятых годов. Головным разработчиком комплекса стало Конструкторское бюро машиностроения (г. Коломна) во главе с С.П. Непобедимым, ранее создавшее проекты комплексов «Ока» и «Ока-У». Главной задачей проекта «Волга» было создание современного оперативно-тактического ракетного комплекса, предназначенного для замены существующей системы 9К76 «Темп-С». При создании нового проекта планировалось использовать имеющийся опыт и существующие наработки по уже существующим комплексам, в первую очередь системам семейства «Ока».
Первые упоминания о проекте 9К716 «Волга» относятся к 1980 году. Тогда полигон Капустин Яр получил приказ о начале подготовки к испытаниям перспективного ракетного комплекса с шифром «Волга». Дальность стрельбы этого комплекса, которую требовалось учитывать при подготовке испытательной площадки, составляла 600 км. В рамках подготовки к будущим испытаниям нового комплекса планировалось подготовить новую стартовую площадку, расположение которой позволяло проверять ракеты со стрельбой на максимальную заданную дальность.
С учетом имеющегося опыта КБ Машиностроения сформировало общий облик перспективного комплекса. В состав системы «Волга» планировалось включить несколько компонентов различного назначения, предназначенных для выполнения тех или иных задач. Основным элементом комплекса предлагалось сделать самоходную пусковую установку, построенную на базе специального колесного шасси. Сопровождать эту технику и обеспечивать ее боевую работу должны были транспортно-заряжающая машина и ряд другой специальной техники. Наконец, следовало разработать управляемую ракету с требуемыми характеристиками. По некоторым данным, рассматривалась возможность создания целого семейства ракет, состоящего из 14 изделий отличающегося назначения.
Требования по дальности стрельбы привели к необходимости создания сравнительно крупной и тяжелой самоходной пусковой установки. Для строительства этой машины требовалось самоходное шасси с соответствующими характеристиками. Разработка требуемой техники была поручена Брянскому автомобильному заводу, который имел солидный опыт в деле создания специальных шасси, в том числе для ракетных комплексов. Проект перспективного шасси для комплекса «Волга» получил рабочее обозначение «69481М». Также в некоторых документах фигурировало название БАЗ-6948.
Проект «69481М» подразумевал строительство пятиосной колесной машины с колесной формулой 10х8. Ввиду крупных габаритов создаваемой ракеты шасси должно было отличаться большой длиной, которая компенсировалась увеличением числа осей ходовой части. При этом машина должна была иметь традиционную для таких шасси компоновку. В передней части корпуса, в переднем свесе, помещалась кабина экипажа, за которой находился моторный отсек. Все объемы корпуса позади моторного отсека отдавались под размещение требуемой полезной нагрузки в виде пусковой установки, ракеты или иного специального оборудования.
В моторном отсеке машины помещались два дизельных двигателя КамАЗ-740.3 мощностью до 260 л.с. При помощи двух механических коробок передач КамАЗ-14 и другого оборудования трансмиссии крутящий момент распределялся на четыре ведущих колеса каждого борта. Каждый двигатель при этом работал с трансмиссией и колесами своего борта. Ведущими являлись колеса двух передних и двух задних осей. Третья ось не получила связи с трансмиссией и не являлась ведущей. Для управления предлагалось использовать механизмы поворота колес двух передних мостов.
В кабине машины «69481М» могло помещаться четыре рабочих места экипажа. При собственной снаряженной массе 21,5 т шасси могло брать на борт груз весом 18,6 т. Полная масса пусковой установки с ракетой должна была достигать 40,5 т. Максимальная скорость машины на шоссе – 74 км/ч, запас хода – 900 км.
При использовании в качестве основы для самоходной пусковой установки перспективное шасси должно было получать подъемную стрелу с креплениями для ракеты, домкраты-аутригеры и другое специальное оснащение. В транспортном положении машины ракету следовало помещать внутри грузового отсека, под защитой бортов и раздвижной крыши. В ходе подготовки к стрельбе створки крыши должны были расходиться в стороны, позволяя стреле с гидравлическим приводом поднять ракету в стартовое положение.
Также шасси «69481М» должно было стать основой для транспортно-заряжающей машины ракетного комплекса. В таком случае в грузовом отсеке шасси следовало монтировать крепления для перевозки ракеты или ракет, а также средства для их обслуживания и перегрузки на пусковую установку. Использование унифицированных шасси позволяло в значительной мере упростить эксплуатацию машин двух типов, составляющих основу перспективного ракетного комплекса.
В некоторых источниках упоминается, что основой для ракетного комплекса «Волга» могли стать шасси иных типов. Специальное оборудование могло устанавливаться на машинах типа МАЗ-79111, БАЗ-6941 или БАЗ-6942. От новой разработки с шифром «69481М» эти шасси отличались основными особенностями конструкции, применением иных двигателей, а также другой конфигурацией ходовой части с четырьмя осями и полным приводом. Тем не менее, сведения о проработке такой версии проекта 9К716 «Волга» отсутствуют.
По результатам предварительных проработок проекта был сформирован облик перспективной ракеты, способной обеспечить выполнение условий технического задания. Для повышения дальности стрельбы до требуемого уровня следовало использовать двухступенчатую архитектуру ракеты, а также системы управления, основанные на существующих разработках. По имеющимся данным, при создании новой ракеты предлагалось использовать не только имеющиеся наработки, но и некоторые готовые изделия, заимствованные из предыдущих проектов.
Ракета комплекса «Волга» могла представлять собой двухступенчатую систему, оснащенную твердотопливными двигателями. В качестве первой ступени этого изделия мог использоваться ракетный блок ракеты 9М714 комплекса «Ока». Вторая ступень с собственным двигателем, боевой частью и системами управления должна была разрабатываться заново, хотя и с достаточно широким использованием имеющихся наработок или агрегатов.
Итогом такого проекта должна была стать ракета, имеющая цилиндрический корпус первой ступени и вторую ступень с корпусом сложной формы, имеющей длинный конический головной обтекатель. В хвостовой части обтекателя должны были помещаться Х-образные стабилизаторы. Также обе ступени планировалось оснастить решетчатыми рулями для управления на активном участке полета. Следовало использовать традиционную для подобных ракет компоновку с головным размещением боевой части и приборного отсека. Двигатель первой ступени должен был занимать почти весь объем корпуса, второй – только ее хвостовую часть.
Для управления ракетой на активном участке полета планировалось использовать автономную инерциальную систему. При помощи набора гироскопов она должна была следить за перемещениями ракеты в полете, определять отклонения от заранее рассчитанной траектории, а затем выдавать команды для рулевых машинок. По-видимому, в составе такой системы наведения могли использоваться как существующие, так и новые приборы.
В некоторых источниках упоминается, что в восьмидесятых годах несколько отечественных научно-исследовательских организаций изучали вопрос оснащения баллистических ракет радиолокационными головками самонаведения. В этом случае должна была применяться ГСН корреляционного типа с использованием цифровой карты местности. Управление полетом отделяемой боевой части на конечном участке траектории должно было осуществляться при помощи набора аэродинамических рулей. Подобное оснащение в теории позволяло повысить точность наведения на конечном участке полета, а также изменять цель после пуска. Насколько известно, разработка подобных систем наведения не была завершена по ряду причин.
Ракету комплекса «Волга» планировалось оснащать боевыми частями разных типов. В первую очередь, рассматривалась возможность применения ядерного боезаряда. Кроме того, специальная боевая часть могла заменяться фугасной или иной требуемого типа. По имеющимся данным, на определенной стадии разработки проекта предлагалось создание целого семейства из 14 ракет разного назначения с отличающимся боевым оснащением.
Использование готовых комплектующих, таких как ракетный отсек от изделия 9М714, в сочетании с новыми агрегатами и двухступенчатой архитектурой позволяло добиться значительного повышения характеристик дальности стрельбы. В соответствии с изначальными планами, дальности полета новой ракеты должна была достигать 600 км. По другим данным, развитие проекта позволило поднять максимальную дальность до 1000 км. Расчетные параметры точности стрельбы неизвестны.
После принятия на вооружение перспективный оперативно-тактический ракетный комплекс 9К716 «Волга» должен был заменить имеющиеся в войсках системы «Темп-С». В таком случае атака целей на дальностях до 400 км могла осуществляться комплексами «Ока», а стрельба на дальности 400-1000 км должна была стать задачей новых систем «Волга». При этом в обоих случаях обеспечивалась доставка к цели боевых частей различных типов, в том числе специальных.
В 1987 году Брянский автомобильный завод завершил проектирование специального шасси «69481М», после чего начал сборку опытного образца такой машины. Готовый прототип машины отправили в Коломну для переоборудования по новому проекту. В силу определенных причин испытания шасси предлагалось провести в конфигурации транспортно-заряжающей машины. В ходе ее строительства шасси получило обновленный корпус увеличенной высоты и, возможно, некоторое внутреннее оборудование. В таком виде опытная машина отправилась на полигон для проверок.
После первых испытаний на полигонных трассах транспортно-заряжающая машина на шасси «69481М» подверглась некоторым доработкам. На сохранившихся фотографиях видно, что разные части корпуса машины подверглись тем или иным изменениям. Так, появилась дополнительная вентиляционная решетка на моторном отсеке, между второй и третьей осями установили увеличенный кожух для дополнительного оснащения, а также смонтировали несколько дополнительных люков в разных частях бортов. По-видимому, эти изменения были связаны с перекомпоновкой специального оборудования и некоторых других агрегатов в связи с результатами первых испытаний.
К времени начала испытаний опытной транспортно-заряжающей машины прочие элементы перспективного комплекса «Волга» находились на стадии проектирования. Было завершено эскизное проектирование, после чего начался следующий этап подготовки конструкторской документации. Вероятно, некоторые агрегаты различных элементов ракетного комплекса в виде опытных образцов дошли до испытаний, однако полноценное строительство прототипов, пригодных для проведения полигонных проверок, не начиналось.
Разработка оперативно-тактического ракетного комплекса 9К716 «Волга» продолжалась до конца 1987 года, когда все работы были остановлены. В начале декабря в Вашингтоне был подписан Договор о ликвидации ракет средней и малой дальности. Система «Волга» с дальностью стрельбы до 1000 км, в соответствии с положениями Договора, классифицировалась как ракетный комплекс средней дальности. Соответственно, дальнейшая разработка проекта была невозможной.
Исполняя обязательства, взятые в рамках Договора о РСМД, Советский Союз снял с вооружения и утилизировал ракетные комплексы нескольких типов. В сфере систем малой дальности сокращения проявились в списании комплексов 9К76 «Темп-С». Кроме того, международное соглашение не позволило продолжить разработку комплекса, который рассматривался в качестве замены для снятой с вооружения системы. Проект 9К716 «Волга» так и остался на ранних стадиях, не дойдя до строительства и испытания основных элементов комплекса.
Появление Договора о ликвидации ракет средней и малой дальности не позволило продолжать эксплуатацию некоторых комплексов, а также привело к закрытию ряда перспективных проектов, предназначавшихся для перевооружения ракетных войск в будущем. Проект «Волга» оказался одной из последних отечественных разработок в области ракетных систем малой дальности. Использование существующих наработок и новых идей позволяло рассчитывать на получение высоких характеристик и достижения определенного повышения боевой эффективности в сравнении с существующими системами, однако все эти планы не были реализованы. Договор о РСМД поставил точку в развитии важного направления ракетной техники, заставив советскую, а затем и российскую оборонную промышленность применять новые идеи в других сферах.